Школа журналиста
Оценка 4.7

Школа журналиста

Оценка 4.7
doc
15.02.2022
Школа журналиста
школа журналиста.doc

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА

Этапы работы журналиста над материалом:

1. Выбрать тему.

2. Собрать материал.

3. Составить план.

4. Написать заметку.

5. Отредактировать.

6. Придумать заголовок.

7. Подписаться - имя и фамилия.

8. Сдать в редакцию.

Тема материала

Для того, чтобы написать заметку, журналист должен выбрать тему.

Тема - это то, о чем пишется материал, пересказ содержания одним предложением.

Например:

СКАЗКА НА ПЛОЩАДИ

Все люди любят подарки. Мы - не исключение, и поэтому каждый год ждём появления Дедушки Мороза. Но он всё не приходит, и подарки приходится получать от родителей.

А вот второго января каждый ребёнок, оказавшийся на площади Ленина у зелёной красавицы-елки, мог поучаствовать в занимательных играх, весёлых конкурсах и получить подарок от громадного Деда Мороза, миниатюрной Снегурочки и забавной Лисички. А хороводы вокруг елки, о которых мечтает каждый ребёнок!

У нас проснулся журналистский нюх, и мы решили всё потихоньку разузнать. Оказалось, что и Дед Мороз, и Снегурочка, и Лисичка - «активисты из народа», которые на собственные деньги купили подарки детям и шампанское... для себя (чтобы подогреть боевой дух). Дети, увидевшие наших «северных гостей», были просто счастливы, да и у взрослых поднялось настроение.

В сказку попали Лена Чалова и Женя Матвеева.

Тема этого материала - второго января у елки на площади Победы Дед Мороз, Снегурочка и Лисичка - «активисты из народа» организовали веселые игры и конкурсы для детей, победителям которых вручались подарки.

Темы бывают:

1) по широте:

- широкие (о нескольких фактах),

- узкие (об одном факте);

Например:

Широкая тема

Узкая тема

Люди.

Конкретный человек Света Фёдорова.

Животные.

Кошка Мурка, живущая у Пети Дубова.

Школьные дела

КВН по истории между 9 «а» и 9 «б».

Дискотеки.

Дискотека в школе № 59 10 декабря.

Коллекционирование

Коллекция марок Кати Матвеевой.

 

2) по глубине:

- поверхностные (о ком, о чем написана заметка);

- глубокие (почему произошел факт, к чему он приведет, чем отличаются два факта).

Например:

Поверхностная

Глубокая

Драка между Петей и Машей.

За что Маша побила Петю?

Отличница Света Фёдорова

Как Света Федорова смогла все 11 лет быть отличницей?

Кошки Кати Матвеевой

Что помогает Кате Матвеевой уживаться с десятью кошками?

 

Чем уже и глубже тема, тем интереснее читать заметку и труднее ее писать.

Написать заметку на слишком широкую тему невозможно. Зато ее можно сузить, сделать более конкретной.

Например:

Грызуны (-) - Мыши (-) - Домашние мыши (-) - Домашние мыши России (-) - Домашние мыши калининградцев (-) - Ручная мышка Анфиса Тани Петровой (+).

Знак «-» здесь означает, что тема еще слишком широка, чтобы браться за заметку, «+» - об этом можно смело писать.

Факт

Тема должна быть фактом. Факт - это правда; то, что было, есть или будет на самом деле.

Чтобы факт стал темой для заметки, он должен быть:

1. Понятным автору и читателю;

2. Интересным автору и читателю;

3. Новостью - недавно происшедшим, не известным большинству читателей.

Что такое факт?

Есть такая газета «Аргументы и факты». Некоторые люди говорят: «Мне нужны только факты». Что это значит?

Факт - это то, что было, есть или будет на самом деле. То есть, любая вещь, любой человек и ты тоже, любое событие, которые есть, были или будут взаправду, называются фактами. Например, ты учился когда-то в первом классе, а сейчас держишь в руках эту брошюру. Это тоже факты. С событиями в будущем немного сложнее. Например, до самого 31 декабря ты уверен, что Новый год будешь справлять дома под ёлкой. Но за час до ухода старого года в лотерею выигрываешь билет на Сатурн в качестве праздничного полёта. О том, что будет, как о факте, можно говорить только, если в нём уверен на все 100 процентов.

При чём тут какие-то факты - можешь спросить ты. А притом, что журналисты отличаются от писателей и режиссеров тем, что не могут ничего выдумывать и должны писать только о том, что происходит на самом деле. Представь себе, что будет, если журналисты начнут сочинять новости. В худшем случае, в мире будет неразбериха. В лучшем - газеты просто никто не будет читать.

Иногда наврать в газете можно нечаянно. Это случается с рассеянными корреспондентами. Забыл, перепутал чьё-нибудь имя, какую-нибудь цифру, номер школы и так далее. Поэтому факты нужно проверять. А если услышишь какую-нибудь правдоподобную сплетню или слух, и руки зачешутся об этом написать, убедись, правда ли это и узнай, как именно произошло событие.

