Школа дорожных наук.
Цель:
1. Познакомить обучающихся 1 класса с работой отряда ЮИД, правилами для пешеходов, дорожными знаками.
2. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.
3. Привлечение детей к творческой деятельности, пропагандирующей правила дорожного движения и безопасность поведения на улицах и дорогах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- памятки с правилами для пешеходов,
- дорожные знаки,
- костюмы почтальона Печкина, кота Матроскина, Шарика, дяди Федора,
- рисунок Галчонка,
- рисунки дорожных знаков «Пешеходный переход» (предупреждающий знак), «Пешеходный переход» (знак особых предписаний), «Движение пешеходов запрещено» (запрещающий знак),
- газета «Добрая дорога детства»,
- стол, 3 стула, самовар, чашечки.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
- музыка из мультфильма «Простоквашино» «Кабы не было зимы» (минус),
- «Ничего на свете лучше нету» (минус)
Ход занятия.
Учитель.
Здравствуйте, ребята, гости.
Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем,
Как без бед и без проблем,
Рано утром не спеша
Прийти в школу малышам.
Усаживайтесь удобно. Перед тем как отправиться в дорогу, я предлагаю вам потереть ладошки.
Потерли, теперь приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у вас есть. Жизнь надо беречь.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в Школу дорожных наук, где вы узнаете больше о надежных помощниках в преодолении опасностей и неприятностей, подстерегающих нас на улице.
Какие виды городского транспорта вы знаете?
(Троллейбус, автобус, трамвай, метро, такси)
Учитель:
Угадайте, на каком виде транспорта мы отправимся в путь?
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
На чем же, ребята, мы с вами поедем? (Трамвай)
Учитель:
Я вам открою секрет: как сделать так, чтобы этот трамвайчик поехал. Главное в трамвае - звоночек, чтобы все знали, что мы едем, и уступали нам дорогу. Чтобы люди входили и выходили на остановках, мы с вами будем показывать: «Двери закрываются» - руки сомкнуть впереди, «Двери открываются» - руки развести в стороны, помогаем голосом: ш-ш-ш-ш. А стучать колёса будут так (топают с усилением).
Итак, в путь! Двери закрываются (руки сомкнуты впереди, помогаем голосом: ш-ш-ш-ш), звенит звонок, стучат колеса (топают с усилением).
Стоп! Остановка «Школа дорожных наук». Двери открываются! (ш-ш-ш-ш)
Учитель: Нас встречает … отряд ЮИД.
1-й юидовец:
Большой привет
Всем шлёт ЮИД!
По всей стране
Нам путь открыт.
2-й юидовец:
В жару, в метель
На страже мы, ЮИД!
И наша цель:
Вам жизни сохранить!
3-й юидовец:
«Отряд ЮИД? Что за отряд?»
Нам очень часто говорят.
4-й юидовец:
«Чем занимаются ребята
Из интересного отряда?»
5-й юидовец:
Всем расскажет, объяснит,
Школьный наш отряд ЮИД.
Залог всей жизни без сомненья
Все:
Знания правил дорожного движенья!
6-й юидовец:
Этих правил. Их так много!
Ну-ка, выучи попробуй!
7-й юидовец:
Правил много, но без них
не работает ЮИД!
8-й юидовец:
Мы готовимся еще
на «Безопасное колесо»!
Как водить велосипед,
В общем-то, вопросов нет.
9-й юидовец:
И вопросы медицины,
Очень нам необходимы!
12-й юидовец:
Если спросят нас, друзья,
Почему мы все в ЮИД?
13-й юидовец:
Знания мы несем свои
По просторам всей страны.
И традициям ГАИ
Все ЮИДовцы верны!
Песня на мелодию «Если с другом вышел в путь»:
Мы по улицам, друзья,
Мы по улицам, друзья,
Ходим без опаски,
Потому, что ты и я,
Потому, что ты и я
Изучили классно
Припев:
Светофор, переход,
Где назад, а где вперед —
Все знает юный пешеход!
Как по «зебре» идти,
Чтоб беду нам не найти,
Помогут ПДД в пути!
