Предлагаемый методический материал является подборкой мероприятий различной тематики, которые можно использовать в воспитательной работе классному руководителю, учителю предметнику при организации мероприятий различной тематики. Используя предлагаемые разработки можно выстроить свою систему мероприятий, посвященных знаменательным дням и датам календаря. Праздники расширяют знания школьников о истории совей Родины, о ее славных традициях.
ШКОЛЬНАЯ ПОРА
(инсценировка к началу учебного года для 5–6 классов)
Ведущая. Вот и закончилось лето, начался новый учебный год. Ктото из
вас не мог дождаться 1 сентября, потому что устал отдыхать, а ктото,
наоборот, мечтал попасть в страну Вечных каникул. Но ничего вечного, как
вы знаете, не бывает, все течет, все изменяется. Меняетесь и вы, только сами
этого не замечаете. Я тоже когдато училась в школе. Теперь часто по утрам
иду вместе с ребятами дорогой моего детства. Я заглядываю в лица
мальчишкам и девчонкам. Они удивляются: «Вы когонибудь потеряли?» А я
и в самом деле потеряла то, что уже невозможно найти, но и забыть тоже
невозможно – свои школьные годы. Впрочем, нет. Они не стали только
воспоминаниями – они живут во мне. Хотите, они заговорят и расскажут вам
много разных историй?.. Может быть, в этих историях ктото узнает себя?
С ц е н к а 1
На сцене учитель физики Илья Самсонович (Самсон) ходит взадвперед.
Звучит запись шума на уроке – свист, крики.
Самсон. Все, все! Пошумели и хватит… (Продолжает урок.)
Спиридонов у нас замечательный прыгун, теперь проверим, как он работает
головой. (Заглядывает в журнал.) Тем более, что я его уже давно не
вызывал.
Спиридонов подходит к учителю.
Самсон. Ну что, Спиридонов, расскажика ты нам про Архимедову силу.
Параграф 49. Или Архимед, потвоему, тоже ошибался?
Спиридонов. Конечно, ошибался. Он ведь когда жил? Две тыщи лет назад.
Тогда люди темные были…
Самсон. Ладно, Спиридонов. Хватит ерунду говорить, рассказывай, что в
учебнике написано.
Спиридонов. Да там много чего написано. Написано, что тело,
погруженное в жидкость, выталкивается с силой, равной весу вытесненной
жидкости…
Самсон. Вотвот, уже неплохо…
Спиридонов. Только я сомневаюсь. Я думаю, эта выталкивающая сила
больше гораздо…
Самсон. Да? И во сколько же раз?
Спиридонов. Ну, я думаю, раз в 10.
Самсон. Да ты хоть представляешь, что городишь? Десять раз! Да ты
знаешь, что тогда в мире творилось бы? Если бы вода вытесняла тела с
десятикратной силой, то все металлические предметы тогда плавали бы.Спиридонов. А давайте поставим опыт с ножницами.
Самсон. Хорошо, но если в результате опыта ножницы утонут, то в
четверти по физике я тебе поставлю «пару»… Идет?
Спиридонов. Я думаю, они поплывут.
Самсон. Ну, дерзай!
Самсон передает ножницы Спиридонову и достает изпод стола таз с
водой. Спиридонов берет ножницы, щелкает ими, нюхает.
Спиридонов. Хорошие ножницы.
Самсон. Давай, давай, не тяни.
Спиридонов кладет ножницы в таз. (В данном случае ножницы
утонуть не должны. Но так как в действительности этого добиться
нельзя, настоящие ножницы незаметно нужно убрать, а положить в воду
вырезанные из картона.)
Самсон (заглядывая в таз, удивленным голосом). Этого не может быть!
Спиридонов. Я же говорил, что Архимед был не прав. Ошибся на целый
порядок. Гдето нолик в вычислениях пропустил…
Самсон. Какой нолик?
Спиридонов. Да разве я знаю, какой? Это же две тыщи лет назад было…
Самсон (размышляя). Стоп! Я все понял! Спиридонов, ты что бросил в
воду? Признавайся! Ведь ты бросил чтото такое! Порошок какойто, а?
Спиридонов. Нет! Я ничего не бросил.
Самсон. Бросил! Бросил! Я чувствую! (Опускает палец в воду, нюхает
его и облизывает.) Даже вкус у воды изменился. Совсем другой вкус! О, все
понял! Поверхностное натяжение! Как я сразу не догадался?! Этот фокус мне
знаком! Меня не проведешь! Я тебя, Спиридонов, насквозь вижу! Все твои
штучкидрючки…
Звенит звонок. Самсон уходит.
Спиридонов. Да! Нашего Самсона ничем не прошибешь!
С ц е н к а 2
Звучит фонограмма «Песенки первоклассника» в исполнении
А. Пугачевой. Появляются Юра Баранкин и Костя Малинин.
Баранкин. Подумаешь, двойки! Ничего, исправим. Ведь год же только
начался. Не успели в себя после каникул прийти, а уже к доске вызывают.
Малинин. Д а ! Ты прав. Сначала прийти в себя после каникул надо.
Баранкин. И вообще, учиться надоело, скорей бы уже взрослым стать!
Стоит мне в классе появиться, так слышу от Фокиной (подражает
девичьему голосу, гримасничая): «Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись,
не списывай, не груби, не опаздывай!» И так далее, и тому подобное…Малинин. Ребята теперь с Мишкой Яковлевым заставят заниматься. Как
не хочется!
Баранкин. Слушай, давай превратимся в воробьев и куданибудь слетаем.
Малинин. Как так «превратимся»?! Мы же не волшебники.
