Программа
по экологическому воспитанию
«Посади дерево »
Составители программы:
Рыбакова Елена Анатольевна
2016г.
Оглавление
Пояснительная записка |
3 |
Цели и задачи программы |
7 |
Этапы, содержание и календарно-тематическое планирование программы |
8 |
Критерии эффективности программы |
10 |
Ожидаемый результат |
11 |
Литература |
12 |
Приложение |
14 |
I. Пояснительная записка
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. И дети, поступающие в детский дом, доказывают актуальность этой проблемы. У большинства детей присутствует негативное отношение к окружающей природе. Как правило, воспитанники детских домов являются носителями негативного нравственного опыта «предыдущей жизни». Эти дети драчливы, агрессивны, конфликтны, у них отсутствует заинтересованное отношение к миру. Результаты наблюдений за воспитанниками детских домов показали, что они не владеют умениями и навыками взаимодействия с окружающей средой.
Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При разработке данной программы мы опирались на опыт известных педагогов Волковой А.М, Симоновой Л.В., Николаевой С.Н., В.А. Сухомлинского, который в своих трудах неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Поэтому возникла необходимость создания программы «Экологическое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как у них крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Эти дети нуждаются в создании специальных условий для приобретения нравственных ценностей, необходимых для жизни в обществе.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль детского учреждения, которое может и должно воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание в условиях детского дома актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Программа по экологическому воспитанию учащихся “Живи Земля” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды городского, районного, краевого и Всероссийского уровней.
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры воспитанников детского дома опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
1. По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
2. По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
3. По улучшению природной среды (посадка растений, уборка прилегающей территории, берегов озер и рек);
4. По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с друзьями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
5. По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
6. Озеленение городской территории, территории дома, групп.
1. Проект «Зимний сад» (озеленение коридоров);
2. Проект «Огород без хлопот» (создание удобного огорода, без применения химических удобрений) – начальная школа;
3. Проект «Чистые берега» (уборка мусора на берегу реки около 8 школы );
4. Проект «Чистота вокруг» (сбор мусора на прилегающей территории).
II. Цели и задачи программы
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания детей Задачи программы:
Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
3.1. Этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный и организационный этапы.
1. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
2. Формулировка экологической проблемы.
3. Определение целей и задач экологической проблемы,
4. Планирование мероприятий по экологическому образованию воспитанников.
5. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию детей.
6. Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
7. Организационные работы экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
8. Подготовка территорий для реализации программы (территория школы)
9. Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
10. Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический этап.
2016 – 2017гг. «Мир вокруг нас»
На данном этапе работы происходит знакомство детей с окружающим миром. Дети получают первоначальные теоретические знания по экологии. Знакомятся с нормами поведения в природе. Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.
Реализация проектов:«Огород без хлопот», «Зимний сад», «Цветущее чудо».
Работа экологического десанта «Зеленый патруль» и «Зеленый сектор».
Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки природы по сезонам. Работа с природными материалами.
Вся работа направлена на расширение знаний, умений и навыков по экологии.
2017 – 2018гг. «Природа и человек»
Знакомство с растительным миром нашего района. Работа по ранее созданным проектам «Огород без хлопот», «Зимний сад», «Цветущее чудо». Акция «Посади дерево».
Знакомство с птицами и животными Уренгоя
. Практическая работа по охране птиц. Операция «Кормушка»,
акция «Поел сам – покорми другого».
Практическая работа по охране животного мира.
Экологические библиотечные уроки, экскурсии на экологическую станцию.
Реализация проекта «Чистые берега».
Работа направлена на воспитание экологической ответственности.
2018 – 2019гг. «Жизнь в стиле ЭКО»
Вовлечение детей в реальную деятельность по изучению и охрану окружающей среды. Организация экскурсий на метеостанцию, водоочистные сооружения. Фото и видео обзор по озерам округа. Экскурсии на реку, в лес.
Продолжить реализацию проектов «Чистые берега», «Чистота вокруг нас». Работа над созданием новых экологических проектов с вовлечением детей других учреждений.
Создание и реализация наглядной агитации по экологическому воспитанию, привлечение масс к данной проблеме.
III этап: Обобщающий этап.
1. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
2. Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
3. Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский этап.
Распространение через СМИ и сайт дома информации о деятельности воспитанников по реализации программы.
