Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Оценка 4.6
Научные работы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
02.03.2017
Данная статья знакомит с проектом "Аквапоника" в рамках сетевого взаимодействия трех школ Приволжского района Астраханской области, а именно - МБОУ "Осыпнобугорская СОШ", МБОУ "Трехпротокская СОШ", МБОУ "им.Джанибекова". Это новый шаг в системе образования сельских школ. Реализуется он на основе работы кружков "Юный биолог", "Глобаллаб" и др.Данная статья знакомит с проектом "Аквапоника" в рамках сетевого взаимодействия трех школ Приволжского района Астраханской области,
СетПРОЕКТ аквапоника.doc
Сетевой проекта «Аквапоника» в Астраханской области
В практике деятельности образовательных учреждений начинают
складываться различные формы совместного использования несколькими
юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов для
организации обучения на уровнях основного и среднего общего образования.
Это обеспечивает обучающемуся более широкий спектр возможностей
самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов
и образовательных программ вне зависимости от ведомственной
принадлежности образовательных учреждений.
Поддержка взаимодействия образовательных учреждений и нормативное
регулирование складывающихся между ними отношений для реализации
образовательных программ, в т.ч. внеурочной деятельности, становится
возможным при организации сетевого взаимодействия образовательных
учреждений.
Применительно к образовательной деятельности сетевое взаимодействие
рассматривается в трех аспектах:
• сеть как система взаимодействия ее участников – образовательных
учреждений и других субъектов, объединенных единым координационным
центром или обменом ресурсов;
• в содержательном плане сетевое взаимодействие выстраивается вокруг
совместной образовательной программы, в том числе программы внеурочной
деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее
реализацию, в том числе в виде ресурсов. При этом все возможные отношения
между участниками будут опосредованы программой;
• для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при
разработке его индивидуальной образовательной траектории он оказывается в
ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих
образовательных целей.
В практике организации внеурочной деятельности используются
разнообразные виды организационных моделей:
оптимизационная модель: организация внеурочной деятельности на базе
одного учреждения;
модель дополнительного образования: организации внеурочной
деятельности на базе внешних учреждений (дополнительного образования
детей, учреждений культуры, спорта) во взаимодействии с учреждениями
дополнительного образования;
инновационнообразовательная модель: организация внеурочной
деятельности на базе самого образовательного учреждения (отдельные
направления) и внешних учреждений.
интегративнодеятельностная модель: организация внеурочной
деятельности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений (оптимизация), обеспечивающих обучающимся возможность
осваивать образовательные программы различного уровня и направленности;
модель сетевого взаимодействия: предполагает организацию
внеурочной деятельности с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Образовательные учреждения, входящие в сетевое взаимодействие,
организуют свою деятельность, реализуя общеобразовательные программы и
программы дополнительного образования.
Все члены данной модели выполняют общую миссию – обеспечение
условий для развития личности каждого учащегося, подготовка учащихся к
свободному,
осознанному и ответственному выбору им своей
образовательной траектории и профессиональному самоопределению.
В основе создания модели сетевого взаимодействия лежат следующие
основные принципы:
• принцип открытости образовательной системы как условия
саморазвития;
• принцип непрерывности в реализации образовательных программ,
обеспечивающий преемственность общего, профессионального и высшего
образования;
• принцип сетевого взаимодействия как основа социального партнерства
образовательных учреждений и других организаций.
В связи с введением ФГОС на основном и среднем уровне образования
необходимо обновление специализированных кабинетов и лабораторий для
проведения практических исследований и проектной деятельности учащихся в
соответствии с современными запросами участников образовательного
процесса.
В настоящее время на базе 15 образовательных организаций
Астраханской области развёрнуты системы аквапоники FishPlant Family Unit и
FishPlant Production Unit, которые могут стать основой материально
технического оснащения естественнонаучных лабораторий и ресурсом для
реализации сетевого проекта «Аквапоника».
