"Школа первоклассника" занятие 20

  • doc
  • 16.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0018b5fd-c2714f10.doc

Занятие 20
Звук и буква «у»

Цели: учить выделять новый звук; познакомить с буквой «У, у»; развивать фонематический слух.

О б о р у д о в а н и е: таблица по обучению грамоте; «азбука в картинках» (буква «У»).

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

1) «Прятки»;

«Маятник»;

«Закрытые ворота»;

«Гармошка».

2) Скороговорка:

Стала утка на пруду

Учить своих утят;

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

II. Повторение пройденного.

1) Вопросы для повторения:

– С каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом занятии?

– Скажите этот звук протяжно.

– Какой это звук? (Гласный.)

– Доскажи словечко, которое начинается со звука [а].

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор…

(Айболит.)

– Где стоит звук [а]?

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его...

(Арбуз.)

2) И г р а «Сочини сказку».

Зайка

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а].

– Отгадайте, кто это может быть? (Заяц.)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а].

– Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки…)

Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей – зайчат.

– Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.)

Зайчатки были рады.

(Называется слово и указывается место звука в слове.)

III. Физкультминутка.

Утро

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. (Дети наклоняют голову набок, подкладывая руки, похрапывают.) Наступает утро. Где-то пропел петух. Часы пробили пять ударов. лопают в ладоши и громко произносят: «Раз, два, три, четыре, пять».) Рабочие начинают просыпаться, потягиваться, разминаться. (показывают, как они это делают.) Одевшись, идут к крану мыться (чистят зубы, моют руки, лицо, шею и т. д.). Потом идут к столу завтракать (показывают, как наливают чай, нарезают хлеб, едят). Выходят на улицу и отправляются на завод. На улице снег, очень холодно. Приходят на работу. Гудит гудок. (все: «У-у-у-у-у-у-у!»)

Загудели, заработали моторы огромных машин. (все: «Дз-у, дз-у».) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна (движениями соединенных рук вперед-назад показывают, как движутся пилы). Готовые доски грузят в вагонетки и вывозят на склад. (по команде учителя «Раз-два, взяли!» наклоняются, как бы поднимая и перекладывая доски.) Слышен гудок паровоза. (все: «У-у-у-у!») Он медленно приближается к складу. (подражая звукам приближающегося поезда, произносят сначала быстро, потом медленнее: «Вот идет он, вот идет он...») Распиленный лес грузят в вагоны. (по команде «Раз-два, взяли!» повторяют движения погрузки.)

На заводе опять гудок. (все: «У-у-у-у-у!») Пора обедать.

– Какой звук вы издавали чаще всего?

– Как гудел гудок? (У-у-у.)

IV. Ознакомление с буквой и звуком [у]

– Сегодня мы познакомимся с буквой и звуком [у].

– Мы отправимся в путешествие на встречу с новым звуком на паровозике. Встали паровозиком. Поехали!

Дети изображают паровозик.

– Машинист дает сигнал…

В с е. У-у-у!

Остановка.

– Какой звук вы услышали?

– Как мы его произносим?

(Губы вытянуты трубочкой. Губы, зубы и язык не создают преграды. Воздух свободно выходит. Значит, это какой звук? Гласный.)

– Как обозначается гласный звук? (Красным кружочком.)

V. Выделение звука в словах.

1) Звук [у].

Послушайте слово:

              утка           удочка                 утята

     

– Где стоит звук [у] в слове?

2) По таблице:

лук, луна, паук, груша.

– Где стоит звук?

3) Придумывание слов детьми.

VI. Физкультминутка (музыкальная).

VII. Знакомство с буквой «У, у».

1) Показ буквы (по «азбуке в картинках»).

2) На что похожа буква?

«У» – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

3) Печатание букв на доске, в тетрадях.

VIII. Итог занятия.

– С каким звуком и буквой познакомились?

– Произнесите звук. Какой это звук?