ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ И ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Конспект урока
Школьное сочинение - литературное произведение школьника, созданное на доступном ему материале, доступными ему средствами. Объем сочинения, глубина осмысления материала, литературное мастерство – все соответствует возрасту ученика, его жизненному, общественному и читательскому опыту.
Детское сочинение отличается своеобразием. Учащиеся наблюдают окружающую жизнь и природу, участвуют в общественной жизни, изучают литературу и все это творчески осмысливают.
К школьному сочинению, как и всякому литературному произведению, предъявляется требование единства содержания и формы. Иначе говоря, собранный по той или другой теме материал необходимо изложить в соответствующем жанре и стиле.
Источником материала ученических сочинений служат: сама жизнь (природа; среда, окружающая школьника; явления общественной жизни, в которой он участвует); программные и внепрограммные произведения литературы, искусства и науки.
А какие жанры рекомендуются в программе? Во-первых, целый ряд жанров малой формы, знакомых школьникам по художественной литературе (воспоминания, рассказы, стихотворения, сценки, инсценировки и т.д.); во-вторых, публицистические жанры информационного и аналитического характеров (разновидности заметки, зрительские и читательские отзывы, рецензии, очерки, литературные обзоры); в-третьих, доклады, рефераты, конспекты и тезисы, аннотации, анализ, исследование литературного эпизода, т.е. жанры, рекомендованные с целью приобретения элементарных навыков научной работы, которые приходятся им как в вузах, так и во многих сферах трудовой деятельности.
Таким образом, современная школа, неразрывно связанная с жизнью, призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах. При этом в процессе обучения сохраняется важное место описания, повествования, характеристики, рассуждения - традиционно-учебных жанров, которые зафиксированы в основном в программе для средних классов. По мере того, как школьники овладевают ими, они входят в качестве составных элементов в перечисленные выше самостоятельные жанры. Здесь в развитии письменной речи соблюдается прямая преемственность.
Для того чтобы школьники привыкли воспринимать сочинение в единстве формы и содержания, преподавателю придется во время занятий постоянно напоминать: «напишите в жанре заметки дискуссионного характера», «используйте жанр рассказа (читательского отзыва)» и т. д.
Выбор жанра диктуется темой сочинения, главной мыслью, характером найденного или собранного материала, наконец, адресатом сочинения и задачей, которую ставит перед собой автор. В свою очередь, каждому публицистическому жанру свойственны определенные сюжетные и стилистические особенности.
Уроки журналистики диктуют свои условия. Так, в практической работе над сочинениями учащиеся сами пользуются то художественным, то публицистическим стилем, включая элементы разговорно-обиходного, делового и научного стилей, выбирают наиболее соответствующие теме, идее и содержанию сочинения стилистические приемы.
Даже сочинения одного и того же ученика, написанные на одну тему, но в разных жанрах, различаются по стилю, потому что всякому жанру присущи свои сюжетные и стилистические признаки. Кроме того, стиль сочинений зависит - и это очень важно - от натуры школьника, склада его ума, вкусов, склонностей, общего развития. У одного самый сухой отчет, независимо от его старания, лирически окрашен, а у другого и письмо к другу походит на сухой отчет.
Нельзя обойти и взаимодействия темы и жанра. Тема сочинения может развиваться далеко не в каждом жанре: для лирического сочинения «Самый лучший день моих каникул» исключается статья, корреспонденция, рецензия и т. д., а для сочинения «Чем нам дорог и близок поэт Маяковский?» неприемлемы отчет, зарисовка и др.
В чем заключается своеобразие стиля публицистических сочинений юных авторов? Это, прежде всего, сложное многоаспектное речевое единство, в котором органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, делового, художественного и разговорного.
Эти и другие особенности публицистической речи обусловлены ее назначением. Публицистика всегда тесно связана с общественно-политической жизнью. Цель публициста - убедить читателя или слушателя в важности и справедливости той или иной мысли. А достичь этого можно лишь в том случае, если он пишет (говорит) страстно, убежденно, по-боевому, используя подходящие к моменту, к теме языковые средства: умело подбирает эпитеты (восхваляющие, утверждающие или обличающие), использует риторические вопросы, восклицания, умолчания, повторы, антитезы, применяет афоризмы, обращается к юмору, иронии и т. п. Публицист вводит в свою речь и политическую, и научную, и книжную, и разговорную лексику. В зависимости от содержания материала, от избранного жанра публицистическая речь тяготеет больше то к научной, то к художественной. Все эти особенности в какой-то мере свойственны и ученическим сочинениям в газетных жанрах, что важно знать школьному преподавателю журналистики.
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.