Приложение к ОПОП
40.02.04 Юриспруденция
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ. 06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
для специальности (профессии)
40.02.04 Юриспруденция
Екатеринбург
2025 год
|
Рабочая программа рассмотрена предметно-цикловой комиссией правоведения Председатель предметно-цикловой комиссии А.В. Андреев Протокол № _____ от «___»_____________20___г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы, размещенной в федеральном реестре ПООП СПО и в соответствии с ФГОС СПО по специальности (профессии) 40.02.04 Юриспруденция |
|
|
|
Разработчик: Ефремова Дарья Сергеевна ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»
Согласование рабочей программы учебной дисциплины СГ.06 Основы финансовой грамотности пройдено.
СОДЕРЖАНИЕ
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
|
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
________________________________________________________________________________
(индекс, наименование дисциплины)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 40.02.04 Юриспруденция, входящей в укрупненную группу специальностей (профессий) 40.00.00 Юриспруденция.
При реализации рабочей программы применяются современные педагогические технологии, в том числе технологии дистанционного обучения и электронные ресурсы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГ. 06 Основы финансовой грамотности относится к социально-гуманитарному циклу образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности(профессии) 40.02.04 Юриспруденция.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.1.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания, необходимые для эффективного управления личными финансами, понимания принципов функционирования финансовой системы, а также для защиты своих финансовых прав.
(из Примерной программы + ПС (профессиональные стандарт – при наличии))
|
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
|
ОК 01 |
- Выявлять и анализировать основные финансовые понятия и термины. - Применять полученные знания для решения практических задач. |
- Основные понятия и термины финансовой грамотности. - Виды финансовых инструментов. - Основы планирования бюджета. |
|
ОК 02 |
- Оценивать риски и возможности финансовых операций. - Определять стратегии сбережения и инвестирования. |
- Принципы управления личными финансами. - Способы сбережения и приумножения капитала. - Риски и возможности различных финансовых продуктов. |
|
ОК 04 |
- Анализировать информацию о финансовых продуктах и услугах. - Оценивать выгодность и риски финансовых предложений. |
- Законодательство в области финансовых услуг и защиты прав потребителей. - Понятие инфляции, дефляции и их влияние на финансы. |
|
ОК 05 |
- Составлять личный финансовый план. - Применять полученные знания для принятия обоснованных финансовых решений. |
- Понятие личного финансового плана и принципы его составления. - Виды доходов и расходов. - Методы анализа финансового состояния. |
|
ОК 06 |
- Ориентироваться в различных финансовых инструментах, понимая их преимущества и недостатки. - Различать виды кредитов и условия кредитования. |
- Основы налогообложения. - Принципы страхования. - Виды кредитных продуктов и их условия. |
|
ПК 1.1. |
- Толковать нормы права, регулирующие финансовую сферу. - Определять юридически значимые факты в финансовых отношениях. - Анализировать судебную практику по финансовым спорам. |
- Система нормативных правовых актов, регулирующих финансовую сферу (гражданское, налоговое, банковское, страховое законодательство и др.). - Методология толкования норм права. - Основные правовые позиции по финансовым спорам, отраженные в судебной практике. |
|
ПК 1.2. |
- Анализировать фактические обстоятельства финансовых споров. - Определять применимые нормы права. - Разрабатывать правовую позицию по делу. - Готовить юридические консультации и заключения. - Представлять интересы клиентов в суде и других органах. |
- Нормы гражданского, административного и уголовного права, регулирующие финансовые отношения. - Порядок разрешения финансовых споров в судебном и внесудебном порядке. - Правовые позиции, формируемые судебной практикой. |
|
ПК 1.3 |
- Составлять проекты договоров, претензий, исковых заявлений и других юридических документов, используемых в сфере финансовых отношений. - Использовать информационные технологии для поиска и анализа правовой информации. - Оформлять юридические документы в соответствии с установленными требованиями. |
- Требования к форме и содержанию юриди операции. - Методы проведения правовой экспертизы документов. - Инструменты мониторинга соблюдения законодательства. |
|
ПК 2.1. |
- Проводить правовую экспертизу документов и деятельности субъектов права в сфере финансовых отношений. - Выявлять нарушения законодательства Российской Федерации в сфере финансовых отношений. - Оценивать риски, связанные с несоблюдением законодательства. - Принимать меры по предотвращению нарушений законодательства. |