Учитель: Ребята, скажите, чем занимается отряд ЮИД? (Изучают ПДД, дорожные знаки, оказание медицинской помощи, вождение на велосипеде)
Учитель: Что такое ПДД? (Правила дорожного движения)
1-й юидовец: Ребята, предлагаем вам посмотреть выступление «ЮИД в Простоквашино» и ответить на следующие вопросы (прикрепить таблички с вопросами на доске)
- Кто является участником дорожного движения?
- Какие правила для них существуют?
- О каких дорожных знаках вам рассказывали герои?
Музыка из мультфильма «Простоквашино» «Кабы не было зимы»
Выходит почтальон Печкин. Стучит в дверь. Из-за ширмы показывается Галчонок.
Галчонок: Кто там?
Печкин: Это я, почтальон Печкин. Принес газету про отряд ЮИД.
Матроскин: Не знаем мы никакого ЮИДа... Нам и без ЮИДа неплохо...
Дядя Федор: Это что за газета такая? (читает) «Добрая Дорога Детства»... Интересно, интересно...
Печкин: Вот именно! А то тут некоторые несознательные полосатые граждане прессу критикують... А умные люди в такой газете плохого не напишуть... (Уходит.)
Матроскин: Ну, какие у нас новости?
Дядя Федор: Очень хорошие у нас новости. Вот тут про отряд ЮИД из города Волгограда написали...
Шарик (выхватывает газету, читает): В сентябре ребята школы №74 провели «Путешествие в страну Светофорию» . Наверное, интересное путешествие было.
Матроскин. Смотрите, да их и по телевизору показывают.
Выходит отряд ЮИД.
Песня на музыку «Кабы не было зимы»
Кабы не было ЮИД
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога,
Но внимательнее будь,
Следуй знакам строго.
Заявляем твердо мы,
Скажем без сомненья:
Очень в жизни нам нужны
Правила движенья.
Шарик. А почему этих ребят в ЮИД приняли?
Матроскин: Это потому, что они правила движения хорошо знают, и во всем городе их пропагандируют...
Шарик: Чего они в городе делают?
Дядя Федор: Объясняют детям и взрослым, как нужно вести себя вблизи проезжей части.
Матроскин: И про сигналы светофора, и про дорожные знаки...
Выходят знаки «Пешеходный переход» (знак особых предписаний), «Пешеходный переход» (предупреждающий знак), «Движение пешеходов запрещено» (запрещающий знак)
Дядя Федор:
Могут знаки запретить,
Могут и предупредить,
Информируют, укажут,
И помогут, и подскажут.
Матроскин:
Иногда они похожи:
Вот на знаках трех - прохожий.
Дядя Федор:
Голубой прямоугольник -
Этот знает каждый школьник:
Пусть спокойно пешеход
Здесь дорогу перейдет.
Матроскин:
А увидишь белый круг
С красной линией вокруг -
Означает он запрет:
Пешеходам хода нет!
Дядя Федор:
Треугольник бело-красный
Тоже всем знаком прекрасно:
Говорит водителям
Знак предупредительно:
«Чуть проедешь ты вперед -
Скоро будет переход».
Все:
Знаки разные нужны,
Знаки всякие важны!
Дядя Федор: Я вот в Простоквашино отряд ЮИД думаю организовать.
Шарик: ЮИД? В Простоквашино? А собак туда берут?
Матроскин: Собак туда не берут...
Шарик: Это почему еще?
Матроскин: Да потому, что ЮИД - это юные инспекторы движения. А у тебя не движение, а суета одна...
Шарик (обиженно): А котов в ЮИД, значит, можно?
Матроскин: Конечно, можно! Вон у меня хвост полосатый. Я с помощью такого хвоста замечательного движение могу регулировать...
Шарик: Подумаешь, хвост! Вон собаки и на границе служат, и в милиции... Может, я патрульной собакой стану! Или автомобили на СО-СН проверять буду: у меня нюх знаешь какой замечательный!
Дядя Федор: Не обижайся, Шарик! В ЮИД всех запишем. Главное, чтобы помогали всем участникам движения правила соблюдать...
Печкин (выглядывает из-за ширмы): Позвольте полюбопытствовать в целях повышения образованности - это кто ж такие участники движения? И куда это они движутся?
Дядя Федор: Участники движения - это и пешеходы, и водители транспорта...
Печкин: А вот если, к примеру, я в автобус сяду - буду я тогда участником движения?