Календарно-тематический план мероприятий (Приложение 1.)
IV. Критерии эффективности программы
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания воспитанников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности:
- анкетирование;
- проведение рефлексии;
- качественные результаты;
- количественные результаты.
Критерии эффективности оценки:
- положительная динамика;
- понравилось или нет мероприятие;
- сформированность экологической культуры и экологического сознания воспитанников;
- объем выполненных работ.
V. Ожидаемый результат
1. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей.
2. Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
3. Развитие организаторских способностей у воспитанников.
4. Благоустройство, озеленение придомовой и городской территорий.
5. Ежегодная организация экологических лагерей и кружка.
6. Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.
Литература
1. Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
2. Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
3. Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
4. Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
5. Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
6. Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
7. Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
9. Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
10. Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
11. Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
12. Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
13. Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
14. Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
15. Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
16. Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
17. Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
18. Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.
Приложение 1.
Календарно-тематический план мероприятий
2016-2017гг.
№ п.п |
Мероприятие |
Форма |
Сроки |
1 |
«Земля – наш общий дом» |
Воспитательный час |
Сентябрь |
2 |
«Уход за цветами. Зачем нам нужны цветы?» |
Практическая деятельность |
Сентябрь |
4 |
«Зеленый наряд нашей планеты» |
Устный журнал |
Октябрь |
5 |
«Что такое красная книга» |
Беседа |
Октябрь |
6 |
«Птичьи столовые» |
Практическое занятие |
Ноябрь |
7 |
«Кормушка» |
Операция |
Ноябрь |
8 |
«Не навреди!» |
Экологическая сказка |
Декабрь |
9 |
«Зимний сад» |
Проект |
Январь |
10 |
«Как животные воспринимают мир» |
Видео-беседа |
Февраль |
11 |
«Как человек воспринимает мир» |
Видеофильм |
Февраль |
12 |
«Природа и здоровье» |
Воспитательный час |
Март |
13 |
«Выращивание рассады в домашних условиях(посев цветов)» |
Беседа-практикум |
Март |
14 |
«Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте» |
Практическое занятие |
( по погоде) |
15 |
«Правило посадки деревьев и кустарников» |
Беседа практикум |
по погоде |
16 |
«Эко-викторина» |
Викторина |
Март |
17 |
«Птицы». |
Викторина |
Апрель |
18 |
Экологический субботник |
Практика |
Апрель |
19 |
«Берегите Землю» |
Экологический спектакль |
Апрель |
24 |
«Что в природе может бегать?» |
Познавательное занятие |
Апрель |
25 |
«Что растет на грядке» |
Вечер загадок |
Апрель |
26 |
«Экологическая газета» |
Газета |
Апрель |
27 |
«Человек и природа» |
Викторина |
Май |
28 |
«Чистая река – чистая совесть» |
Экологическая экспедиция |
Май |
29 |
«Помоги зеленому другу» |
Акция |
Май |
2017-2018гг.
№ п.п |
Мероприятие |
Форма |
Сроки |
1 |
«Планета заболела» |
Беседа |
Сентябрь |
2 |
«Посмотри вокруг» |
Вечер вопросов и ответов |
Сентябрь |
3 |
«Очистим планету от мусора». |
Всемирная акция |
Сентябрь |
4 |
«Как живут наши меньшие друзья в неволе» |
Диспут |
Октябрь |
5 |
«Лес – дом для зверей, а мы гости в нем» |
Беседа |
Октябрь |
6 |
«Защитим животных!» |
Беседа |
Октябрь |
7 |
«Осенний лес» |
Экскурсия |
Октябрь |
8 |
«Огонь – друг или враг?» |
Обсуждение |
Ноябрь |
9 |
«Вторая жизнь упаковки». |
Мастер-класс |
Ноябрь |
10 |
«Профессия – лесничий». |
Беседа |
Ноябрь |
11 |
Синичкин день. Подкормка птиц. |
Акция |
Ноябрь |
12 |
Изготовление кормушек. |
Природоохранные акции |
Декабрь |
13 |
«Покормите птиц зимой». |
Раздача листовок |
Декабрь |
14 |
«Звуки леса». |
Игра-викторина |
Декабрь |
15 |
Экологическое лото. |
Игра |
Январь |
16 |
Звери зимой». |
Беседа |
Январь |
17 |
«В защиту животных». |
Конкурс плакатов |
Январь |
18 |
«Экологическая викторина» |
Викторина |
Февраль |
19 |
«Цветы в былинах и мифах» |
Беседа |
Февраль |
20 |
«Мой домашний любимец» |
Конкурс рисунков |
Февраль |
21 |
«Декоративные животные». |
Конкурс фото |
Февраль |
22 |
«Что в городе растет» |
Игра |
Март |
23 |
«Житейская премудрость» (народное творчество о животных). |
Турнир знатоков |
Март |
24 |
«Цветик – семицветик» |
Акция |
Март |
25 |
«Знаешь ли ты животных» |
Брейн-ринг |
Апрель |
26 |
Наука орнитология». |
Беседа |
|
27 |
«О братьях наших меньших» |
Беседа |
Май |
28 |
«Экология и мы» |
Конкурс рисунков |
май |
2018-2020гг.