- Нормативные правовые акты, регулирующие финансовую сферу (гражданское, банковское, страховое законодательство и т.д.). - Методы проведения правовой экспертизы. - Методы выявления и оценки рисков нарушений законодательства. - Порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства в финансовой сфере. |
|
ПК 3.1 |
- Давать консультации по вопросам финансового планирования, страхования, налогообложения и других аспектов финансовой грамотности. - Разъяснять гражданам их права и обязанности в сфере финансовых отношений. - Информировать граждан о мерах социальной поддержки, предоставляемых государством. |
- Основы финансового планирования, страхования, налогообложения. - Законодательство о социальной защите граждан. - Методы консультирования и информирования граждан. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.1.1 Очная форма обучения
|
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
34 |
|
Объем образовательной программы |
34 |
|
в том числе: |
|
|
теоретическое обучение |
26 |
|
практические занятия (если предусмотрено) |
8 |
|
Промежуточная аттестация проводится в форме дифферинцированного зачета |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
2.2.1. Очная форма обучения
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы (ПК, ОК) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Основы финансовой грамотности |
|||
|
Тема 1.1. Введение в финансовую грамотность |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01, ОК 04, ПК 1.1 |
|
Понятие финансовой грамотности |
|||
|
Значение финансовой грамотности |
|||
|
Основные финансовые понятия и термины |
|||
|
Источники финансовой информации |
|||
|
Тематика практических занятий и лабораторных работ: |
|
||
|
Практическое занятие № 1: Анализ личных финансовых целей. |
2 |
||
|
Тема 1.2. Финансовое планирование и управление бюджетом |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ПК 1.1 |
|
Личный финансовый план: цели, задачи, структура. |
|||
|
Виды доходов и расходов |
|||
|
Инструменты планирования бюджета |
|||
|
Анализ финансового состояния |
|||
|
Тема 1.3. Сбережения и инвестиции |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 06, ПК 1.1 |
|
Цели и виды сбережений |
|||
|
Финансовые инструменты сбережений |
|||
|
Инвестиции: понятие, цели, виды |
|||
|
Риски инвестирования |
|||
|
Раздел 2. Финансовые продукты и услуги |
|||
|
Тема 2.1. Банковсские продукты и услуги |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 06, ПК 1.2 |
|
Виды банковских продуктов и услуг |
|||
|
Кредиты: виды, условия, риски |
|||
|
Бакновские карты: виды, преимущества, недостатки |
|||
|
Права потребителей финансовых услуг |
|||
|
Тематика практических занятий и лабораторных работ: |
|
||
|
Практическое занятие № 2: Сравнительный анализ кредитных предложений. |
2 |
||
|
Тема 2.2 Страхование
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 06, ПК 1.2, ПК 2.1 |
|
Виды страхования |
|||
|
Условия страхования |
|||
|
Страховые риски и страховые случаи |
|||
|
Порядок урегулирования страховых споров |
|||
|
Тематика практических занятий и лабораторных работ: |
|||
|
Практическое занятие № 3: Анализ страховых полисов. |
2 |
|
|
|
Тема 2.3 Налоги и налогообложение
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 06, ПК 1.2, ПК 1.3 |
|
Основные понятия налогообложения |
|||
|
Виды налогов |
|||
|
Порядок исчисления и уплаты налогов |
|||
|
Налоговые льготы |
|||
|
|
|||
|
Тема 2.4 Финансовые мошенничества и защита от них
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 09, ПК 3.1 |
|
Виды финансовых мошенничеств |
|||
|
Способы защиты от мошенничества |
|||
|
Действия при обнаружении мошенничества |
|||
|
Права потребителей финансовых услуг при мошенничестве |
|||
|
Тематика практических занятий и лабораторных работ: |
|||
|
Практическое занятие № 4: Анализ схем финансовых мошенничеств. |
2 |
|
|
|
Раздел 3. Дополнительные аспекты финансовой грамотности |
|||
|
Тема 3.1 Кредитная история |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 05, ПК 1.1 |
|
Понятие кредитной истории и значение |
|||
|
Состав кредитной истории |
|||
|
Способы улучшения кредитной истории |
|||
|
Как избежать проблем с кредитной историей |
|||
|
Тема 3.2 Финансовые рынки и инвестиции в ценные бумаги |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 02, ОК 04, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.2 |
|
Понятие финансового рынка, его структура и участники |
|||
|
Рынок акций: виды акций, факторы, влияющие на цены, как выбрать акции для инвестиций. |
|||
|
Рынок облигаций: виды облигаций, риски и доходность. |
|||
|
Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) и другие коллективные инвестиции. |
|||
|
Основы технического и фундаментального анализа. |
|||
|
Риски и возможности инвестирования в ценные бумаги. |
|||
|
Тема 3.3 Наследование и дарение имущества: финансовые аспекты |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1 |
|
Порядок наследования имущества по закону и по завещанию. |
|||
|
Налог на наследство и дарение. |
|||
|
Оценка имущества для целей наследования. |
|||
|
Управление наследственным имуществом. |
|||
|
Планирование наследования: завещание, наследственный договор, трасты. |