Вот что случилось несколько лет тому назад с двумя выпускницами пресс-центра в городе Калининград. В местной газете они прочли объявление о том, что в такой-то день можно прийти в час дня в Дом культуры рыбаков и записаться в клуб авторской песни. Решили пойти, несмотря на плохую погоду. А в тот день начался страшный дождь, такое даже в Калининграде редко бывает. Улицы залило, даже упало несколько деревьев, у которых подмыло корни. Девушки всё равно в клуб записываться приехали, хоть и промокли. Подождали начала занятий этак часик. Потом, наконец, выяснили, что тот, кто давал объявление в газету, на одну цифирку ошибся. Собрание должно было состояться в 18, а не в 13. Так что как хочешь. Либо по лужам топай домой, а потом возвращайся, либо сиди тут до вечера.

Значит ли это всё, что газетам теперь верить не стоит? Вовсе нет. Большинство корреспондентов честные, добросовестные и аккуратные люди. Потому, что если такой прокол хоть раз случится с корреспондентом, читатели перестанут ему доверять, а заодно и всей газете. Да и коллеги по работе станут коситься, ответственное и интересное задание ему не поручат. Можно и работу потерять. Если корреспондента из одной газеты выгонят за недобросовестность, в другую вряд ли возьмут. Так что всё, за очень редким и досадным исключением, в газетах - правда.

Факт, который годится для заметки

К сожалению, не о каждом факте можно написать. Вспомни, сколько всего нас окружает в реальности. Например, зимой идёт снег, или тебе купили новую футболку. Первое всем известно. Второе мало кому интересно. По крайней мере, о факте, который годится для заметки, мы узнали следующее: он должен быть интересным и неизвестным. Редко бывает так, чтобы о каком-нибудь интересном факте знал только один единственный человек - ты. Во всяком случае, чем меньше людей об это знает, тем лучше.

Факт немного похож на колбасу. Не удивляйся. Это тоже скоропортящийся продукт. Когда колбасу только приносят из магазина, она свежая и вкусная. А если долго пролежит в холодильнике, становится жёсткой, покрывается тёмным налётом, и есть её уже не хочется. Если где-нибудь происходит что-нибудь, известное немногим, через некоторое время это что-то постепенно становится общедоступным. Чем скорее, тем лучше писать о факте. Иначе это будет неинтересно, или найдётся корреспондент другой газеты, который об этом напишет.

Посмотрим, что у нас получилось: недавно происшедшее, новое, известное немногим = интересное. А можно ли эту формулу перевернуть задом наперёд? Интересное = недавно происшедшее, новое, известное немногим. Верно, но не всегда. Вот, например, что такого экзотического, необычного в прогнозе погоды? Уж если сейчас зима, то завтра либо снег, либо дождь, если лето, либо дождь, либо солнце. Но находятся люди, которые прогноз погоды слушают по несколько раз в день. А о дружбе, любви сколько книг написано, фильмов снято, а всё равно интересно о каком-нибудь случае на эти темы в газете почитать. Потому что прогноз погоды и дружба с любовью касаются лично многих людей. Ведь это важно знать: можешь ли ты завтра поехать в лес за грибами или на лыжную прогулку или лучше не стоит. Или вот в газете описан случай: человек поссорился со своим другом. Разве не интересно узнать, как он дошел до жизни такой? А вдруг этот случай похож на твой? Почитаешь и поймешь, как надо было поступить.

Значит интересное - это не всегда новое, известное немногим.

Вот как можно дополнить нашу формулу: интересный факт - недавно происшедшее, известное немногим, новое, то, что касается тебя лично, что тебе необходимо в данный момент.

Но это еще не все признаки факта, который годится для заметки.

Приходилось ли тебе когда-нибудь заглядывать в журнал «Наука и жизнь» или смотреть телепередачу, скажем, о Карибском кризисе? То есть смотреть и читать о чем-то таком, что ты не совсем понимаешь, в чем не разбираешься? Хочется найти кого-нибудь из взрослых и задать ему кучу вопросов, или просто становится скучно. Правда?

Так что лучше писать о чем-нибудь понятном и доступном. Особенно, если эту газету читают твои сверстники. С другой стороны, если не очень в чем-то разбираешься, можно сесть в лужу.

Иногда такой пробел в знаниях можно ликвидировать - найти себе консультанта, то есть человека, который в чем-то очень хорошо разбирается, и поговорить с ним. А если тема слишком сложна, лучше за нее не браться. Итак: факт должен быть интересным, новым, понятным.

Новое - то, что произошло недавно, известно немногим.

Интересное - новое, то, что касается лично человека, необходимо в данный момент.

Кому должен быть интересен и понятен факт?

Кажется, странный вопрос. Разумеется, читателю, а то он не будет газету покупать. На самом деле всё немного сложнее. Как известно, о вкусах не спорят. Одна и та же заметка не может быть интересна, а иногда и понятна абсолютно всем читателям, которым попадётся на глаза: и пенсионеру, и первокласснику, и милиционеру, и домохозяйке - всем не угодишь. Да и не надо. С другой стороны, можно ли писать о том, в чём не разбираешься? Хорошо написать? Вряд ли. А о том, что тебе совсем не интересно? Попробовать можно, но... Выйдет что-то вроде плохого школьного сочинения, которое написали, чтобы учитель отстал.

Пиши лучше о том, что интересно и понятно в первую очередь тебе самому, то есть, автору. Но не забывай о читателях. Если тема, которую выбрал, интересна только тебе одному, заметку лучше не писать.

