«Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной образовательной программе «Одаренные дети»
«Тайм-менеджмент, или как всё успевать»
Задачи:
Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения внутри групп.
Решаемые учебные проблемы:
обучение правильной организации своего времени.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
- проверить освоение обучающимися знаний о рациональном распределении времени.
- проверить умение анализировать информационный поток и социальные явления;
личностные:
- умение быстро и слаженно работать, самоконтроль;
- формирование мотивации к саморазвитию, личностному росту.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
проектор, презентация, усиление звука.
Ход занятия.
пед:
Здравствуйте, меня зовут Виктория Арнольдовна Промская, я педагог-организатор «Республиканского Дворца детского творчества имени Билара Емазаевича Кабалоева» города Владикавказа. (на экране проецируются мои данные).
У меня к вам такой вопрос: можно ли в процессе нашего занятия обращаться к вам на «ты»? Никого не смутит это? Это для удобства нашего общения во время занятия. Отлично. Спасибо вам за это большое и сразу я вам предлагаю начать. Сейчас мы с вами немного помечтаем ( на экране демонстрируется слайд с картой с номиналом 86 400, педагог раздает карты ребятам).
И вот уже мечта направляется каждому из вас в руки, вот сегодня у нас такой замечательный день. И представьте сейчас, что каждое утро вы получаете вот такую карту, вот с таким номиналом 86 400 рублей. Вот представляете, да? Как бы вы потратили эту сумму? (педагог делает паузу и дает ребятам обдумать). Но есть одно условие , важное- если вы сумму на потратите за сутки, она обнуляется. Какие у вас предложения, давайте помечтаем.
(дети отвечают, педагог выслушивает их решение и поддерживает).
пед:
Ребята, еще какие варианты, давайте смелее. Я слышала от вас благотворительность, то есть не только на себя, но и на окружающих. Правда? Так, еще как варианты? Помечтаем.
(дети отвечают: на саморазвитие, здоровье).
пед:
Отлично! А вот подумайте, почему именно такая сумма вам выдается каждое утро? Почему?
(дети говорят свои предложения)
пед:
Почему именно за сутки вы должны потратить эту сумму? (педагог ждет ответы детей)
дети:
- чтобы был азарт
пед:
Еще какие варианты? Почему именно в сутки, вот так раз и у вас опять эта же карта с этой же суммой? А старая сумма у вас обнулилась. (ждать ответы детей)
пед:
Так, вы уже постепенно подпираетесь и подбираетесь , но сумма это ваша дана неспроста. Если мы с вами еще немножко логически порассуждаем, то вы поймете почему сутки, почему такая сумма. В сутках 86 400 секунд. Да? Каждое утро вы получаете это драгоценнейший , и заметьте это совсем бесплатный дар. Ведь у вас у каждого утром откуда-то появляется этот дар. Скажите пожалуйста, вам хватает время на все, что вы за день планируете? Вот вы говорите купить что-то, благотворительность, еще что-то. Вот ваш режим дня позволяет заниматься всем тем, чем вы хотите?
(ответы детей)
пед:
Не всегда, понятно. Вот сегодня, мы с вами и поговорим, что вам мешает сделать так, чтобы день проходил продуктивно. Если мы с вами вспомним замечательную сказку Евгения Шварца о потерянном времени, так там злые волшебники забирают время у девочек и мальчиков потому, что они тратили его впустую. И сейчас наша с вами задача научиться тратить время именно с пользой. Прежде чем приступить непосредственно к действию, я предлагаю вам еще немного познакомиться, чтобы я знала какой у вас распорядок дня. Предлагаю поиграть в такую игру: Моя дочь , она студентка университета нашего города, ее возраст близок к вашему. И сейчас я вам буду называть пять пунктов в ее распорядке дня, если у вас есть такой же пункт, то вы встаете и меняетесь с человеком у кого такой же пункт есть. То есть мы с вами сейчас попробуем побыть белкой в колесе, в шкуре другого человека, грубо говоря. Готовы? Вам понятно? Итак, моя дочь каждое утро старается позавтракать. Кто из вас старается позавтракать утром?
