Схема анализа воспитательного процесса в классе
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в
классе в прошедшем году.
1.1. Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность
их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
1.2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов
работы, средств педагогического влияния приемов включения учащихся в деятельность
и общение.
2.Анализ развития учащихся
класса.
2.1. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и
физическое развитие (указать, какие факт повлияли на это в большей мере).
2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых
учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других
видах деятельности.
2.3. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, успеваемость (желательно
сравнить с результатами предыдущих лет).
2.4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере ( динамика учебных мотивов,
мотивов участия в тех или иных видах недеятельности класса, школы, проявления
«новых» потребностей школьников и т.д.)
2.5. Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
2.6. Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры
общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры,
художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных
отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной
жизни развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум,
а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).
2.7. Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее
яркие проявления индивидуальных особенностей класса.
2.8. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие
мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее
действенные приемы работы с ними: задачи воспитания и коррекции поведения этих
учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников.)
3. Анализ динамики
социальной ситуации развития учащихся.
3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее
заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год.
Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения
учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.
3.3. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся
класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень
влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в
кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации
школьников?
3.4. Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на
формирование личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных,
физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
3.5. Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?
4.Анализ развития коллектива класса.
4.1. Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди,
условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности
нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений
учащихся (тактичность, вежливость, внимание друг к другу, взаимоотношения
мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной
ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и
школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения
в классном коллективе.
4.2. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень
развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в
нем, степень включенности учащихся жизнедеятельность класса, в процесс
планирования, организации и анализа совместной деятельности.
4.3. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество,
организованность, самостоятельность, участия самоуправлении класса).
4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные
особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном
коллективе.
4.5. Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и
поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное
мнение класса?
5. Анализ организации
воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы
классного руководителя.
5.1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися
наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В
каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными?
В каких были пассивными? Почему?
5.2. Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в
прошедшем году?
5.3. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной
дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду.
5.4. Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали
сплочению коллектива?
5.5. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства
педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
6. Анализ участия учащихся класса в
жизнедеятельности школы.
6.1. Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях,
степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы,
активность и результативность ( для развития личности и для обеспечения
жизнедеятельности школы) членов классного коллектива в школьных делах.
6.2. Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской
деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений;
влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с
родительским активом.
7.1. Частота и характер контактов с семьями учащихся.
7.2. Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
7.3. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в
формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и
организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел
и мероприятий).
7.4. Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их
о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от
содержания и форм, применявшихся для этого).
7.5. Результативность организации родительских собраний в классе.
7.6. Эффективность индивидуальной работы с родителями.
7.7. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом
школы, советом родителей класса).
7.8. Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся
класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
7.9. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания
педагогов школы.
8. Анализ
организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися
класса.
8.1. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и
представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?
8.2. Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное
влияние на воспитание и развитие личности учащихся?
8.3. В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие
педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?
8.4. Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее
эффективными?
9.Выводы:
• об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
• об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;
• о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
• о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
Примерная
схема анализа воспитательной работы в классе
Анализ воспитательной работы начинается с выявления оценки реализации
поставленных в прошлом учебном году воспитательных задач.
|
Высокий % |
Средний% |
Низкий% |
2018-2019 |
|
|
|
2019-2020 |
|
|
|
Далее анализируем:
1. изменения в уровне воспитанности учащихся, происшедшие по сравнению с
прошлым годом
2.уровень сплоченности коллектива (традиции,
наличие лидеров неформальных групп);
3. решенные и нерешенные проблемы в работе ученического самоуправления;
4. эффективность традиционных классных дел и активность учащихся в общешкольных
мероприятиях . УУУ деятельностью ОО
1 полугодие |
2 полугодие |
|
|
5.Работа по здововьесбережению: ПДД.
6.Работа по профориентации
7.индивидуальная работа с «трудными» учащимися, состоящими на учете в ИДН
(охарактеризовать использованные методы и приемы);
8.индивидуальная воспитательная работа с одаренными учащимися ( карта
активности)
9.работа с родителями и общественностью.
Тема родительского собрания |
% посещения |
|
|
УУР деятельностью ОО
1 полугодие |
2 полугодие |
|
|
10.результативность взаимодействия в
воспитательной работе учащимися руководителей кружков, секций, клубов,
факультативов. Занятость учащихся.
11.Исходя из оценки анализа выполненной работы, определи воспитательные задачи на новый учебный год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.