Баранкин. Спокойно! Если понастоящему захотеть, то можно добиться
всего, чего хочешь. Например, превратиться в воробья. Всем известно, что эти
птахи живут без забот. Я даже инструкцию придумал. Она называется «Как
превратиться из человека в воробья по системе Баранкина».
Малинин. Какую инструкцию?
Баранкин. Слушай.
Не хочу учиться, хочу быть птицей!
Я уверен, без забот воробей живет!
Вот я! Вот я! Превращаюсь в воробья!
Ну как, будем превращаться?
Малинин (машет рукой). Давай!
Баранкин и Малинин вместе произносят слова «инструкции»,
присаживаются на корточки, машут руками, как крыльями.
Баранкин.
Получилось!
Ирчик! Ирчик! Чутьчутьчуть! Малинин! Превратился!
Малинин. Чечече, чечече!
Баранкин. Чичичи! Честное слово! Открой глаза!
Малинин. Чуфчуфчуф! Все в порядке!
Баранкин. Сейчас наедимся овса и помчимчимчимся! Полетим!
Малинин. Куда?
Баранкин. Можно направо, можно налево. Раз мы с тобой превратились в
птиц, то теперь все можно. (Гордо.)
Мы вольные птиититицы!
Пора, брат, пора.
Туда, где за морем белеет гора!
Одним словом, куда захотим, туда и полетимтимтим! Вот такая жизнь!
Малинин. Чучудеса!
Баранкин.
Ничуть! Ничуть! Полетели! (Звенит звонок.) Уррок
начинается!
Улетают.
С ц е н к а 3
Появляется учительница географии Елизавета Ивановна с журналом в
руке.Учительница. Здравствуйте! (Обращается к зрительному залу, как к
классу.) Я смотрю, вы в замешательстве. Нет, не география у вас будет, а
литература. Раиса Ивановна заболела, и меня попросила заменить ее. Итак,
начнем урок! (Заглядывает в журнал.) Кораблев! Иди к доске!
Из зала поднимается мальчик, идет к учительнице.
Учительница. Расскажика мне, Денис, что вы сейчас проходите по
литературе.
Денис. Мы сейчас «Полтаву» проходим.
Учительница. Назови автора.
Денис (удивленно смотрит на учительницу). Пушкин.
Учительница. Так, великий Пушкин, Александр Сергеевич, автор
замечательной поэмы «Полтава». Верно. Ну, скажи, а ты какойнибудь
отрывок из этой поэмы выучил?
Денис. Конечно. Отрывок «Тиха украинская ночь…».
Учительница. Читай, Кораблев!
Денис (становится поудобнее и начинает читать с выражением).
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет…
Учительница. Стоп, стоп, довольно! Да, велик Пушкин, огромен! Нука,
Кораблев, теперь скажика мне, что ты понял из этих стихов?
Денис. Что? Кто? Я?
Учительница. Да, ты. Что ты понял?
Денис. Я понял все. Луна. Церковь. Тополя. Все спят.
Учительница (недовольно). Ну… это ты немножко поверхностно понял…
Надо глубже понимать. (Смотрит в учебник.) Не маленький. Ведь это
Пушкин.
Денис. А как надо Пушкина понимать?
Учительница. Ну, давай по фразам, раз уж ты такой. «Тиха украинская
ночь…» – как ты это понял?
Денис. Я понял, что тихая ночь.
Учительница. Нет. Пойми же ты, что в словах «тиха украинская ночь»
удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центраперемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и
знать, Кораблев! Говори дальше!
Денис. «Прозрачно небо». Небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное
небо. Так и написано: «Прозрачно небо».
Учительница. Эх, Кораблев, ну, что ты, как попка, затвердил:
«Прозрачное небо, прозрачное небо». А ведь в этих двух словах скрыто
огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах,
Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе
весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное
небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше.
Денис (с неохотой). …Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
Учительница. А почему?
Денис. Что «почему»?
Учительница. Почему он не хочет?
Денис. Что не хочет?
Учительница. Дремоты превозмочь.
Денис. Кто?
Учительница. Воздух.
Денис. Конечно. Какой?
Учительница. Как «какой» – украинский! Ты ведь сам только сейчас
говорил: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух…» Так почему же он не
хочет?
Денис (обозленно). Не хочет и все! Просыпаться не хочет! Хочет дремать
– и все дела!
Учительница. Ну нет. Здесь Пушкин намекает на тот факт, что на
Украине находится небольшой циклонический центр с давлением около
семисот сорока миллиметров. А как известно, воздух в циклоне движется от
краев к середине. И именно это явление и вдохновило поэта на бессмертные
строки: «Чуть трепещут, ммм… мм… м, какихто тополей листы…»
Понял, Караблев? Усвоил? Садись!
Кораблев садится на место, звенит звонок. Учительница уходит.
Ведущая. Да, в жизни всякое бывает. Любой из вас наверняка может
рассказать много интересных историй из школьной жизни. Но вот что я хочу
вам сказать. Собирайте эти истории в памяти, как дорогие крупицы. Потом,
когда вы станете взрослыми, будете рассказывать их новым друзьям или
вспоминать со старыми. А может быть, ктонибудь из вас станет писателем и
напишет замечательные рассказы о школьной поре, как это сделали в своевремя Валерий Медведев, Виктор Драгунский, Николай Носов, Анатолий
Алексин и многие другие. А пока радуйтесь тому, что вы школьники, что все
у вас впереди. Счастливого пути!
Звучит фонограмма песни «Школьная пора» в исполнении Т. Овсиенко.