(дети откликаются на поставленный вопрос, затем меняются местами)
пед:
После этого она отправляется в университет на учебу.
(дети встают, если есть совпадения)
пед:
Очень хорошо (улыбкой одобряет ответы детей). Меняемся местами друг с другом и присаживаемся. Здоров. Так. Далее моя дочь возвращается с учебы и гуляет с собакой. (ждет ответы детей, если нет домашних животных, предлагает другую ситуацию).
Так, а может быть кто-то з вас ходит на какие-то кружки, кто-то где-то занимается дополнительно, может быть вы ходите к репетитору. Вот видите, какие у вас разные результаты в режиме дня. В конце дня моя дочь старается выспаться , около семи восьми часов. Кто- то из вас это делает так же? (ждет ответы детей).
Ребята, а вы вообще спать любите? Кто из вас спит восемь часов в сутки? Молодцы вы. Здорово!. Здоровый сон- это очень хорошо. Ну, что же, мы с вами немного познакомились, вы узнали немножко обо мине и моей дочери, а я узнала немного о вас. И теперь мы с вами переходим к практике.
Сегодня уже вот между собой узнали немного друг о друге, некоторые моменты. И мы попробуем с вами подумать, что же нам мешает в нашем режиме дня сделать что-то, больше положительного и эффективного. И в этом нам поможет замечательная технология «Тайм-менеджмент». Эта технология, позволяющая сначала подчинить минуты, потом всю жизнь истинным ценностям человеческой жизни.. Прежде чем перейти непосредственно к практике, приемам тайм-менеджмента, я предлагаю вам разделиться на две группы. Вот, в ваших руках карты, вы их сохраните до конца занятия, пожалуйста. Обратите внимание, что на оборотной стороне карт вы видите определенный цвет, у кого-то зеленый, у кого-то красный. Заметили? А теперь, вы уже наверное поняли, что вы и есть две команды по цвету карт. Итак, зеленая команда переходит за это стол, а красная за другой (педагог показывает на столики, на которых расположен раздаточный материал).
Вы можете пройти за столики и занять места.
(на экран проецируется логотип с фигурами зелеными и красными. Педагог показывает детям на эти фигуры).
пед:
Вот они наши две команды: красные и зеленые.
(на экран проецируется термин «Хронофаги»)
пед:
Если вы обратили внимание, на столиках вас ждут две карты. На карте чуть меньше размером, изображен циферблат, на котором изображено 24 часа. И карта, на которой изображены четыре кейса. Ваша сегодняшняя задача- заработать часы для своей команды, для ваших суток, чтобы они стали полноценными. Понятно, да? Сегодня я , вот такой своеобразный «хранитель времени», буду давать вам часы за правильное решение задания кейсов. Понятно? Я думаю, что понятно. И мы с вами переходим к первому кейсу, который называется «Хронофаги». Как вы думаете, о чем здесь пойдет речь? Вот «хронофаги» о чем вам может говорить это слово?
(дети дают ответы, свои предположения)
пед:
Правильно вы говорите, что это слово связано с понятием хронология. А хронология, в свою очередь, с чем связана? О чем мы сегодня с вами говорим?
(дети дают ответы, свои предположения)
пед:
Да, верно, о времени, молодцы. А слово фаги? Давайте вспомним школу, конкретно биологию (педагог ждет ответ детей)
Фаги, это что? Это существа, которые являются паразитами, они пожирают, то есть вредные существа. И что из этого следует? А следует то, что хронофаги- это пожиратели нашего времени. Согласны со мной? Отлично! И теперь задание для команд! Сейчас мы с вами будем разбираться вместе.
(на экране проецируется слайд с заданием)
пед:
Итак, команда №1-зеленые, ваша задача: вы должны обсудить дела, которые тратят ваше время, вашу жизнь впустую. Вы выбираете три больших дела и записываете их вот сюда, в первый кейс. Только не пишите учебу, пожалуйста. (педагог переходит к другому столику)
И ваша команда № 2- красные. Ваша задача: вы должны написать качества личности, которые мешают вам планировать время правильно. Качества личности, вы понимаете о чем я говорю, да? Замечательно. И тоже их вписываете в кейс. На выполнение задачи у вас будет ровно 20 секунд. Вы должны быстро записать то, что вам первым приходит в голову, то и пишите.
