Школьная журналистика как средство формирования ФГОС
В молодёжной среде пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редко в какой школе, тем более лицей или Доме творчества обходятся без выпуска собственной газеты. У детей и подростков есть потребность в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты.
Кому нужна школьная газета? Соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это ей и не надо. Газета существует для того, чтобы сообщать новости. А ещё школьную газету сейчас можно рассматривать как средство создания в школе крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.
В нашей школе с 2017 – 2018 учебного года в ИБЦ проходят занятия внеурочной деятельности «Газета «Любознайка» и занятия дополнительного образования «Юные журналисты».
Основная задача на занятиях, помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью, сформировать у юных журналистов способность свободно излагать свои мысли, формы занятий позволяют глубже раскрыть творческий потенциал обучающихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли. На занятиях юные корреспонденты знакомятся с основами истории журналистики, с нормами профессиональной этики журналиста, изучают основы газетного жанра (заметка, интервью, репортаж, отчет, рецензия, статья, обозрение, очерк, фельетон, эссе).
В школе выпускаются две газеты: газета «Любознайка», выпускается учащимися 2-х и 3-х классов и газета «Парта», которую выпускают учащиеся 5-8 классов.
Во-вторых классах учащиеся учатся собирать информацию по теме, подбирать к ней рисунки, составлять композицию из информации и рисунков и всё это аккуратно оформлять. То есть делать стенгазету. Они учатся работать в команде, распределять обязанности.
В- третьих классах учащиеся собирают и обрабатывают информацию, подбирают к ней рисунки и картинки, составляют композицию и оформляют это уже не в виде стенгазеты на ватмане, а работают на компьютере с помощью программы Microsoft Word. Здесь уже работа больше индивидуальная или в парах. Современных детей не оторвать от гаджетов, а на занятиях они работают за ноутбуками и на каждом уроке учатся чему-то новому. За время посещения занятий они научились работать с текстом (выделять, копировать, вставлять, перемещать, раскрашивать элементы текста) и с картинками (копировать, вставлять, перемещать, менять размер, делать рамки). В последствии некоторые ученики берут свои работы и представляют, как проекты.
В 5-8 классах у ребят уже больше опыта работы с программой программы Microsoft Word. На этих занятиях мы верстаем газету в программе Microsoft Publisher. Здесь уже, взрослые ребята, умеющие работать с текстом, отбирать главное, обрабатывать его, умеющие работать с фото и рисунками, разрабатывают дизайн страниц, составляют макет газеты и затем его верстают. На этих занятиях у ребят – членов пресс-центра распределены обязанности по-другому. У нас есть и корректор, и художник, и дизайнер, и корреспонденты (кстати некоторых из них вы сегодня видели на мероприятии. Сегодня они выступают в роли корреспондентов и берут у гостей Фестиваля интервью.) и главный редактор.
Возможно, что нынешние юные журналисты не выберут профессию журналиста, но знания, умения и навыки, полученные в объединении «Парта» - умение анализировать информацию, грамотно писать заметки и статьи, общаться с людьми, опыт совместной работы в цепочке, где от каждого звена зависит конечный результат труда - обязательно пригодится им в жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.