Идея материала

Идеей называется то, с какой целью, зачем написан материал.

Главная цель журналистики: делать жизнь людей лучше и интереснее.

Идеей конкретной заметки может быть одна из шести:

1. Сообщить новость.

2. Рассказать о положительном опыте.

3. Исправить недостаток.

4. Обсудить проблему - сложный вопрос, на который есть более двух ответов.

5. Расширить кругозор (чтобы люди больше знали).

6. Повлиять на настроение, чувства людей.

Например:

***

Как заваривать чай, откуда он был привезён в Россию, какая заварка лучше - об этом узнали на вечере чая ученики 10 «в» и 9 «а» классов педагогического лицея. Праздник проходил, конечно же, в столовой, где ребята полакомились пирожками, печеньем, булочками, которые испекли школьные повара.

Идея этого материала - сообщить новость.

***

КОГДА В ШКОЛЕ РЫНОК

Вы когда-нибудь держали в руках ШКВ? Значит, вы не учитесь в 47-й калининградской школе. Иначе бы просто не могли не знать, что ШКВ - это школьная конвертируемая валюта, без которой просто невозможно представить себе финансово-экономическую игру «Школа и рынок».

Купюры, изготовленные с помощью компьютера, юбилейные - выпуск денег посвящён 300-летию Российского Флота, поэтому на каждой из них изображены русские корабли.

Заработать ШКВ очень просто - можно вымыть окна, выстирать шторы, убрать класс или школьный коридор. А можно сходить к ветеранам - им ведь тоже нужна ребячья помощь. Или отгадать биологические, исторические, географические и экономические кроссворды. У каждого школьника есть свой лицевой счёт (что-то вроде сберкнижки), на который записывается вид работ и сумма заработанных денег. Их без проблем можно обналичить - для этого надо зайти в школьный банк (здесь есть не только он, он и коммерческий директор, министр финансов).

Каждый класс организовал своё акционерное общество. АО «Амелия», например, изготавливает и продаёт картины, проводит уроки, на которых учит других ребят этому искусству. Можно прийти на экскурсию в «Малую Третьяковку» (так ученики называют свою школьную картинную галерею). Другое АО дает напрокат картриджи и видеокассеты, отбирая дневник в залог. Третье занимается составлением астрологических прогнозов (стоит это удовольствие 5 ШКВ). На переменах проводятся аукционы, на которых можно купить изделия из кожи, брошки, браслеты, кулоны и другие красивые вещи, сделанные старшеклассницами на уроках труда.

А ещё за ШКВ можно купить билеты беспроигрышной лотереи. Их обладателей ждут призы и билеты на дискотеку.

Настя Семёнова.

Идея этого материала - рассказать о положительном опыте.

***

КАК Я ПОТЕРЯЛА ДРУГА

Недавно на нашу улицу приехали собачники и забрали нашу дворовую собаку, которую любили и взрослые и дети. Увезли и щенят другой собаки. Дети обычно ухаживали за щенками, кормили их, играли с ними. Жестокие собачники даже не посмотрели на слёзы детей, они как будто радовались, что все плачут и унижаются, умоляя отпустить собаку и щенят.

Прошло уже довольно много времени, а дети всё не могут отойти от ужаса. Во дворе стало пусто. Не слышно громкого лая, не слышно смеха ребят.

Мне 12 лет, но я теперь понимаю, что такое потерять друга. Собачники приехали на нашу улицу не случайно, их вызвал дворник.

Есть на свете люди с каменным сердцем.

Вика Гойгель.

Идея этого материала - исправить недостаток.

***

ИЗВЛЕКАТЬ КОРНИ ИЛИ ПРОДАВАТЬ ЖВАЧКУ

В нашем классе никто не хочет учиться, а ходят все в школу только потому, что заставляют учителя и родители. И непонятно, какая от этого польза. Всё равно, кто ничего не хочет знать, тот и не знает. Да и вообще, зачем в наше время знать то, чему учат после четвёртого класса. Читать, писать, считать умеешь - и хватит.

Чем терять много лет на изучение ненужных вещей, можно было бы работать лет с 10-11: мыть машины, убирать улицы, продавать лимонад, торговать с лотков. А сколько полезного можно было бы сделать на даче, если бы не эта проклятая школа!

В жизни школьные знания не нужны. Учат нас не тому, чему надо. Мы ведь знаем, что лучше живёт тот, кто умеет доставать деньги, а не извлекать корни. А тут учишься десять лет и не можешь фальшивого бакса от настоящего отличить.

Виктор Иванов.

Идея этого материала - обсудить проблему.

***

ПРИЗНАНИЕ

Я люблю тебя! Жить без тебя не могу! Всем сердцем, всей душой люблю тебя, мой старый город, мой Калининград.

Я люблю тебя ранним утром - заспанного, неуклюжего, молчаливого; люблю днём - неугомонного, оголтелого, сумасшедшего.

Я люблю твоё небо, твои реки, твои парки. Господи, как же я люблю твои лужи, разбитые дороги, обветшалые домики, заброшенные садики...

Десятки раз уезжая, улетая от тебя, я возвращалась назад. Назад - в этот смог пыли и газа, назад - шлёпать по лужам и грязи. Словно кто-то тянет меня: «Нет, не убежишь, не скроешься!»