№ п.п |
Мероприятие |
Форма |
Сроки |
1 |
«Экологические проблемы». |
Экологический турнир |
Сентябрь |
2 |
«Редкие и исчезающие виды растений и животных Приморского края». |
Беседа |
Сентябрь |
3 |
«Их нужно спасти!» |
Конкурс плакатов и листовок |
Сентябрь |
4 |
«Человек и окружающая среда». |
Экологическое путешествие |
Сентябрь |
5 |
«Войди в природу другом». |
Экологическая игра |
Октябрь |
6 |
«Голубая струйка» (борьба за экономию пресной воды). |
Акция |
Октябрь |
7 |
«Мы за чистый город». |
Интеллектуальная игра в форме брейн-ринга |
Октябрь |
8 |
«Знаки против мусора!» |
Конкурс аншлагов |
Октябрь |
9 |
«В экоцарстве, Лесозаводском государстве». |
Интеллектуальная игра-путешествие |
Ноябрь |
10 |
«Животные Приморского края, занесенные в «Красную книгу». |
Конкурс книжек-малышек на экологическую тему |
Ноябрь |
11 |
«Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья). |
Ярмарка |
Ноябрь |
12 |
«Зимний сад» |
Проект |
Ноябрь |
13 |
«Птицы в городе» (сбор корма, подкормка птиц) |
Акция |
Декабрь |
14 |
«Парк зимой: как зимуют растения». |
Экскурсия |
Декабрь |
15 |
Влияние природы на наши ощущения». |
Беседа |
Декабрь |
17 |
«Я создаю заповедник» |
Игра-моделирование |
Январь |
18 |
«Красная книга» Приморского края». |
Информационный стенд |
Январь |
19 |
«Зимний лес – полон сказок и чудес». |
Выход на природу |
Январь |
20 |
«Природа просит помощи!» |
Раздача листовок |
Январь |
21 |
«Каждому скворцу – по дворцу» (изготовление скворечников). |
Акция |
Февраль |
22 |
«Птицы леса». |
Конкурс рисунков |
Февраль |
23 |
«Береги природу». |
Информационный стенд |
Февраль |
24 |
«Веселые игры на серьезные темы». |
Конкурсная программа |
Февраль |
25 |
Всемирный день кошек. «Мой домашний питомец». |
Выставка фото |
Март |
27 |
«Помоги животным!» |
Раздача листовок |
Март |
28 |
Всемирный день водных ресурсов. «Вода – незнакомое, загадочное, необъяснимое». |
Дискуссия |
Март |
29 |
«Весенняя природа нашего края». |
Экскурсии |
Март |
30 |
Международный день птиц. «Птицы» (оригами). |
Мастер-класс |
Апрель |
31 |
День экологических знаний. «Пойми язык живой природы». |
Круглый стол |
Апрель |
32 |
«Чистый двор» (благоустройство территории). |
Акция |
Апрель |
33 |
Всемирный день Земли. «Загадки Земли». |
Викторина |
Апрель |
34 |
«Чистые берега» (благоустройство берега реки около 8 школы). |
Акция |
Апрель |
36 |
Единые дни в защиту водоемов. «Вода вокруг нас». |
Конкурс рисунков |
Май |
37 |
«Как мы помогаем природе». |
Игра |
Май |
38 |
«Ситуации в природе: чего не должно быть». |
Интеллектуальная игра |
Май |
39 |
«Наш вклад в экологию» (подведение экологической работы за год). |
Конкурс презентаций |
Май |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.