Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заречненская школа-детский сад»
Джанкойский район Республики Крым
«Реализация модели
«Школа — территория здоровья»
Авторы проекта:
Мезенцева Е.И. - зам. директора по УВР,
Ледок Л.И. – зам.директра по ВР
Лесина Т.Н. – медицинская сестра,
Щерблюк С.Н. - учитель физической культуры
с. Заречное,2024 год.
Согласовано Утверждаю
Председатель Совета инновационной Директор МБОУ «Заречненская школа-
Деятельности детский сад»
________________Мезенцева Е.И. ---------------- Щерблюк Н.В.
«09»___января_____2024г. «09»___января_____2024г.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
инновационной работы по теме
«Школа — территория здоровья»
Краткая аннотация МРИП.
Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском и юношеском возрасте.
На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении.
Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение. Использование здоровьесберегающих технологий в школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку.
Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников. Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий.
Здоровый ученик – успешный ученик. Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм. Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности. Реализация здоровьесберегающих технологий в школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей.
Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное лечение. Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья. Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Цель МРИП: повышение качества здоровьесберегающей работы с участниками учебно-воспитательного процесса.
Задачи МРИП:
1. Анализ состояния физического и психологического здоровья учащихся.
2. Изучение готовности педагогического коллектива к внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
3. Изучение инновационных здоровьесберегающих технологий, применяемых в разных возрастных группах детей.
4. Создание и использование локальных нормативных актов по применению здоровьесберегающих технологий в школе.
5. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.
6. Мониторинг результатов применения инновационных здоровьесберегающих технологий.
7. Анализ и коррекция применения инновационных здоровьесберегающих технологий.
8. Создание банка идей, банка практик, банка мероприятий, банка проектов по теме.
9. Создание необходимых условий для обучения и воспитания, основанных на принципах здоровьесозидания.
Программа МРИП:
Приложение 1.
Конечные инновационные продукты МРИП:
1. Банк данных.
2. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий.
3. Банк локальных нормативных актов.
Ресурсное обеспечение:
1. Кадровый состав готовый к введению МРИП:
Педагоги высшей квалификационной категории — 7 человек;
Педагоги первой квалификационной категории — 5 человек;
Педагоги, не имеющие квалификационную категорию — 4 человек.
2. Руководитель — Мезенцева Е.И..
3. Материально-техническая база:
- уличное спортивное оборудование и тренажеры;
- спортивные площадки;
- мультимедийное оборудование, ноутбуки, музыкальный центр;
- спортивное оборудование и спортивный инвентарь спортивного зала;
- оборудование медицинского кабинета;
- посуда и оборудование пищеблока и столовой;
- спортивная площадка сельского совета
4. Финансовая обеспеченность МРИП на 2024 год — 30000 руб. (планируемое).
Директор МБОУ «Заречненская школа-детский сад»: Н.В.Щерблюк
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.