Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Видимская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Школьная библиотека»
Программу составила:
Педагог-библиотекарь
Драган М.А.
Актуальность
Для участия в конкурсе направляется программа внеурочной деятельности «Школьная библиотека», организованная для учащихся 5-6 классов МОУ «Видимская СОШ»
Занятия по программе реализуются один раз в неделю на базе школьной библиотеки и способствуют расширению читательского пространства, развитию индивидуальных возможностей учащихся, воспитанию ученика-читателя. В течение изучения курса учащимися выбираются темы рефератов и проектов, оформляются выставки и буклеты.
Программа ориентирована на учащихся , проявляющих интерес к изучению современных методов информатизации, библиотековедению, увлекающихся филологией, историей культуры, информационными технологиями.
Цель программы: формирование представления об информационно-библиотечной культуре, развитие рациональных приемов работы с типами и видами литературы, привитие навыков поиска, анализа и синтеза информации.
Задачи программы: приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с нею; укреплять интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы; побуждать к чтению и к потреблению информации.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.
Основные педагогические технологии: совместное творчество, информационно-коммуникативные, «обучения в сотрудничестве», проектно-исследовательские, здоровьесберегающие; личностно-ориентированное обучение.
Выводы
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Школьная библиотека» формируются такие умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, как осознание значимости чтения для личного развития и формирование потребности в систематическом чтении, пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями и формировать уважительное отношение к литературе.
Ресурсное обеспечение
Компьютер, проектор, экран, библиотечный фонд, включающий художественную и учебную литературу, словари, энциклопедии и справочники, периодические издания для воспитанников: научно-популярный журнал «Техника молодежи», ежемесячный детский журнал «Костер» (6+), российская газета для детей «Пионерская правда», познавательный журнал «Мир техники для детей», военно-исторический журнал «Военная история», информационно-познавательная и развлекательная газета «Мир детей и подростков», ежемесячный научно-информационный журнал «В мире науки» и журнал Русского географического общества «Вокруг света».
Описание эффектов
Курс внеурочной деятельности «Школьная библиотека» формирует основы информационной культуры, которая подразумевает совокупность особых интеллектуальных свойств и способностей – в частности, способностей к абстрагированию и обобщению, к смене направленности мыслительного процесса, к выделению существенных признаков, их фиксации в памяти, использование данной информации при необходимости.
Стоит отметить, что данная программа реализуется первый год и способствует значительному увеличению читателей школьной библиотеки. В рамках исполнения программного материалы изучены потребностей учащихся, вследствие чего возникла необходимость расширения перечня научно-популярных журналов и газет для учащихся: выписано дополнительно шесть изданий для воспитанников. Так, в первом полугодии прошлого учебного года для воспитанников предлагалось два издания: «В мире науки» и «Вокруг света», тогда как в текущем учебном году периодические издания представлены восьмью наименованиями, указанными выше.
Инновационный продукт
В приложении представлен сценарий для проведения общешкольного мероприятия «Международный день школьных библиотек, подготовленный и реализованный в рамках данного внеурочного курса.
При проведении использовались технические средства (компьютер, проектор и экран), мультимедийная презентация, видео-файлы и музыкальное сопровождение. Кроме того, выпущены буклеты, повествующие историю возникновения бумаги и письменности, показаны функции школьной библиотеки.
На мероприятии прозвучали история возникновения международного дня школьных библиотек, создания книг и появления первых библиотек. Учащимся были представлены имена первых знаменитых библиотекарей, таких как Кирилл, один из создателей славянской азбуки, русский баснописец Иван Андреевич Крылов, который работал в Императорской Публичной библиотеке почти 30 лет и другие.
В рамках проведенного мероприятия презентовал проект исследовательской работы «В чем роль художественной книги», в ходе, которого показана роль художественной книги в жизни современного школьника. Выявлен и описан уровень читательской активности учащихся школы, проведено интервью с учителем русского языка и литературы и доказано, что книга была и останется неиссякаемым источником знаний.
Участвуя в исследовательской деятельности такого рода, подростки реализуют собственные способности и расширяют круг интересов. Выступления в роли ведущих и защита заявленной темы исследовательской работы способствуют их социализации.
Показаны инсценировка, демонстрирующая отношение к книге, после были озвучены правила бережного обращения с ней и видео-ролики о первых библиотеках, истории появления письменности в Древнем Египте, Китае и России, мультипликационный фильм о необходимости чтения книг.
Содержание программы внеурочной деятельности «Школьная библиотека»
Тема 1. Возникновение книг и библиотек.
История книги. Материалы для передачи информации: камень, глиняные таблички,
папирус, пергамент. Первые книги. Появление бумаги. Из чего её делали и где бумага впервые появилась. Рукописные книги. Изобретение первого печатного станка в Германии. Развитие книгопечатания на Руси. Путь книги от писательской рукописи до читателя. Итоговое занятие по истории книги и книгопечатания.
Тема 2.История развития книгопечатания.
Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг и его книги. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги. История возникновения письменности, история появления библиотек, развитие книгопечатания. Как печатают книги сейчас.
Тема 3. Книга как предмет искусства.
Книга как предмет искусства и полиграфии. Виды иллюстраций в зависимости от их места на странице (иллюстрация-портрет, иллюстрации-действия, познавательные иллюстрации, иллюстрации-настроения, иллюстрации к техническим книгам). Художники- иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов, Т. Маврина, Е. Чарушин, А. Пахомов, братья Трауготы, М. Майофис и др.). Формат изданий. Уникальные и необычные издания (книги-малютки, книги-толстяки, книги-гиганты и др.). Экслибрис для школьной библиотеки. Книга как предмет искусства.
Практикум «Жил-был художник».