Сетевой проект «Аквапоника» направлен на создание условий для
развития исследовательской компетенции обучающихся, их профессионального
самоопределения и формирование мотивации к дальнейшему трудоустройству.
При разработке проекта «Аквапоника» учитывались:
• тенденции современного образования;
• проблемы глобализации, требующие перехода к сетевым системам
образования;
• расширение пространства образовательного учреждения;
• увеличение потенциала за счет взаимодействия, социального
партнерства;
• индивидуализация траекторий образования;
• интегрированные методы обучения. Потенциальными участниками проекта являются обучающиеся
общеобразовательных организаций Астраханской области,
имеющие
оборудованные лаборатории для осуществления проектноисследовательских
работ по аквапонике, гидропонике и аквакультуре или обучающиеся
общеобразовательных организаций, готовых и имеющих возможность войти в
данный сетевой проект на условиях взаимовыгодного партнёрства.
В настоящее время участниками проекта являются 15
общеобразовательных организаций Астраханской области.
Сетевой проект «Аквапоника» предполагает 3 этапа.
Содержание первого этапа
создание
организационнометодических условий запуска и реализации сетевого проекта.
1. Создание рабочей группы из представителей образовательных
организаций для определения общей программы деятельности по развитию
аквапоники в рамках внеурочной деятельности.
проекта:
сетевого
2. Формирование мобильных групп школьников для участия в проектно
исследовательской деятельности по аквапонике.
3. Определение общей программы деятельности по профессиональному
самоопределению обучающихся и формированию мотивации к занятию
аквапоникой совместно с организациями среднего профессионального
ведущими
образования и профильного высшего образования,
агропредприятиями
«Астраханьрыбхоз»),
другими
заинтересованными субъектами и объединениями.
(ассоциация
4. Проведение социологических опросов обучающихся по выявлению
интересов и склонностей, формирование на их основе мобильных групп
школьников, закрепление педагоговкураторов от организаций общего и
профессионального образования и определение соответствующих форматов и
траектории дальнейшей работы по профессиональному самоопределению
школьников в области аквакультуры, гидро и аквапоники.
Содержание второго этапа
создание
организационнопедагогических условий для индивидуальной образовательной
активности обучающихся, становления его способностей к самоопределению,
самоорганизации,
осмыслению своих образовательных и жизненных
перспектив.
проекта:
сетевого
1. Реализация соответствующих учебных (общеразвивающих и
профильных) курсов (дисциплин).
2. Организация социальных практик и проектноисследовательской
деятельности обучающихся по агротехнологическому,
социально
ориентированному, учебноисследовательскому направлениям, формирующим
мотивационные основы для дальнейшего обучения по рассматриваемому
профилю. Содержание третьего этапа
создание
условий
профессионального
организационнопедагогических
самоопределения обучающихся,
становления его способностей к
самоорганизации, осмыслению своих профессиональных и жизненных
перспектив.
проекта:
сетевого
для
1. Работа с целевой группой обучающихся над бизнеспроектами,
ориентированными на получение представлений и первичного опыта избранной
профессии агропрофиля (аквапоника, гидропоника, аквакультура);
2.
Продолжение мотивационной работы с обучающимися,
но
заинтересованными в получении профессий иного профиля,
интересующихся аквапоникой и гидропоникой на бытовом уровне.
Профориентационные
обучающихся
общеобразовательных организаций могут реализовываться следующим образом:
1 этап – ознакомительный: обобщение знаний о мире профессий,
мероприятия
для
предварительная диагностика интересов, способностей, склонностей.
2 этап – подготовительный: расширение, углубление знаний о мире
профессий, формирование умений соотносить цели выбора будущей профессии
со своими личностными возможностями.
3 этап – основной: определение индивидуальной стратегии образования,
помощь в выборе профиля образования.
В ходе реализации сетевого проекта будут развиваться следующие
направления деятельности: информационноаналитическое; организационно
методическое;
экспертноконсультационное;
образовательное.