|||
|
Дарение имущества: особенности, риски, правовые последствия. |
|||
|
Тема 3.4 Финансовая грамотность и предпринимательство |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1 |
|
Основы финансового планирования для бизнеса. |
|||
|
Источники финансирования бизнеса: собственные средства, кредиты, инвестиции. |
|||
|
Управление денежными потоками. |
|||
|
Налогообложение малого и среднего бизнеса. |
|||
|
Финансовая отчетность: основные показатели и их анализ. |
|||
|
Банкротство и ликвидация предприятия. |
|||
|
Тема 3.5 Государственная поддержка граждан в финансовой сфере |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 2.1, ПК 3.1 |
|
Виды социальных выплат и пособий: пенсии, пособия по безработице, материнский капитал и др. |
|||
|
Программы государственной поддержки отдельных категорий граждан: ипотека для молодых семей, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и др. |
|||
|
Налоговые вычеты: социальные, имущественные, инвестиционные и др. |
|||
|
Защита прав потребителей финансовых услуг со стороны государства. |
|||
|
Финансовая грамотность как часть государственной политики. |
|||
|
Виды социальных выплат и пособий: пенсии, пособия по безработице, материнский капитал и др. |
|||
|
Аттестация |
Дифференцированный зачет – 2 часа |
|
|
|
Всего |
34 |
|
|
Календарно-тематический план
заочная форма обучения (при наличии)
при отсутствии данной формы обучения таблица удаляется
|
№ занятия |
Темя занятия( совпадает с записью в журнале) |
Количество часов |
Задания обучающимся |
|
1 |
Введение в финансовую грамотность |
2 |
Разработка опорного конспекта |
|
2 |
Финансовые мошенничества и защита от них |
2 |
Разработка опорного конспекта |
|
3 |
Практическое занятие № 2: Анализ схем финансовых мошенничеств. |
2 |
Выполнение задания https://md.urpc.ru/ курс |
|
|
Промежуточная аттестация по УД в форме дифференцированного зачета |
2 |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
26 |
|
|
|
Всего |
34 |
|
2.3. Содержание домашних заданий, обучающихся (очная форма обучения)
|
Наименование темы |
Содержание домашнего задания |
|
Тема 1.1. Введение в финансовую грамотность |
Подготовка реферата по теме: «История развития финансовой грамотности». |
|
Тема 1.2. Финансовое планирование и управление бюджетом |
Подготовка презентации по теме: «Инструменты финансового планирования». |
|
Тема 1.3. Сбережения и инвестиции |
Подготовка доклада по теме: «Инвестиционные риски и способы их снижения». |
|
Тема 2.1. Банковские продукты и услуги |
Подготовка презентации по теме: «Безопасность использования банковских карт». |
|
Тема 2.2. Страхование |
Подготовка реферата по теме: «Роль страхования в экономике». |
|
Тема 2.3. Налоги и налогообложение |
Подготовка доклада на тему: «Налоговые льготы и вычеты для физических лиц». |
|
Тема 2.4. Финансовые мошенничества и защита от них |
Подготовка презентации по теме: «Способы защиты от финансовых мошенничеств». |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий, комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном носителе (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, методические рекомендации и разработки);
техническими средствами обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением с доступом к сети Интернет; оргтехника; мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13794-1.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Фрицлер, А. В. Финансовая грамотность: 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 157 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16073-4.
2. Екимова, К. В. Финансовый менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03698-5.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(заполняется в соответствии с пунктом 1.3)
|
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
|
ОК 01, ОК 02, 04, ОК 05, ОК06 |
Характеристики демонстрируемых знаний: - демонстрирует знание основных понятий, терминов, определений финансовой грамотности; - знает виды финансовых инструментов; - знает основы планирования бюджета; - демонстрирует знание законодательства в области финансовых услуг. |
Оценка результатов выполнения: - Тестирование; - Контрольная работа; - Ответы на вопросы дифференцированного зачета. |
|
ОК 01, ОК 02, 04, ОК 05, ОК06, ПК 1.1, ПК 1,2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 3.1 |
Характеристики демонстрируемых умений: - умеет выявлять и анализировать основные финансовые понятия и термины; - умеет применять полученные знания для решения практических задач. - Умеет составлять личный финансовый план. - Умеет применять полученные знания для принятия обоснованных финансовых решений. - Умеет анализировать информацию о финансовых продуктах и услугах. - Умеет оценивать выгодность и риски финансовых предложений. - Умеет ориентироваться в различных финансовых инструментах, понимая их преимущества и недостатки. |
Оценка результатов выполнения заданий: - Практические занятия; - Решение задач; - Кейсы; - Проверка презентаций; - Дифференцированный зачет. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.