Спецификация
проведения итоговой промежуточной (диагностической) аттестации
по биологии в параллели 5-х классов МКОУ СОШ с. Сергеевка ПМР ПК
в 2023/2024 учебном году
1. Назначение диагностической работы:
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня достижений учащимися 5 классов планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
2. Время выполнения диагностической работы:
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
3. Содержание и структура диагностической работы:
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, состоит из 3 частей и включает 15 заданий. Часть I (А) содержит 10 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.
Часть II(В)- содержит 3 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: В 1 - с выбором лишнего значения из предложенных, Б 2- с выбором трех верных ответов из пяти; В3- задание на определение соответствия.
Часть II I (С) содержит два задания с развернутой формой ответа.
Задания уровня А (тесты с одним правильным ответом), позволяют прежде всего определить уровень предметных УУД: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; объяснение роли различных факторов в жизни организмов; сравнение биологических объектов и процессов; умение делать выводы на основе сравнения; знание основных правил поведения в природе и основ сохранения здорового образа жизни.
Задания уровня В и С (первое задание по выбору трёх правильных ответов из шести, второе задание на соответствие, третье - знание биологических терминов и понятий); позволяют выявить уровень сформированности метопредметных и личностных УУД: овладение умением давать определения, понятия, делать выводы; умение анализировать и оценивать информацию; сформированность познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.
Распределение заданий по блокам содержания программы:
Блок содержания |
Число заданий в работе |
Наука о живой природе |
5 |
Строение клеток |
3 |
Царства живой природы. Многообразие растений, животных, грибов и процессы жизнедеятельности |
6 |
Жизнь организмов на планете Земля |
2 |
Всего |
15 |
4. Система оценивания отдельных заданий и диагностической работы в целом:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Правильно выполняет менее половины письменной работы. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Верно выполненное задание части А оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
Верно выполненное задание части В: В1 – 1 балл, В 2 и В 3 – 3 балла. Максимальное количество баллов -7.
Верно выполненное задание часть С: С 1 - 2 балла, С 2 – 3 балла. Максимальное количество баллов -5.
За всю работу максимальное количество баллов 22
Итого за работу 22 тестовых баллов:
Балл за работу |
Тестовые баллы |
5 |
22- 20 |
4 |
16-19 |
3 |
10-15 |
2 |
9 и менее |
В Приложении 1 приведен перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на итоговой промежуточной (диагностической) аттестации по биологии.
В Приложении 2 представлен демонстрационный вариант диагностической работы.
В Приложении 3 представлены ответы к вопросам демонстрационного варианта.
Приложение 1
Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на итоговой промежуточной аттестации по биологии.
Задания
|
Требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на итоговой промежуточной аттестации по биологии. |
|
Часть1 |
А1 |
Давать определение биологии как науке |
|
А2 |
Называть свойства живого организма |
|
А3 |
Называть свойства живого организма |
|
А4 |
Уметь называть методы исследования в биологии |
|
А5 |
Называть особенности тканей растений и животных |
|
А6 |
Объяснять особенности строения растений |
|
А7 |
Объяснять особенности строения растений |
|
А8 |
Объяснять особенности строения животных |
|
А9 |
Объяснять особенности строения вирусов |
|
А10 |
Объяснять особенности строения грибов |
Часть2 |
В1 |
Выделять лишнее в строении клетки |
|
В2 |
Выделять особенности экологических факторов |
|
В3 |
Устанавливать соответствие между средами жизни и представителями живой природы |
Часть3 |
С1 |
Выделять особенности экологических факторов |
|
С2 |
Устанавливать соответствие между природными зонами и представителями живой природы |
Приложение 2
Демонстрационный вариант
для проведения итоговой промежуточной (диагностической) аттестации
по биологии в параллели 5-х классов в 2023/2024 учебном году.
Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).
А1. Наука о живой природе:
1) география; 2) ботаника; 3) химия; 4) биология.
Ответ: ________.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) имеют массу;
2) способны к обмену веществ;
3) не состоят из химических элементов;
4) имеют форму.
Ответ: ________.
А3. Все живые организмы способны к:
1) росту; 2) передвижению на четырёх конечностях;
3) впитыванию воды корнями;
4) улавливанию света зелёными листьями.
Ответ: ________.
А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:
1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) описания; 4) анкетирования.
Ответ: ________.
А5. Организмы, клетки которых не содержат ядро:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
Ответ: ________.
А6. Организмы, питающиеся готовыми органическими соединениями, называют:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
Ответ: ________.
А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:
1) Животные; 2) Растения; 3) Грибы; 4) Вирусы.
Ответ: ________.
А8. Зеленый цвет растениям придают:
1) хлоропласты 2) лизосомы 3) цитоплазма 4) клеточная оболочка
Ответ: ________.
А9 Животные способны к:
1) фотосинтезу; 2) накапливанию крахмала;
3) активному передвижению;
4) питанию неорганическими веществами.
Ответ: ________.
А10. Вирусы имеют:
1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро.
Ответ: ________.
Часть 2.
В1. Выпиши лишнее понятие среди предложенных (1 балл).
Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт
Ответ: ________.
В2. Выбери три правильных ответа (3 балла)
1. Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно
2. Все обитатели организменной среды паразиты.
3. Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов
4. Влияние человека на природу называют абиотическим фактором
5. Все организмы обладают приспособленностью к условиям своего обитания
Ответ:
|
|
|
В3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).
Царство живой природы:
1) бактерии 2) грибы
Особенность жизнедеятельности
А) Тело состоит из одной клетки
Б) Тело (мицелий) образовано гифами
В) Обладают повышенной выносливостью в состоянии споры
Г) Некоторые представители содержат в своих клетках хлорофилл
Д) Размножаются спорами.
Ответ:
|
|
|
|
Часть С
С1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 3?
Назовите и напишите функцию этого органоида (2 балла)
Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект. Ответ обоснуйте (3 балла).
1) Мхи
2) Лишайники
3) Пингвины
4) Панды
Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Ответы к демонстрационному варианту |
|
А1 |
4 |
А2 |
2 |
А3 |
1 |
А4 |
1 |
А5 |
4 |
А6 |
2 |
А7 |
2 |
А8 |
1 |
А9 |
3 |
А10 |
2 |
Б1 |
Ткань |
Б2 |
235 |
Б3 |
12112 |
С1 |
Вакуоль. Запас питательных веществ |
С2 |
Живые организмы Антарктиды. Панда живет в Евразии. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.