Схема урока литературы .Тема урока: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза
Оценка 4.9

Схема урока литературы .Тема урока: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза

Оценка 4.9
docx
12.07.2024
Схема урока литературы .Тема урока: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза
Схема урока.docx

Тема урока: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза

Цели урока:

ü повторить и систематизировать изученный материал  по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»;

ü способствовать развитию  творчества,  ключевых компетенций: общение, решение проблем, сотрудничество, саморазвитие.

ü содействовать формированию нравственных понятий в сознании обучающихся (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров.

 Схема такого урока.

Слово учителя о задачах специального урока. Словарная работа. Беседа. Диалоги. Введение слов, над которыми велась работа, в предложение собственной конструкции. Формулирование ответов и вопросов. Упражнения на развитие связной речи: конкурсные пересказы, рассказы.  Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. Конкурс. Рассматривание и обсуждение иллюстраций. Диалоги. Рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях. Отзывы, рецензии учащихся. Прослушивание авторского и актерского чтения. Обсуждения, диалоги. Беседа. Рассказ-рассуждение по поводу услышанного. Сообщения о художниках. Заключительное слово учителя. Подведение итогов: удачи и недостатки, пожелания каждому.

Словарная работа

1.– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля?

 (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции?

 (Почти со всеми действующими лицами.)
2.– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги.

3.– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)

 

В анализе пьесы А. Н. Островского «Гроза» учащимся следует овладеть такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, выразительное и комментированное чтение текста

Вводная лекция об Островском подготовит понимание проблематики, идейной направленности пьесы, написанной незадолго до крестьянской реформы и отразившей нарастание протеста против деспотизма и духовного рабства. Начинаем работу над текстом с комментированного чтения афиши и первого явления первого действия, являющегося экспозицией пьесы. Учащиеся обдумывают следующие вопросы: Как воспринимает красоту природы Кулигин? Что мы узнаем из первого явления о действующих лицах драмы? Эмоциональное восприятие драмы углубится в ходе выполнения задания воссоздать картину первого действия. На фоне прекрасной волжской природы, красоту которой чувствуют Кулигин и Катерина, показана полная противоречий жизнь купеческого города. Вдумываясь в реплики действующих лиц, решаем, что автор увидел в медленной неторопливой жизни купцов-самодуров боязнь перемен. Поэтому так кричит и бранится Дикой, так охраняет свою власть Кабаниха. Какое впечатление производит на учащихся Катерина? Они видят в ней женщину эмоциональную, непохожую на окружающих ее людей. Помогаем учащимся понять причину страха Катерины. Прежде всего, она боится не Кабановой. Катерина боится своего чувства, боится «греха», боится надвигающейся грозы. Но вместе с тем в ее репликах угадывается большая внутренняя сила: она не терпит «напраслины» и возражает свекрови, вспоминает, какой «резвой» была у «маменьки». Обращаем внимание на значение образа грозы в пьесе. Гроза пугает Катерину, но не только в силу ее религиозности – она ждет беды, может быть, предчувствует трагическую развязку своего конфликта с «темным царством». Освежающему действию грозы радуется Кулигин, обыватели относятся к ней с суеверным страхом. Решаем, что характеры действующих лиц, взаимоотношения между ними, нравы обитателей города отчетливо намечены в первом действии. Комментируя реплики персонажей из различных явлений первого действия, преподаватель раскроет особое значение речи героев в драме. В диалогах раскрывается личность героя, его прошлое, его внутренний мир. Эмоциональная взволнованная речь Катерины в 44 разговоре с Варварой, ее короткие реплики в сцене с Кабанихой помогают читателю и зрителю воспринять образ женщины поэтической, глубоко несчастной, но не приниженной, не смирившейся. Такой вывод по итогам анализа первого действия важен для понимания идейного смысла драмы, ее оценки Н. А. Добролюбовым. В работе над 2-5 действиями стремимся сочетать более подробный анализ узловых сцен с развернутыми обобщениями по содержанию каждого действия. Предлагаем материал для домашних заданий и работы на занятии: Действие второе Явление второе. «Какими вы представляете себе Катерину и Варвару?» Явление шестое. «Как характеризует Кабаниху ее слова о старине и молодости?» Действие третье Сцена первая, явление первое. «Сравните рассказ Феклуши с рассказом Кулигина в первом действии о нравах Калинова. С какой целью автор ввел в драму образ Феклуши?» Явление третье. «Что нового о нравах «темного царства» узнаем мы из диалога Кулигина и Бориса?» Действие четвертое Явление второе. «Сравните отношение к грозе Кулигина и Дикого. Какие понятия о добродетели, нравственности, общей пользе сталкиваются в этом диалоге?» Явление четвертое, шестое. «Как удается драматургу передать настроение калиновцев?» Явление шестое. «Как ведут себя участники кульминационной сцены? В каких репликах автор с наибольшей силой раскрывает характер каждого из них?» Действие пятое «Какое эмоциональное впечатление производит сцена развязки? Как вы понимаете самоубийство Катерины: признак это силы или слабости? В каких словах Бориса раскрыта суть его характера? Как вы оцениваете поведение Кабанова в седьмом явлении и его последние слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»?» Преподавателю важно в процессе работы над текстом пьесы научить старшеклассников вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения. Отдельные сцены целесообразно прочитать по ролям, использовать прием устного рисования, обратиться к сценической истории пьесы или использовать аудиовизуальные средства. Дальнейшее совершенствование читательского восприятия учеников связано с увеличением их творческой самостоятельности в ходе идейно-стилистического анализа литературных произведений. Важно постепенное усложнение заданий старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от наблюдений над особенностями стиля русских писателей, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, – к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста.


 

Тема урока: " Был ли у Катерины иной путь?"

Тема урока: " Был ли у Катерины иной путь?"

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью

В диалогах раскрывается личность героя, его прошлое, его внутренний мир

В диалогах раскрывается личность героя, его прошлое, его внутренний мир

компонентов стиля, – к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста.

компонентов стиля, – к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2024