Господи, за что же мне такое наказание - любовь к тебе, сумасшедший мой город?!

Оксана Козлова.

Идея этого материала - повлиять на настроение, чувства.

***

УРОДЛИВЫЙ - ЗНАЧИТ КРАСИВЫЙ

Вам никогда не хотелось стать студентом? Мне вот удалось недавно. Впечатлений - полный чемодан, как говорится.

В общем, университет - это такая школа, где учатся люди очень взрослые и не очень. Ну, уроки у них чуть-чуть подлинней (этак минут на сорок), и домашних заданий побольше, а экзамены - каждые полгода. А так - обычная школа с классами, партами, преподавателями и досками.

А знаете, что мы делаем на занятиях? Вот например, читаем сказки по ролям - недавно проходили «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». А на дом нам задали «Карлсона», «Маленького принца», «Карлика Носа» и «Пеппи Длинныйчулок».

А знаете, что азбуку придумал никакой не Кирилл, а Константин? То есть, это его потом назвали Кириллом, перед смертью, по церковному обычаю. А то, что «ф» мягкое женственнее, чем «ф» твердое?

Или что учёные до сих пор не знают, откуда у людей язык появился. Не тот, которым масло слизывают, конечно, а тот, на котором говорят. Одни думают - от Бога, другие - что человек подражал крикам разных животных и птиц и другим звукам, или просто выкрикивал что-нибудь от радости, или от тоски, или от страха - да так и выучился говорить. А что древние люди, отправляясь на охоту, никогда не произносили слово «медведь», «мамонт», «заяц», «олень» - боялись, что зверей спугнут их имена.

А что раньше все люди, жившие на территории современной Европы, говорили на одном языке, и поэтому все языки, например, литовский и польский, русский и белорусский, немецкий и латинский чуть-чуть похожи, а иногда в них бывают совсем одинаковые слова.

А ещё слова - как живые - умеют меняться, изменять своё значение. Вот, например, слово «уродливый» раньше значило «хорошо уродившийся», «красивый». А слово «печаль» произошло от слова «печь».

Так что не все знания такие скучные, как вам кажется.

Надежда Исаева.

Идея этого материала - расширить кругозор.

О чем писать для «Пятого угла»

Как известно, от правильного выбора темы зависит 90 процентов успеха заметки. Поэтому, когда ты будешь писать для «Пятого угла», учти:

- материал должен рассказывать о том, что интересно и понятно детям, подросткам и молодежи, что их волнует,

- он должен быть результатом твоего собственного исследования жизни (беседы, наблюдения), поэтому нельзя пользоваться книжками и другими газетами,

- газета - это твоё общение со сверстниками, поэтому пиши о том, о чем обычно разговариваешь со своими друзьями.

А теперь хит-парад тем для «Пятого угла». В верхней его части - самые те темы, на которые тебе лучше писать.

1. События, которые произошли в школе, Доме творчества, клубе, дворе, дискотеке или любом другом месте, где бывают твои сверстники.

2. Что-то интересное, необычное, что есть в школе, Доме творчества, клубе, дворе, дискотеке или любом другом месте, где бывают твои сверстники.

3. Важные события нашего города, волнующие твоих сверстников (приезд известных артистов, выставки, концерты, спектакли, спортивные соревнования), твое отношение к этим событиям.

4. Интересные места нашего города (или других городов и стран), люди, о которых не знают или мало знают твои сверстники.

5. Выбор профессии и всё, что его касается: специализированные классы, лицеи и гимназии, технические училища и колледжи, высшие учебные заведения).

6. Досуг детей и подростков: интересные кружки, клубы, секции, увлечения ребят, как они проводят свободное время.

7. Проблемы, которые волнуют тебя и твоих сверстников (отношения с родителями, учителями, ровесниками, дружба, любовь).

8. Животные, интересные случаи с домашними животными, проблемы отношения к животным.

9. Природа.

10. Стихи, кроссворды, смешные случаи на уроках, выдержки из сочинений и ответов учеников.

 Практические рекомендации

1) После того, как ты выбрал тему заметки, не всегда можно сразу приступить к её написанию. Например, ты не был на месте происшествия и не очень хорошо представляешь, как всё произошло. Или забыл фамилию того мальчика, который победил в шахматном турнире. Или захотел написать о том, как подорожали жвачки, а сколько они стоили раньше, не знаешь. Вполне обычная ситуация. В этом случае корреспондент идёт, смотрит, разведывает, расспрашивает тех, кто знает и видел больше, чем он сам. На языке журналистов это называется собирать материалы.

2) Даже если ты хорошо себе представляешь, что и как, и, главное, зачем ты пишешь, не торопись. Хорошо продумай логику твоей заметки. То есть, что ты скажешь сначала, что потом, какие выводы хочешь сделать. В этом помогает составление примерного плана - устного или письменного, как в сочинении или изложении.

3) Заметка - не диссертация и не отчёт. Её пишут живым, интересным языком, близким к разговорному.

4) Если хочешь, чтобы с заметкой было меньше возни (многое ведь иногда приходится исправлять), чтобы её приятно было читать, необходимо соблюдать правила оформления заметки.

