«Школа безопасности»
Права человека и интересы государства
не всегда совпадают, но стремление их совместить –
путь к демократии.
(И. Шевелев)
Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствии стремления отстаивать свои права у основной части населения.
Сегодня в образовании сделан акцент на формирование ключевых компетентностей. Особое внимание уделяется социальным компетентностям школьников, их включению в общественную жизнь, выработки активной гражданской позиции. В последние годы в правовой сфере особенно остро выделяются две проблемы:
· Правовая неграмотность,
· Правовой нигилизм.
Не исключение и наша школа. Уроки истории, права, обществознания еще как-то решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.
Основной целью правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Воспитание – процесс формирования духовных, нравственных, культурных ценностей общества у человека, группы лиц.
Воспитанность – качества человека, отличающегося хорошим воспитанием, умеющего себя хорошо вести.
Гражданин (словарь С.И. Ожегов) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
Гражданин (учебник «Обществознание») – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Исходя из этого, модель формирования личности в рамках правового воспитания мы представляем следующим образом:
Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.
Правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.
Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.
Систематическая работа с учащимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию. Все учащиеся имеют общественные поручения.
Процесс взаимодействия семьи и школы направляем на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. В своей работе используем следующие формы работы:
· уроки мужества,
· деловые игры, игры-путешествия
· классные часы,
· экскурсии в музеи,
· анкетирования,
· благотворительные акции «Вам защитники Отечества»,
· часы общения,
· внеклассные мероприятия,
· конкурсы.
Классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы: как деловая игра « Мои права в семье», практикумы, информационные часы "Азбука юного гражданина", устный журнал «Изучаем Закон «О правах ребенка РФ», «Изучаем «Конвенцию о правах ребенка», видеоуроки «Символы России», уроки Медиабезопасности, уроки Конституции, викторины «Профилактика безопасного поведения на дорогах», театрализованная игра, круглый стол
«Что я должен знать о своих правах?», игра-путешествие в страну: «Конституция РФ», дискуссионный час «Общественная безопасность.Терроризм – угроза обществу», «Эксплуатация детского труда», «Защита прав детей», решение ситуативных задач, правовой дилижанс, правовой турнир «Я живу в правовом государстве», правовая игра «Сказка-ложь, да…», организация и проведение ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.
Появление новых требований со стороны общества и личности требуют от педагогического коллектива школы по-новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач. Одной из наиболее актуальных технологий воспитания, используемых в работе классного руководителя в этом направлении является игра.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека
в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения,
проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельно
сти, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль
добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в
структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Вопросы и заданиядолжны быть рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивать узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер
общественной жизни. Игра позволяет создать условия для развития у учащихсякоммуникативной и информационной компетенции.
Приведем пример одной из них.
Деловая игра «Человек и закон» на фоне правового просвещения,
формирует у школьников правовую культуру; способствует
воспитанию гражданских качеств и чувства патриотизма; формирует базисные(начальные) знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека. Игра позволяет создать условия дляразвития у учащихся коммуникативной и информационной компетенциии способствует пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законовэтого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов. В результате у старшеклассников формируются навыки
уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам, развивается
внимание, логическое мышление, творческая инициатива.
Кроме этого классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы: практикумы, информационные часы "Азбука юного гражданина", устный журнал «Изучаем Закон «О правах ребенка РФ», «Изучаем «Конвенцию о правах ребенка», видеоуроки «Символы России», уроки Медиабезопасности, уроки Конституции, викторины «Профилактика безопасного поведения на дорогах», круглый стол «Что я должен знать о своих правах?», «Терроризм – угроза обществу», «Эксплуатация детского труда», «Защита прав детей», решение ситуативных задач, правовой дилижанс, организация и проведение ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.
В работе с родителями важное место отводится
просветительскому направлению - это проведение бесед, дискуссий,
лекториев, разработка памяток, приглашение на тематические заседания Совета по профилактике
правонарушений, проведение правового всеобуча для родителей, проведение тематических
родительских собраний, приглашение специалистов (в этом году на общешкольные
родительские собрания были приглашены специалисты: инспектор ОДН, врач-нарколог, детский врач – педиатр,
школьная медсестра).
Коррекционная работа с
родителями включает
семейное консультирование, то есть оказание помощи семье в конфликтных
ситуациях.
Родительские собрания являются важной составляющей взаимодействия семьи и школы. В школе разработана тематика лекций с родителями. Во время выступления на родительском собрании освещались темы: «Права участников образовательного процесса», «Наказывая, подумайте, зачем?». На родительских собраниях раздавались буклеты «Правила безопасности».
Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уяснили, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.
Отличительной чертой системы работы является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу учащихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор.
Результатом работы является активное участие детей в школьных, районных, краевых, Всероссийских конкурсах направленных на гражданско-правовое и патриотическое воспитание.
Работа по теме «Правовое воспитание школьников через урочную и внеурочную деятельность»помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника школы:
· коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям:
· честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
· способен к сознательному управлению своим поведением;
· он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;
· обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Литература
1. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Воспитание школьника» № 3, 2002 год
2. Гражданское воспитание, журнал «Воспитание школьника» № 7, 2002 год
3. «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Воспитание школьника» №1, 1999 год
4. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Воспитание школьника» №5, 2007год
5. «Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992
6. Программа гражданско-патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 год
7. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год
8. «Патриотическое воспитание», г «Воспитание школьника», № 12, 2007 год
9. «Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год
10. «Организация воспитательной работы в средней школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006 год
11. «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта
12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.