профориентационное;
Задачи, решаемые в ходе реализации сетевого проекта «Аквапоника»,
для удобства сгруппированы и могут решаться последовательно, параллельно
или по мере необходимости:
Первая группа:
• разработка и внедрение в практику сетевых образовательных программ,
сетевых социальных и культурнообразовательных проектов, сетевых
программы повышения квалификации;
• разработка учебнометодической базы сетевого взаимодействия;
• изучение проблемных областей деятельности образовательных учреждений;
• разработка и согласование программы развития социального партнерства;
• организация сетевого взаимодействия;
• нормативноправовое обеспечение взаимодействия образовательных
учреждений и социальных партнеров.
Вторая группа:
• исследование запросов потребителей образовательных услуг; • осуществление прогнозноаналитической деятельности по изучению рейтинга
профессий и специальностей рынка труда;
• разработка проекта «Реклама профессий, специальностей»;
• создание информационного банка данных по образовательным услугам;
• подготовка и издание справочников образовательных услуг;
• реализация профориентационной и профконсультационной деятельности.
методической,
основной средней школы с учреждениями
Третья группа:
• организация работы творческих групп по разработке инновационных моделей
обучения; выявление научнометодических, информационных потребностей и
запросов учреждений образования всех уровней;
• разработка системы кооперации (педагогической,
организационной)
профессионального образования;
• формирование библиотеки и медиатеки с выходом коллективного
пользования в Интернет;
• организация работ по распространению методических материалов;
• проведение экспертизы учебных программ, проектов, методических
рекомендаций;
• оказание консультационных услуг.
Четвертая группа:
• представление информационноконсультационных услуг по вопросам
реализуемого проекта;
• организация проведения тренингов, мастерклассов для руководителей
образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования,
педагогов;
• создание резерва педагогического персонала из числа специалистов, имеющих
опыт профессиональной деятельности (тьюторов);
• привлечение инвестиционных потоков со стороны экономических структур в
развитие современной учебноматериальной базы образовательных учреждений;
• кооперация с предприятиями для организации производственной практики и
профессиональной подготовки.
Пятая группа:
• удовлетворение образовательных запросов населения через систему
дополнительного образования;
• организация технологического обучения учащихся общеобразовательных
школ;
• организация дистанционного обучения участников сетевого проекта;
• исполнение заказа на ПК, дополнительные образовательные услуги на
возмездной основе; • выявление возможностей использования образовательных ресурсов
социальных партнеров для организации учебных, проектноисследовательских
практик обучающихся;
• системное отслеживание выпускников, закрепляемости и трудоустройства
выпускников.
Шестая группа:
• организация обмена опытом, поддержка конкурсов, соревнований, олимпиад;
• распространение инновационных результатов деятельности, достигнутых в
учреждениях образования (семинары, вебинары и т.д.);
• организация сотрудничества с образовательными учреждениями стран
ближнего и дальнего зарубежья по направлению проекта;
• участие в деятельности международных организаций и в проводимых ими
мероприятиях (конгрессах, семинарах);
• организация выставочной деятельности;
• широкое использование средств массовой информации для освещения
совместной деятельности.
В образовательных организациях области проект может реализоваться по
следующим программам: «Юный эколог», «Выращивание ягодных (овощных)
культур в условиях аквапоники», «Особенности выращивания однолетних и
многолетних культур в условиях аквапоники», «Крестьянское хозяйство.
Аквапоника и аквакультура»,
«Растениеводство и гидропоника»,
«Выращивание определённого вида рыб в аквапонике» и др.
Мероприятия по реализации сетевого проекта «Аквапоника»:
1. Установочный семинарпрактикум для ОО «Подготовка системы АП к
работе».
2. Семинар: «Реализация сетевого проекта «Аквапоника».
3. Круглый стол: «Аквапоника: первые шаги».
4. Профориентационные мероприятия «Мир профессий: новые
горизонты».
5. Цикл экскурсий в рыбоводческие хозяйства.
6. Конкурс проектов (разработка установок гидропоники и аквапоники).