а) Писать с одной стороны листа. Если что-нибудь захочется выкинуть или вставить, достаточно будет разрезать заметку на части и приклеить на чистый лист. Это экономит время.

б) Чтобы небольшие исправления не сливались с текстом заметки, оставлять с одной стороны поля (туда мелким почерком можно вписать целый абзац), и место между строками размером примерно в полторы строки.

в) Названия городов, имена, фамилии, клички животных, названия магазинов, фирм писать печатными буквами во избежание ошибки.

5) Заметка - не анонимка. Корреспондент отвечает за то, что он написал, и поэтому подписывается под ней. Вот так: Маша Иванова (сначала имя, потом фамилию в именительном падеже; а отчество корреспондент не пишет).

Методы сбора информации

Темы для своих заметок корреспондент не достает из кармана. Интересные факты и новости надо в буквальном смысле искать. И даже если вас осенило: «О! А не написать ли мне о плохом состоянии дорог на Марсе?», вовсе не значит, что, прямо не сходя с места, вы создадите шедевр. Хотя бы потому что об этих самых дорогах сами мало что знаете. Подробнее ознакомиться с темой, добыть необходимые сведения на языке журналистов звучит как «собрать материалы».

Это можно сделать тремя способами:

1) Наблюдение. Это когда ты участвуешь в каком-нибудь мероприятии или становишься очевидцем интересного случая.

Можно просто идти по городу и неожиданно увидеть, как приземлилась летающая тарелка, но лучше всего заранее узнать о концерте,  выставке кошек. Прийти и посмотреть, а то и поучаствовать.

Преимущества этого метода: так как ты все слышал своими ушами, видел своими глазами, бегал ногами, что-то делал руками, материал получится живым, интересным, полным свежих впечатлений и живописных подробностей.

Недостатки: представим себе, что тебе захотелось сообщить читателям о том, сколько всего учеников в вашей школе, кого больше, мальчиков или девочек. Как за всем этим наблюдать? Прийти с утра пораньше, стать у входной двери и считать? А для того, чтобы написать, кто и чем отличился в этом учебном году, вовсе необязательно сидеть от начала до конца на скучном собрании, посвященном прощанию с учебным годом.

А если, скажем, ты увидел такую картину: по городу идет собака, которая ведет на поводке попугая. Можно ли ограничиться только наблюдением со стороны, чтобы написать о том, что же все-таки происходит? Сомневаюсь.

Если не разбираешься в футболе, можешь не понять, за что судья назначил штрафной удар и кому.

Что бы по-настоящему сделать правильный вывод о каком-нибудь явлении, наблюдать нужно не как придется, а долго и систематично. Например, решил журналист проверить, как часто ходят трамваи в Калининграде, было у него полчаса свободных. Стоит на остановке: раз, «единица» пронеслась, через пять минут - вторая, еще через четыре - третья. «Трамваи в Калининграде ходят каждые пять минут!» - сделал вывод журналист и пошел домой. А на самом-то деле они скопились за углом, пока рабочие ликвидировали последствия аварии.

На результат наблюдения может очень повлиять мнение того человека, который его проводит. Если вы очень плохо относитесь к большим компаниям, то в какую молодежную тусовку вы не попали, вам упорно будет казаться, что вокруг - сборище дураков. Или наоборот, если вам очень нравится какой-нибудь человек, сколько не наблюдайте за ним, его недостатки будут казаться не стоящими внимания, а достоинства немереными.

Просто нужно стараться быть объективным. Видеть факт с плохой и хорошей стороны.

2) Беседа. Ты идешь к очевидцам или участникам событий, а, лучше всего к тем, кто его организовал, если, конечно, это не стихийное бедствие, подробно расспрашиваешь, записываешь ответы.

Преимущество, пожалуй, одно - оперативность, быстрота. Неважно, сколько длится само событие или мероприятие, опоздал ты на него или нет. Сама беседа займет от 5 минут до получаса. В крайнем случае, подобное интервью можно взять даже по телефону, хотя это и не очень вежливо.

Недостатки: невозможность поделиться впечатлениями, потому что их просто нет; большая вероятность чего-то не понять и написать какую-нибудь нелепость в заметке - собеседнику-то будет казаться, что раз он про событие знает, значит, вы тоже знаете, может что-нибудь забыть, упустить из виду.

3) Работа с документами и письменными источниками.

Документами можно назвать все, что удостоверяет подлинность какого-нибудь факта. Например, видеозапись, аудиозапись, кинохронику, фотографию. Документы бывают также в виде различных текстов, например, справка от врача, паспорт, билет на поезд, классный журнал, тетрадь по химии, надпись на заборе, любая твоя заметка.

Преимущества: компактность, например, вместо того, чтобы слушать нудную лекцию начальника вокзала о том, как в этом полугодии будут ходить поезда, можно просто ознакомиться с расписанием.

Стеснительным людям удобнее работать с «молчаливым» собеседником.

Официальный документ претендует на достоверность, на него всегда можно сослаться как на источник информации, что бы в случае, если факты, подтверждаемые документом, оказались не совсем соответствующими действительности, отвечал за это не журналист, а автор документа.

Недостатки. Иногда даже в официальных документах встречаются ошибки и недочеты. Факты лучше всего, если есть возможность, проверять.