Ребята, время пошло. (педагог засекает время, подбадривает команды)
Постарайтесь провести такой, своеобразный «мозговой штурм». Итак, время вышло. Стоп, ребята. Мы сегодня будем использовать «жесткий таймер». Итак ребята, я начну с команды № 1. Так, озвучьте пожалуйста что у вас получилось?
(дети дают ответы, педагог слушает)
пед:
- Прогулка, как просто куда-то идти, без цели, без задач, да, пожалуй, соглашусь;
- Гаджеты, как говорят еще «залипания в телефоне», так да, согласна.
Ребята, а третьего хронофага у вас нет? Ну, ладно, нет, так нет его на сегодня. Молодцы.
(педагог переходит к столику команды №2)
пед:
Давайте теперь послушаем команду №2. У второй команды еще интереснее ситуация. Качества личности, которые мешают:
- Лень. Да, ребята, я согласна с вами;
- несобранность. Тоже верно, ребята.
Молодцы, отличная работа. Вот вы уже сами можете для себя выяснить, что же вам мешает полноценно проводить время. Правильно? Поэтому ваша задача: эти хронофаги постараться вычеркнуть из вашей жизни. Договорились ребята? Отлично! И сейчас, я как хранитель времени выдаю вам волшебные часы (часы выдать согласно выполненным пунктам в кейсах: два- значит два)
Итак, заштрихуйте пожалуйста секторы (количество секторов, согласно количеству часов, которые получили команды). Надо взять маркет и зарисовать сектора времени на циферблате). Здорово! И мы сейчас с вами переходим к следующему кейсу. А этот кейс будет посвящен «Чувству времени» (на экран проецируется слайд «Чувство времени». ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОСТУЧАТЬ ПО СТОЛУ)
Вот у меня к вам такой вопрос: возможно ли чувствовать время на физическом уровне? Например, можете ли вы встать утром, если еще сумрачно, понять сколько сейчас времени: 5,6,7 часов утра и пора ли вам вставать? Есть ли у вас такая способность?
(дети дают ответы)
пед:
Есть, да? А вот мы сейчас с вами попробуем это проверить. Но, прежде, чем мы это с вами проверим, давайте сейчас подумаем: чувство времени важно в каких- то профессиях?
(дети дают ответы)
пед:
Давайте по очереди каждая команда будет давать ответы.
Команда №1- воспитатель
Команда №2- учитель
пед:
Конечно, же, конечно, молодцы, еще думаем…
Команда №1- врач, когда делает хирургические манипуляции.
Команда №2- менеджер, когда какой-то аврал и надо принимать решение.
Команда №1- детектив, следователь.
пед:
Молодцы, как вы далеко копнули. А в какой же мере детектив должен чувствовать время?
Команда №1- он должен уметь правильно восстановить хронологию расследуемого дела.
пед:
Отлично, согласна с вами. Ну, что же отлично (ПЕДАГОГ ВНОВЬ СТУЧИТ ПО СТОЛУ)
А сейчас мы с вами проверим ваше ощущение времени. Подумайте, сколько времени прошло с того момента, как мы с вами заговорили о чувстве времени до того момента, как я начала этот пункт занятия? Вот подумайте, сколько прошло минут и секунд , запишите результат в кейс карту крупными цифрами.(дети дают ответы) Ребята, вписывайте результаты именно в блок «Чувство времени». Запишите вашу цифру не отсчитывая. Особенно мне сейчас важно понять ваше ощущение времени. Ну, что готовы? Все, молодцы. Теперь начнем с вас (обращается к команде №2) Сколько?
Команда №1- одна минута тридцать секунд.
пед:
Запишите крупными цифрами в кейс «Чувство времени». Теперь переходим к команде №1. Сколько прошло времени по вашим данным?