Тема 4. Энциклопедии, словари, справочники.
Представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка». Структура энциклопедии. Расположение материала по алфавиту. Тематические словарики (подробный рассказ об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др.). Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика. Знакомство с энциклопедиями на CD – ROM . Игра – поиск «Книги обо всем на свете». Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок (5, стр. 54-58).
Практикум. Поисковая деятельность с использованием энциклопедий и справочников. Практикум «Поиск информации в словарях».
Тема 5. Современные способы передачи и хранения информации.
Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации. Информационные процессы. Носители и источники информации: печатные и электронные. Локальный диск С, диск 3,5 А; CD; USB.
Тема 6. Справочный аппарат книги.
Элементы книги. Справочный аппарат книги. Титульный лист, оглавление.
Тема 7. Библиотека – информационный центр школы.
Библиотека – информационный центр школы. Структура библиотечной системы. Правила пользования школьной библиотекой. Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Электронный каталог. Медиатека. Библиографическое описание документа. Расстановка фондов в школьной библиотеке.
Практикум «Поиск литературы в фонде».
Тема 8. Периодические и справочные издания в школьной библиотеке.
Периодические и справочные издания в школьной библиотеке. Что такое периодика. Отличия газет и журналов. Как правильно читать газеты и журналы. Работа редактора, корреспондента и журналиста. Из истории журналистики. Издания для детей: «Юный натуралист». Периодические издания. Справочные издания: энциклопедии, справочники и словари.
Практикум «Выявление наиболее любимых периодических изданий воспитанников».
Тема 9. Основные формы работы с книгой.
Как читать книги. Организация рабочего места. Записи о прочитанном. Дневник чтения. Отзыв о книге.
Практикум «Оформление библиографической записи».
Учебно- тематический план
Название темы |
Кол-во часов |
Практикум |
|
||
|
|||||
Тема 2. История развития книгопечатания. |
5 |
– |
|
|
|
Тема 3. Книга как предмет искусства. |
5 |
1 |
|
|
|
Тема 4. Энциклопедии, словари, справочники. |
3 |
2 |
|
|
|
Тема 5. Современные способы передачи и хранения информации. |
3 |
– |
|
|
|
Тема 6. Справочный аппарат книги. |
3 |
– |
|
|
|
Тема 7. Библиотека – информационный центр школы. |
4 |
1 |
|
|
|
Тема 8. Периодические и справочные издания в школьной библиотеке. |
2 |
1 |
|
|
|
Тема 9. Основные формы работы с книгой. |
2 |
1 |
|
|
|
Итого: |
35 |
6 |
|
|
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
|
Тема 1. Возникновение книг и библиотек |
8 |
|
|
1 |
История книги. Материал для передачи информации: камень, глиняные таблички. |
1 |
|
2 |
Материал для передачи информации: папирус, пергамент. Первые книги. |
1 |
|
3 |
Появление бумаги. |
1 |
|
4 |
Рукописные книги. |
1 |
|
5 |
Изобретение первого печатного станка в Германии. |
1 |
|
6 |
Первые книгопечатники Руси. Иван Федоров – первый русский книгопечатник |
1 |
|
7 |
Развитие книгопечатания на Руси. |
1 |
|
8 |
Международный день школьных библиотек. |
1 |
|
Тема 2.История развития книгопечатания. |
5 |
|
|
9 |
Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга. |
1 |
|
10 |
Начало книгопечатания на Руси. Жизнь и деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца. |
1 |
|
11 |
Книгопечатание в настоящее время. |
1 |
|
12 |
История развития книгопечатания. |
1 |
|
13 |
История возникновения письменности, история появления библиотек, развитие книгопечатания. |
1 |
|
Тема 3. Книга как предмет искусства. |
5 |
|
|
14 |
Искусство художественного оформления книги. |
1 |
|
15 |
Художники-иллюстраторы детских книг. |
1 |
|
16 |
Практикум «Жил-был художник». |
1 |
|
17 |
Экслибрис для школьной библиотеки. |
1 |
|
18 |
Книга как предмет искусства |
1 |
|
Тема 4. Энциклопедии, словари, справочники. |
3 |
|
|
19 |
Энциклопедии, словари, справочники. |
1 |
|
20 |
Практикум. Поисковая деятельность с использованием энциклопедий и справочников. |
1 |
|
21 |
Практикум «Поиск информации в словарях». |
1 |
|
Тема 5. Современные способы передачи и хранения информации. |
3 |
|
|
22 |
Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации. |
1 |
|
23 |
Информационные процессы. |
1 |
|
24 |
Современные способы хранения и переработки информации. |
1 |
|
Тема 6. Справочный аппарат книги. |
3 |
|
|
25 |
Титульный лист |
1 |
|
26 |
Научно-справочный аппарат книги |
1 |
|
27 |
Справочный аппарат книги |
1 |
|
Тема 7. Библиотека – информационный центр школы. |
4 |
|
|
28 |
Библиотека – информационный центр школы. |
1 |
|
29 |
Алфавитный и электронный каталоги. Медиатека. |
1 |
|
30 |
Расстановка фондов в школьной библиотеке. |
1 |
|
31 |
Практикум «Поиск литературы в фонде». |
1 |
|
Тема 8. Периодические и справочные издания в школьной библиотеке. |
2 |
|
|
32 |
Периодические и справочные издания в школьной библиотеке. |
1 |
|
33 |
Практикум «Выявление наиболее любимых периодических изданий воспитанников». |
1 |
|
Тема 9. Основные формы работы с книгой. |
2 |
|
|
34 |
Практикум «Оформление библиографической записи». |
1 |
|
35 |
Как читать книги. Выставка «Мой любимый поэт – А. С. Пушкин». |
1 |
|
Список литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.