Школа завтрашнего дня: положительные и отрицательные стороны
В последнее время все больше и громче говорят о цифровизации школы, ее преимуществах или отрицательных сторонах. Но что такое цифровизация школ? Оцифровка — это преобразование физических данных в двоичные значения (0 и 1), которые можно хранить в виртуальной памяти. На протяжении нескольких десятилетий технологические инновации предлагали нам новые возможности.
Беспокойство по поводу угрозы, которую автоматизация представляет для рабочих мест, постоянно растет. Но даже если ручные работы повторяющегося характера исчезнут первыми в ближайшие несколько лет, если этого еще не произошло, это не обязательно означает, что в обществе больше не будет места для человеческого труда. Некоторым профессиям, где социальные взаимодействия являются фундаментальной основой, суждено пережить этот процесс. Однако несколько исследований, проведенных в рамках ВЭФ (Всемирный экономический форум), показывают, что ИТ-навыки будут все более важными в большинстве профессий в будущем (использование технологий, таких как видео, изображения, проекции, будет использоваться все больше и больше). Другое исследование даже утверждает, что через двадцать лет 65% будущих профессий еще не существует. Поэтому будет бесполезно обучать людей в слишком специфической области, а скорее заставлять их приобретать набор базовых навыков, которые позволят им несколько раз обучаться в профессиональной карьере. В настоящее время рабочий меняет профессию от двух до трех раз в течение карьеры, поэтому крайне важно, чтобы он мог рассчитывать на более широкий спектр навыков, чтобы его гибкость была максимальной.
Но как цифровизация влияет на школу?
Прежде всего, мы должны различать 3 оси:
Как только появились первые онлайн-курсы, которые позволяли проходить определенные модули онлайн в вузах, все поспешили присмотреться к этому экспериментальному успеху и пророчили конец аудиторным занятиям. Эта сладкая эйфория была недолгой, потому что это образование под названием «электронное обучение» быстро столкнулось с рядом проблем как у взрослых, так и у детей.
1. Необходимость социальных отношений между учителем и учеником сильно недооценивалась. Простой факт невозможности задавать вопросы, чтобы успокоить себя, в итоге порождал тревоги и беспокойства. Кроме того, успехи студентов на онлайн-курсах были довольно средними.
2. Процент отсева был феноменальным, так как почти половина студентов не закончила свой курс.
Тогда стал очевиден компромисс между «старомодной» школой и цифровой школой.
Таким образом, прежде чем менять содержание, мы должны сначала изменить менталитет. Цифровизация ускорит трансформацию нашего общества до такой степени, что проецировать себя вперед станет практически невозможно. Если мы намерены подготовить будущие поколения к новым профессиональным требованиям, молодые люди должны в первую очередь уметь позитивно относиться к переменам и не останавливаться на достигнутом в рутине. Для этого не стесняйтесь стимулировать их любознательность и желание делать открытия. Современным учителем будет скорее тот, кто будет увлечен новизной, чем тот, кто, несмотря на явную страсть к передаче своих знаний, будет продолжать учить только одним способом. Поэтому крайне важно овладеть родным языком, который останется нашим средством общения номер один, а также математикой, которая станет все более важной предпосылкой в нынешних и будущих профессиях. Классы останутся местом, где изучаются социальные навыки, а оцифровка должна помочь учителям проводить более целенаправленное обучение. Если общество готово к этим изменениям, эволюция может быть очень быстрой, в противном случае мы можем столкнуться с огромным разрывом между ожиданиями профессионального мира и школьным содержанием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.