"Школа первоклассника" занятие 13

  • docx
  • 16.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0018b522-4b12b596.docx

Занятие 13
Звуки окружающей действительности
(речевые). Звук [а] в начале слова

Цели: учить выделять первый звук в слове; дать понятие гласного звука; коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

О б о р у д о в а н и е: картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука [а]; карточки с красным кружочком – обозначение гласного звука.

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:

1) Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2) Вытягивание губ вперед трубочкой.

3) Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

4) Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5) Язык широкий, на нижней губе (счет до 10).

6) Язык узкий.

7) Чередование широкого и узкого языка.

8) Подъем языка за верхние зубы.

9) Чередование движений языка вверх и вниз.

10) Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам.

II. Повторение изученного о предложении.

Беседа по сюжетным картинкам (или из букваря).

1) «Парк».

2) «Бахча».

– Что видите на первой картинке?

– Составьте предложение. Что растет на клумбе?

– Что делают люди на второй картинке? Что они вырастили и собирают?

Составить предложение. Анализ предложений.

– Что составили?

– Сколько слов в предложении?

– Какое слово первое? второе? И т. д.

III. Выделение звука [а].

Рассказ «Волк и заяц»:

Долго искал по лесу волк зайца, а зайчик сидел на пеньке. Когда волк увидел зайца, то не сдержался и крикнул: «А-а-а! Попался, косой!»

– Какой звук произнес волк сначала? (А-а-а.)

Уточнение артикуляции. Звук произносится плавно, тянется, его можно петь. Звук с голосом, нет преград при его произнесении.

Поэтому он называется гласным. Обозначается красным кружочком.

Произнесите звук [а] плавно, протяжно (рот широко открыт).

– А когда мы произносим звук [а]? (На приеме у врача, когда что-либо вспоминаем, качаем куклу.)

З а п о м н и т е: звук мы слышим и произносим.

IV. Физкультминутка.

 Чтобы отдых дать спине

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперед и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперед ее сгибаем.

(Наклоны вперед-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине.

(Повороты корпуса вправо и влево.)

Отжимаемся от парт.

Приготовились. На старт!

Молодцы! А кто у нас

Смог отжаться десять раз?

(Отжимания от парт.)

Поскакали, потянулись,

Вот и славно отдохнули.

(Дети садятся за парты или столики.)

V. Выделение звука в словах.

Работа по картинкам.

1) По картинке: астры.

– Давайте вспомним по картинкам, какие цветы росли на клумбе?

– Астры: какой звук слышим в начале слова?

– Отметим его красным кружочком:

– Что росло на бахче? (Арбузы.)

– Какой первый звук в слове?

– Давайте вспомним, какие имена вы знаете, которые начинаются со звука [а]. (Аня, Ася, Аля, Алик.)

Выделение звука, обозначение красным кружочком.

2) По картинкам: апельсин, абрикос, аквариум, автобус.

VI. Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня произносили? Какой это звук? (Гласный.)