Команда №2- две минуты тридцать секунд.
(после подведения итогов, педагог говорить какая команда оказалась ближе к правильному ответу)
пед:
Я незаметно за вами в это время наблюдала, вы все молодцы. Ребята, я вас с большим удовольствием одариваю часами, команде №2 – четыре часа, так как она ближе оказалась к правильному ответу и команде №1- два часа. Ребята, заштрихуйте эти часы на циферблате.
Итак, для чего же нужно ощущать время? Для того, чтобы в первую очередь, конечно никуда не опаздывать, во-вторых, случаются разные ситуации, когда нет под рукой гаджетов, часов, нет вокруг ни одного человека, которого можно спросить, который сейчас час. Если вы потренируетесь дома, попросите кого-то потренировать, начнете с меньших промежутков времени, затем перейдете на большие промежутки, и в следствии у вас исчезнет проблема опаздывать , это реально, это точно. И мы с вами переходим к следующему кейсу, который называется «SMART» (на экран проецируется слайд «SMART»).
Сейчас я снова превращаюсь в волшебницу, золотую рыбку. Представьте, что я попала в ваши сети. И у вас есть возможность загадать мне по одному желанию, то есть каждый участник команды может сейчас загадать по одному желанию. Пожалуйста ,подумайте о вашем желании и запишите его вот в этот третий кейс. На это задание у вас будет всего лишь 20 секунд. Время пошло (педагог засекает время)
Итак, все, рыбка готова исполнить ваши желания. Начнем с команды №1. Больше никто, ничего не пишет. Итак, поделитесь со мной вашими желаниями.
Команда №1- перечисляют желания
пед:
Так, молодцы, подумайте как же рыбка будет исполнять ваши желания, а я пока перехожу к команде №2.
Команда №2- перечисляют свои желания.
пед:
Ребята, я исполняю все ваши желания. Вам понравилось? Ну, как, исполнилось?
Команда №1- нет, пока нет результатов.
пед:
Вот , ребята, возникает такой вопрос. Все вы сказали о ваших желаниях, как же рыбка должна исполнить ваши желания. Не исполнились ваши желания, пока. А почему?
Потому что вы изначально не правильно загадали свое желание. Важно уметь правильно ставить цель. Согласны со мной? Вот. А же научиться ставить эти цели? В этом вам поможет замечательная технология «SMART», которая говорит нам о том, какой должна быть цель. Она должна быть конкретной, измеримой, согласованной с более высокими целями, реалистичной и определенной во времени. Сейчас вы выберите одно желание вот из этого кейса и сформулируете его, основываясь на этой технологии, оно должно быть конкретное, определенное во времени, реалистично. Давайте попробуем. И начнем с команды №2. Вы выбрали желание, какое?
Команда №2-Хочу много денег.
пед:
Отлично, давайте попробуем .
Команда №2- дети объясняют механизмы реализации желания.
пед:
Отлично, но я хочу вас немного направить. Думаю, что следует так загадать желание: «Хочу чтобы тридцать тысяч рублей было у меня на столе вечером!» Правильно? Согласны со мной? Так, отлично, теперь перейдем к команде №1.
Команда №1- Стать счастливой и успешной.
пед:
Так, отлично, А как это нужно было правильно загадать?
Команда №1- Хочу быть счастливой и успешной сейчас и всегда.
пед:
Молодцы. Вот , вот, именно. Сейчас и всегда! Для чего нужно уточнять время когда? Это нужно для того, чтобы грамотно загадать желание, чем конкретнее, поставлена цель, тем конкретнее вы будете видеть методы и пути для ее реализации. Понятно? А сейчас экспресс-задача , но прежде чем вы ее получите, в принципе каждая команда немного ошиблась, но потом поправилась, поэтому я даю вам всем по два часа, закрашивайте на циферблате.(педагог дает время на выполнение задачи)
А теперь экспресс-задание для вас. Попробуйте разгадать такую задачку, быстро-быстро: «Брайон Тресси, это такой мотивационный спикер, утверждает, что нужно оставить брезгливость и на завтрак съесть лягушку» (слайд с лягушками) О чем идет речь?