Матроскин: Как же ты будешь участвовать в движении сидя?
Дядя Федор: Если вы в автобус или в автомобиль сядете, то станете пассажирами.
Шарик: А пассажиры - тоже участники движения.
Дядя Федор: И для всех участников движения свои правила существуют.
Печкин: А позвольте поинтересоваться: для пассажиров какие правила?
Шарик: Я знаю: до 12 лет нельзя садиться рядом с водителем на переднее сиденье!
Печкин: А после 12, значить, не возбраняется?
Дядя Федор: Конечно. Но при этом обязательно пристегните ремень безопасности.
Печкин: А в ЮИД, позвольте поинтересоваться, пенсионеров принимаете?
Дядя Федор (обращается к залу): Ну, что, примем Печкина в порядке исключения в отряд?
Шарик: Не надо.
Матроскин: Он вредный.
Печкин: Извините. Может, я вредный был, потому что у меня друзей не было. А в отряде ЮИД я сразу добреть начну.
Дядя Федор: Ну, ладно!
Шарик и Матроскин: В порядке исключения!
Учитель: Давайте посмотрим, кто же из вас был внимательным.
Что такое ЮИД? (Ответы детей)
Учитель: Кто является участником дорожного движения? (Водители, пассажиры, пешеходы)
Учитель: Кто подвергается большей опасности: пассажиры или пешеходы? (Пешеходы)
Учитель: Какие правила для них существуют? (Ответы детей)
Учитель: Молодцы. Мы вам раздадим памятки для пешеходов. Прочитайте те правила, которые вы забыли назвать.
ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕШЕХОДА.
1. Переходи улицу по сигналу светофора: красный – стой, желтый – жди, а зеленый – иди.
2. Переходи улицу по пешеходному переходу.
3. Если нет поблизости пешеходного перехода или светофора, посмотри налево, убедись, что нет близко идущего транспорта, дойдя до середины дороги, посмотри направо, если на дороге нет опасности, продолжай путь.
4. Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.
5. Не переходи улицу перед близко идущим транспортом.
6. Не играй на проезжей части.
7. Не катайся на проезжей части на санках, самокате, роликах, коньках, велосипеде.
8. По загородной дороге иди по обочине навстречу движущемуся транспорту.
9. В темное время суток нужно иметь любой светоотражающий предмет (светоотражающие элементы на одежде, зеркальце, фонарик), чтобы быть заметным на дороге.
Учитель: Так кто же и что являются нашими помощниками на дороге? (Светофор, регулировщик, правила, дорожные знаки. - Табличку со словами выставить на доске)
2-й юидовец проводит ИГРУ «СВЕТОФОР»
Правила игры.
При показе мяча зеленого цвета – ходьба на месте, желтого – дети стоят, красного – хлопают в ладоши.
Учитель: А если светофор сломался или не справляется с интенсивным движением, кто приходит на помощь? (Регулировщик)
Учитель: Роль регулировщика будет выполнять командир отряда ЮИД. Он покажет, какие жесты и позы соответствуют сигналам светофора. (Показ)
3-й юидовец проводит ИГРУ «РЕГУЛИРОВЩИК»
Правила игры.
При показе жеста, соответствующего зеленому цвету дети показывают зеленый кружок, при показе жеста, соответствующего желтому – желтый кружок, красному – красный кружок.
Учитель: О каких знаках говорили наши герои? (Пешеходный переход, проход запрещен)
Учитель: Правилами дорожного движения утверждены около 200 знаков. По своему назначению их разделили на 8 групп.
Учитель: Какие существуют группы дорожных знаков? (Ответы детей)
3-й юидовец. Предупреждающие, запрещающие, информационные, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки приоритета, знаки дополнительной информации.
(Дети выходят с табличками-названиями групп дорожных знаков, экскурсовод показывает знаки на плакате.)
ИТОГ занятия.
Учитель: Что нового узнали?
Учитель: Где вам это пригодится?
Выходит отряд ЮИД.
Звучит ПЕСНЯ на мотив «Ничего на свете лучше нету»
1.Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Кто с ЮИДом, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Нам любые дороги дороги.
2. Мы свое призванье не забудем,
Правила мы все расскажем людям.
ПДД важней всего на свете,
Знают это взрослые и дети.
Знают это взрослые и дети.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.