7. Региональная конференция для участников сетевого проекта
«Аквапоника».
Обучающиеся, научные руководители и педагоги получат возможность
выступить с докладами и результатами проектноисследовательской
деятельности. Лучшие практики могут быть представлены на конференциях
различного уровня, исследовательские работы опубликованы в периодических
изданиях, на сетевых площадках, что является успешным вкладом в создание
портфолио учащегося и педагога. 8. Региональная конференция для представителей образовательных
организаций, муниципальных образований и бизнессообщества по теме:
«Социальное партнерство и межсетевое взаимодействие в решении проблемы
удовлетворения потребностей регионального рынка труда».
Показатели по достижению результатов проекта:
расширение партнёрской сети на территории Астраханской области,
активизация участия обучающихся и педагогов в социальнообразовательных
проектах и программах;
организация научнометодической и консультационной поддержки
образовательных учреждений;
формирование осознанного выбора профессии (специальности) с учетом
перспективных тенденций развития рынка труда;
трансляция накопленного педагогическим коллективом опыта реализации
основного и профильного современного образования;
обновление содержания образования на основе системнодеятельностного
подхода, проектноисследовательской технологии и ИКТ.
На начальном этапе предлагаем два проекта, расположенных на площадке
ГлобалЛаб.
Сетевой проект «Знакомство с аквапоникой»
https://globallab.org/ru/project/cover/dbaf53ff996d4aeea87c
e197e8aa2819.ru.html#.WKAVevmLTIU
Введение в проект.
В современном мире жители мегаполисов всё больше интересуются
натуральным хозяйством и качественными продуктами питания. Однако
позволить себе это могут разве что те, у кого есть загородные участки. А вот в
городских условиях заниматься фермерством можно с помощью гидропоники и
аквапоники.
πόνος
aqua – вода и греческого
Слово «Аквапоника» происходит от двух отдельных слов: латинского
– работа. Однако в нашем случае всё сложнее.
Первое слово «Aqua», конечно, означает «вода», но взято оно из другого
составного слова «аквакультура», что означает «выращивание рыбы». Второе
слово – «ponics», ранее использовалось в слове «гидропоника», где «
» –
вода; полный перевод – работа по выращиванию растений в воде.
ὕδρα
Таким образом, «аквапоника» может означать совместное выращивание
рыбы и растений. В более широком смысле «аквапоника» – это разведение рыбы и других водных животных совместно с растениями в условиях
искусственной экосистемы.
Аквапоника сегодня – высокотехнологичный способ ведения сельского
хозяйства, сочетающий аквакультуру (выращивание водных животных) и
гидропонику (выращивание растений без грунта). Аквапоника представляет
собой искусственно созданную экосистему, в которой ключевыми являются
три типа живых организмов: рыбы, растения и бактерии.
Данные системы могут быть как большими, так и малыми в зависимости
от желания и возможностей, и потенциально способны давать рыбу и овощи в
больших количествах.
Цель
Изучить устройство аквапонической системы.
Оборудование и материалы
Фотоаппарат или фотокамера мобильного устройства.
Зачем в исследовании нужны материалы других участников
Все вместе мы можем составить большую коллекцию аквапонических
систем, работающих по всему миру. Найти единомышленников и
потенциальных партнёров для развития аквапоники.
Протокол проведения исследования
1. Укажите ваше местоположение.
2. Укажите название вашей системы (если есть). Если нет, расскажите
откуда появилась ваша аквапоническая система.
3. Сделайте фотографию вашей аквапонической системы. Постарайтесь
сфотографировать все характерные особенности системы, её составные части.
4. Расскажите об устройстве вашей аквапонической системе. Каковы её
особенности, на какой объём воды рассчитана ваша система.
5. Расскажите о том, какие растения и какую рыбу вы выращиваете. Если
вы только начинаете занятия аквапоникой, расскажите о своих планах.
6. Используя материалы Интернета, расскажите о той системе, которая
вам больше всего понравилась.
7. Предложите свой вариант аквапонической системы.