(дети дают ответы: выйти из зоны комфорта, стать уверенным и т.д.)
пед:
Ребята, все хорошо, а почему именно с утра? Что же это за лягушка такая, о которой прямо не хочется прикасаться? Что же это может быть?
(дети: сделать то, что никогда не делал, быть готовым ко всему и т.д.)
пед:
Ребята, все это близко, но в этой фразе немного иной оттенок. На самом деле , лягушка-это мега-важное , мега-трудное какое-то задание, работа, которую следует выполнить срочно, но вы ее стараетесь почему-то отложить на конец дня, и она вам мешает. То есть ее нужно выполнить первой, в первую очередь, до нее дотронуться, выполнить и забыть об этом. Тогда у вас следующие дела будут идти по накатной, и будет проще. Согласны со мной? Так что вам совет, кушайте на завтрак лягушку. Договорились?
И мы с вами переходим к следующему кейсу. Ах, да час от меня не получает никто, так как никто из вас не угадал, к моему большому сожалению.
Следующий кейс имеет загадочное название «Матрица». Здесь речь пойдет об интересном методе «Методе Изенхауэра». Мы попробуем разобраться .(на экран проецируется слайд «Матрицы»)
Как распланировать какой-то день вашей жизни. В чем сущность матрицы? Это распределение дел по четырем секторам:
- важные срочные дела;
- важные не срочные дела;
- не важные срочные дела;
- не срочные не важные дела.
То есть дела отличаются срочностью и важностью. Дела, которые очень важные, критические, от которых зависит ваша жизнь, а есть дела, от которых нужно отказаться. Если вы правильно разобьете эти дела в течение дня, то в принципе у вас сложиться реальная картина дня. Давайте с вами попробуем распланировать дела (на экран проецируется слайд со списком дел) У вас есть кейсы , команда №2 разбирает дела важные и срочные, а команда №1 разбирает дела срочные и неважные. У вас на это 30 секунд. Вы посмотрите на список дел и подумайте, какие относятся именно к вашему сектору.
(команды выполняют задание)
пед:
Итак, время истекло и давайте назовем дела, согласно вашим секторам.
(дети предлагают свои варианты дел из указанного списка, ответы дают по командам)
пед:
Отлично, молодцы ребята , вы отлично разобрались с заданием. Ребята, чтобы вы разобрались с этой тематикой у вас на оборотных сторонах ваших карт есть ссылки на мою почту и акаунт инстаграмм , если вдруг у вас возникнут вопросы можете смело обращаться, я постараюсь дать ответы на все ваши вопросы.
Вы можете пропланировать подобную матрицу лично для вас и сбросить мне на эти ссылки. А сейчас, пожалуйста мне бы хотелось узнать, полезно ли было мое занятие для вас?
(дети дают ответы)
пед:
Спасибо вам, а сейчас давайте вернемся к циферблату, который у вас на столах, поднимите их и поверните так, чтобы другая команда увидела, что у вас получилось. Очень хорошо. Молодцы. Вы видите, что остались незаполненные сектора, а что это означает?
(дети дают ответы)
пед:
Это означает то, что нам нужно что-то поменять в вашем режиме дня. То есть вы еще не достаточно можете планировать свое время. Ребята, научитесь пожалуйста грамотно и правильно тратить свое время, сделайте время своим другом, потому, что это ценнейший дар. В сказке Шварца о потерянном времени есть такая фраза, что человек, который тратит свое время впустую, сам не замечает, как стареет. Я желаю вам научиться правильно тратить свое время, не тратить его впустую. И тогда у вас обязательно все получится, будет складываться удачно и только в вашу пользу.
Я благодарю вас за сегодняшнее занятие, была рада с вами познакомиться. И на память еще хочу подарить вам открытки, запишите в них дома добрые слова для ваших родных и близких люде. Найдите время это сделать и отдать открытку адресату. Может быть это будет какой-то далекий друг, или вы это подарите маме.
Спасибо вам большое за внимание. Вы чудесные. До новых встреч!.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.