Язык официальных документов скуп, лаконичен, сух и маловыразителен. Он таким и должен быть. Чего никак не скажешь о заметке. А ведь это очень большой соблазн - ничего более не зная о факте, кроме того, что содержится в документе написать заметку таким же языком. Да и собственных впечатлений от факта здесь не хватает.

Композиция материала

Любой материал состоит из:

1. Лида - необычного, интересного вступления.

2. Основной части - подробного рассказа о факте.

3. Заключения - последнего предложения, слов, которыми автор высказывает свое отношение к факту. Вывод надо зашифровывать, не говорить оценочных слов: плохо, хорошо, красиво, интересно. Этих слов в материале вообще не должно быть.

Например:

А ТЫ НЕ СПОРТИВНЫЙ ВЕРБЛЮД?

ЛИД

В троллейбусе он стоял рядом со мной. Обыкновенный паренек лет пятнадцати щелкал жвачкой и глазел на мелькающий за окном пейзаж. Я, может, и не обратила бы на него внимания, если бы не броская надпись на его куртке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Человеку, владеющему английским языком в объеме школьной программы, нетрудно перевести это на русский (по-моему, «спортивный верблюд»).

Я тихонько спросила у парня:

- Ты - спортивный верблюд?

В ответ от странно на меня посмотрел. Тогда я объяснила, что именно написано на его куртке. Он чуть смутился, но потом сказал, что у нас демократия, и каждый носит то, что ему нравится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом он, конечно прав. Только вот неплохо было бы, если девчонки и мальчишки, а также их родители, задумывались над смыслом слов, которыми пестрят эти самые вещи. А то попробуй потом докажи, что ты - не спортивный верблюд.

Св. Чивесим. («Радуга» , 5, 1996)

ЛИД

Лид - необычное, интересное начало в заметке, привлекающее внимание читателя. Это первое слово, предложение, абзац, в зависимости от жанра и величины материала.

Здесь вполне уместен ваш вопрос: какое же начало в заметке считать удачным? Легче всего, пожалуй, ответить, как не надо начинать материал.

Практическая рекомендация

Никогда не начинайте заметку с дат (8 августа, в июне месяце), цифр (3548000 учащихся ПТУ...), полных наименований учреждений (муниципальное образовательное учреждение школа номер пять, отдел по делам молодежи администрации области), официальных титулов (глава администрации области), а также придаточного предложения или с длинного, с очень сложной конструкцией, отягощенного кучей второстепенных членов.

В журналистском мире существуют разные теории и классификации лидов, нам же кажется, что это дело творческой фантазии автора, любой лид, традиционный или супероригинальный, если вам вдруг удастся такой изобрести, хорош, если он выполняет свою основную задачу - мешает читателю, зевая, отложить газету после первого же абзаца какого-нибудь материала.

Именно о традиционно принятых началах мы расскажем вам ниже. Их названия в нашей классификации необязательно совпадут с теми, которые вы встретите в различных учебниках по журналистике, что объясняется стремлением упростить систему ради удобства ее практического применения.

Виды лидов

1. Одним ударом. Это как бы мат в один ход: в первом же предложении вы сообщаете читателю самую суть события. Весь остальной материал, по сути, является лишь объяснением того, что вы сказали вначале, описанием подробностей. Такой лид называют ещё перевёрнутой пирамидой.

Надо ли объяснять, что не о любом событии можно написать таким образом? Тут не подойдут Дни именинника в кружке, окончание учебного года, стандартная дискотека. Сам факт должен быть достаточно незаурядным и шокирующим. Вот, например, как начал свое сообщение о крупнейшем землетрясении в Сан-Франциско Джек Лондон, когда работал репортером в одной из американских газет: «Сан-Франциско больше нет».

Еще пара примеров:

Слишком часто стали пропадать куртки в школе-лицее № 18.

Сразу по трем заболеваниям - дифтерии, коклюшу и менингококковой инфекции - объявили карантин в 18-й школе.

Этот лид также применяется в сообщениях, предупреждающих граждан об опасности, угрожающей их жизни и здоровью. В самом деле, если необходимо, чтобы все узнали о надвигающейся беде, ни к чему лишние слова.

2. Нагнетание напряжения. Каждое последующее предложение первого абзаца как бы более и более «накаляет страсти» не позволяя читателю «расслабиться».

Этот лид хорош для материалов, рассказывающих о реальных трагических или связанных с приключениями событиях, бедствиях, зонах военных действий, курьезных случаях.

Например:

...На вечер назначен бал. Гости приехали из самого Петербурга. Одна из знатных дам в пышном платье решила погулять по парку. Ни о чем не подозревая, она села на скамейку. Вдруг со всех сторон на нее обрушиваются струи воды. Нет, это не дождь. Просто барышня, наступив каблучком на камушек, включила фонтан. Ей, конечно, не до смеха, зато остальным гостям потеха.

В страшный и тяжелый день понедельник я встретил ее... С тех пор нет душе моей покоя! О, какая у нее фигура! Увидев ее, Останкинская башня покачнулась бы, а Пизанская свалилась-таки, наконец..

Если немного «обмануть» читателя, то есть, начать таким образом заметку о самом заурядном факте, всячески его обыгрывая, вы рискуете разочаровать какую-то часть аудитории, не оправдав ее надежд.