Техника безопасности
1. Осторожное обращение с электричеством.
2. Внимательно и осторожно обращаться с химическими компонентами.
Сетевой проект «Аквапоника – искусственная экологическая
система». https://globallab.org/ru/project/inquiry/8dead9d518994729ae87
24665c5923dc.ru.html#.WKAeAfmLTIU
Аквапоника – это новая высокотехнологичная сельскохозяйственная
технология, которая сочетает в себе как выращивание растительной
продукции, так и производство продукции рыбной. Это взаимосвязанная
гибридная система прудового хозяйства и гидропоники. Овощи и травы
выращиваются в контейнерах, не содержащих почву, а своё питание растения
получают из сточных вод, выбрасываемых из прудов. Растения питаются
бактериями от продуктов жизнедеятельности рыб, а затем эта вода
возвращается обратно в пруд в очищенном виде.
Цель
Исследовать аквапонику как экосистему.
Гипотеза
Не все биологические организмы могут существовать вместе в одной
экосистеме аквариума.
Оборудование и материалы
1. Если у когото дома или в школе есть аквапоническая система, то она может
стать одним из основных предметов, оборудованием и материалом
исследования.
2. Справочная литература.
3. Фотоаппараты и компьютеры.
Зачем в исследовании нужны материалы других участников
Обширное сообщество ГлобалЛаб позволит собрать наиболее полную
информацию о новой искусственной экосистеме и доказать или опровергнуть
гипотезу.
Протокол проведения исследования
1. Выбрать два разных биологических организма (животный и растительный).
2. Узнать из справочной литературы особенности их существования.
3. Сравнить возможность их сосуществования в экосистеме аквапоника.
4. Записать результаты в анкету
Техника безопасности
Берегите природу!
1.
Укажите местоположение
Анкета Перетащите маркер на карте, чтобы указать местоположение
более точно.
2. Ваш пол
мужской
женский
3. Ваш возраст
6 10 лет
11 14 лет
15 18 лет
более 18 лет
4. Растения аквапоники.
Выберите одно растение, которое вы хотели бы вырастить или уже вырастили
в аквапонике. Найдите его название и описание в справочнике, запишите.
5. Фотография выбранного растения
Перетащите сюда файл с изображением или выберите его на компьютере.
6. Какую основную роль выполняет выбранное вами растение в
экосистеме аквапоника и запишите (если будет больше одной, то
напишите не более трех, но самых важных)
биологическое равновесие водной среды
обогащают воду кислородом
играют важную роль в обмене веществ
очистка воды
фильтрация воды снижают жесткость воды и поглощают кальций
необходимы для рыб в период нереста
водоросли являются основной пищей
витаминная добавка в рационе рыб
другое
7. Животные аквапоники.
Выберите одно водное животное, которое вы хотели бы выращивать в
аквапонике. Найдите его название и описание в справочнике, запишите.
8. Фотография выбранного животного
Перетащите сюда файл с изображением или выберите его на компьютере.
9. Если вы выбрали рыбу, определите к какому семейству она относится. o Семейство: Белонтиевые
o Семейство: Вьюновые
o Семейство: Карповые
o Семейство: Пецилиевые
o Семейство: Харациновые
o Семейство: Цихлиды
o Семейство: Сомовые
o Другое
10. Особенности выбранной рыбы (или другого животного)
Воспользуйтесь справочниками и постарайтесь описать особенности
содержания выбранной рыбы (или другого животного). Опишите откуда она
происходит, в каких условиях её лучше содержать: температура воды,
насыщенность воды кислородом, солнечным светом, необходимость
наличия растений, подвижные рыбы или нет, чем питается рыба ... т.п.
11. Могут ли выбранная рыба (или иное животное) и растение
сосуществовать в одной экосистеме?
Попробуйте определить из описанного вами или по справочнику, могут ли
выбранные обитатели аквапоники ужиться вместе.
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Сетевой проект "Аквапоника" в практике МБОУ "Осыпнобугорская СОШ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.