3. Зарисовка. Материал начинается с описания: места события, людей - героев материала, собеседника, если это интервью, обстановки, условий, которые сопровождали вас при написании материала или сборе информации.

Например:

Серая, мохнатая, полуоблезлая собака запрыгнула на заднюю подножку автобуса, тяжело дыша и роняя капельки слюны на пол. Она спокойно и скромно пристроилась у наших ног мордой к выходу.

Также вы можете заставить читателя нарисовать в своем воображении картину, свидетелем которой вы вовсе не обязательно были, или смысл которой не до конца ясен, так что весь материал будет служить пояснением к ней.

Описание может быть как более-менее подробным, так и состоять из нескольких грубоватых, размашистых штрихов.

4. Вопрос. В первом предложении задается один или несколько вопросов, ответом на который служит материал.

Желательно, чтобы это не были риторические или элементарные вопросы, на которые и так каждый знает ответ, типа: «В чем смысл жизни?», «Известно ли вам, кто такие панки?», «Довелось ли вам хоть раз в жизни посидеть ночью у туристского костра?»

Этот лид хорош, если вам удалось придумать действительно неожиданный, даже парадоксальный вопрос.

Например:

Говорите, у кошек не бывает стрессов?

О чем может рассказать твой Филька? Или Васька? Или, на худой конец, Барсик?

 5. Цитата. Материал начинается не со слов автора, а с речи собеседника, если это интервью (В том, конечно, случае, если это очень интересный ответ, или часть ответа), источника информации.

Например:

- Я бы хоть сейчас каждому отличнику вручил по стипендии и именному подарку, - мечтательно улыбнулся Лев Петрович Иванов, директор шестьдесят  третьей школы...

«Спокойной ночи, малыши!» - сказал дядя Володя, и во Дворце спорта «Юность» начался праздник. Вся веселая компания - Хрюша, Степашка, Филя - была в сборе.

Также можно процитировать слова известного писателя, поэта, мыслителя, рассказать пословицу, поговорку, напомнить фразу из песни.

Например:

«Ребята, давайте жить дружно!». Помните, так сказал один очень известный кот. О друге, верном, надежном, мечтает, наверное, каждый. Вот и мы хотим с вами подружиться.

В этом случае они чаще всего выделяются кавычками или оформляются как прямая речь. Главное, не перестараться в желании «образованность показать» - не переврать слова другого человека, да и не забывать о том, что цитируемая знаменитость вовсе не для всех читателей - авторитет. Кое-кого она может отпугнуть от материала, а не привлечь.

Неточная, приблизительная цитата может быть раскавычена:

Один мой знакомый сказал, что весь мир делится на читателей и писателей. Все, с кем мы встречаемся каждый день во Дворце, школе, в кино, трамвае, на улице - это читатели.

6. Анекдот, шутка. Если это уместно, рассказать анекдот на тему, на которую написан сам материал, шутливо обыграть факт.

Например:

«Бегемота можно положить в холодильник в три приема: открыть дверцу, положить бегемота, закрыть холодильник. А вот жирафа - в четыре: открыть дверцу, вынуть бегемота, засунуть жирафа и закрыть холодильник. Если, как утверждает анекдот, жираф в холодильник с трудом влезает, то в купе поезда - ни за что.

Вот и пришлось жирафам Иде и Ларику стать пассажирами кораблей Балтийского флота.

Разумеется, есть такие события и такие темы, когда шутить не стоит - реальное горе у людей, смерть, тяжелая болезнь, угроза жизни и здоровью.

7. Интересная подробность. Вы бросаете читателю для «затравки» какую-нибудь занятную, необычную подробность, чтобы он «клюнул», и не в коем случае не говорите в самом начале о том факте или событии, о котором хотите рассказать в материале. Чтобы понять, о чем, в целом идет речь, нужно прочесть весь материал или хотя бы его половину.

Этот лид как бы противоположен лиду «одним ударом».

Например:

Недовольный шепоток и усмешки в зале - таким был финал. А начинался концерт симфонической музыки так хорошо...

В этот день каждый, кто находился в лагере имени В. Терешковой, должен был носить бантик. Вернее, вынужден - иначе обольют холодной водой.

8. Повествование. Материал начинается с перечисления различных фактов и событий, таким образом, что каждое последующее предложение логически развивает, дополняет или обыгрывает тему предыдущего. Как правило, самое последнее предложение лида и бывает «ударным»: оно резко выбивается из выстроенной логической цепочки неожиданным выводом.  Такой лид называют ещё «затяжной прыжок»

Например:

Маша была хорошей девочкой. Она слушалась маму, ела манную кашу и мыла руки. За что часто получала мороженое. Маша его очень любила. Так сильно, что, когда выросла, стала работать на мороженой фабрике. Директором. Правда, не долго. До тех пор, пока не ограбила сейф в своем же кабинете.

Какой лид выбирать  для заметки - решать вам самим.

Заголовок

Чтобы придумать заголовок, нужно определить тему и идею материала.

Заголовки бывают:

- информационные (связанные с темой материала)

- образные (привлекающие внимание читателя, обычно намекающие на тему и идею).

Типы заголовков.

1) Заголовок-тема.

Например:

Катя.

Дом творчества ждет вас.

Кошка Нора.

О школьном вечере.

2) Заголовок-идея.

Например:

Очистим планету от мусора!

Подпишись на газету.

Все на субботник.

3) Заголовок-противопоставление.

Например:

Не школа, а цирк.

Автомат не лучше Байконура.

Тело животного или адские планеты.

Канары или канарейки.

4) Заголовок-перечисление.

Например:

Про боксера и штангиста, иногда и каратиста.

Про индюка, петлю и неосторожное убийство.

Про лихорадку, балахоны и ботинки на платформе.

Про немецкого туриста, пьяного машиниста и козла отпущения.

5) Специально созданная двусмысленность.

Например:

Девять на одного.

Подросток в банке.

6) Заголовок-парадокс (сочетание несочетаемого).

Например:

Кабаньи ножки и приведения в лодке.

Дайте пинка рогатым учителям.

Телохранитель для сантехника.

В Бонне ходят с голубыми волосами и мечтают о сарае для кошек.

Как движется луна во второй гурьевской школе.

7) Фразеологизм, крылатая фраза, слова из песни, пословицы, иногда переделанные.

Например:

Черт знает что.

На границе тучи ходят хмуро.

Человек собаке друг.

Петух мне брат, но курица дороже.

Я пришел к тебе с приветом.

8) Заголовок-фраза из текста.

Например:

И обувь на высоком каблуке.

Я боюсь за твою жизнь

Это самый простой способ придумать заголовок.

Например, в тексте:

Больше всех мне нравится Катя. Такая милая, романтичная, сентиментальная. Кто знает, может она любит тебя и по сей день. Живя на далёком Севере, она, быть может, вспоминает тебя, те чудесные дни, проведённые вместе. А вдруг она - однолюб, и ты - единственный и неповторимый. С той поры время для неё остановилось, в то время, как ты развлекаешься с ингами, машами и прочими.

Здесь заголовком может быть почти каждая фраза:

А мне нравится Катя.

Милая, романтичная, сентиментальная

А она любит тебя.

Вспоминая чудесные дни.

Про дни, проведенные вместе.

А вдруг она - однолюб?

Единственный и неповторимый.

Про время, которое остановилось.

А ты развлекаешься с ингами.

Про инг, маш и прочих.

10 вариантов заголовков этого маленького текста!

Несколько советов, как написать хороший материал:

1). Писать языком, близким к разговорному.

2). Избегать очень длинных предложений.

3). Ясно и чётко формулировать свою мысль.

4). Не писать лишних слов, без которых можно обойтись.

5). Не повторяться в лиде и заключении.

6). Тема должна соответствовать идее.

7). У читателя не должно оставаться вопросов к автору.

8). Не читать морали, не учить читателя жить, не призывать и не советовать.

9). Заметка не должна быть похожа на рекламу.

10). Избегать мелких тем.

11). Приводить конкретные примеры.

12). Представить, что твоя заметка напечатана в газете. Стал бы ты её читать?


Скачано с www.znanio.ru

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖУРНАЛИСТСКОГО

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖУРНАЛИСТСКОГО

Животные. Кошка Мурка, живущая у

Животные. Кошка Мурка, живущая у

Сатурн в качестве праздничного полёта

Сатурн в качестве праздничного полёта

Но находятся люди, которые прогноз погоды слушают по несколько раз в день

Но находятся люди, которые прогноз погоды слушают по несколько раз в день

Обсудить проблему - сложный вопрос, на который есть более двух ответов

Обсудить проблему - сложный вопрос, на который есть более двух ответов

Прошло уже довольно много времени, а дети всё не могут отойти от ужаса

Прошло уже довольно много времени, а дети всё не могут отойти от ужаса

А так - обычная школа с классами, партами, преподавателями и досками

А так - обычная школа с классами, партами, преподавателями и досками

Выбор профессии и всё, что его касается: специализированные классы, лицеи и гимназии, технические училища и колледжи, высшие учебные заведения)

Выбор профессии и всё, что его касается: специализированные классы, лицеи и гимназии, технические училища и колледжи, высшие учебные заведения)

Хотя бы потому что об этих самых дорогах сами мало что знаете

Хотя бы потому что об этих самых дорогах сами мало что знаете

Работа с документами и письменными источниками

Работа с документами и письменными источниками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В этом он, конечно прав

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В этом он, конечно прав

Нагнетание напряжения. Каждое последующее предложение первого абзаца как бы более и более «накаляет страсти» не позволяя читателю «расслабиться»

Нагнетание напряжения. Каждое последующее предложение первого абзаца как бы более и более «накаляет страсти» не позволяя читателю «расслабиться»

Я бы хоть сейчас каждому отличнику вручил по стипендии и именному подарку, - мечтательно улыбнулся

Я бы хоть сейчас каждому отличнику вручил по стипендии и именному подарку, - мечтательно улыбнулся

Маша была хорошей девочкой. Она слушалась маму, ела манную кашу и мыла руки

Маша была хорошей девочкой. Она слушалась маму, ела манную кашу и мыла руки

Например: Кабаньи ножки и приведения в лодке

Например: Кабаньи ножки и приведения в лодке

Ясно и чётко формулировать свою мысль

Ясно и чётко формулировать свою мысль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022