Всероссийская олимпиада школьников по истории. Школьный этап 2020-2021 уч.год
10 – 11 класс.
Всего за работу 110 баллов
Шифр__________________________________
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны:
А) сражение у мыса Гангут
Б) взятие Б.П. Шереметевым Нотебурга
В) сражение у острова Гренгам
Г) Полтавская битва
Д) битва у деревни Лесная
Е) Ништадский мирный договор
Ответ: __________________________________________
Всего 3 балла
Задание 2. Соотнесите храмы и историческую личность, в годы жизни которой они были построены:
А) Георгиевский собор Юрьева монастыря
Б) Успенский собор в Москве
В) собор Покрова на Рву
Г) Десятинная церковь в Киеве
Д) Киево-Печерская лавра
Е) храм Покрова на Нерли
Ж) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
З) белокаменный Кремль в Москве
И) колокольня Ивана Великого
1. Ярослав Мудрый
2. Иван III
3. Иван IV
4. Владимир Святой
5.Мстислав Тмутараканский
6. Андрей Боголюбский
7. Юрий Всеволодович
8. Дмитрий Донской
9. Василий III
Ответ: А - __; Б - __; В - __; Г - __; Д - __; Е - __; Ж - __; З - __; И - __.
Всего 18 б.________
Задание 3. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
«О христианском отказе. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А которой христианин поживает за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет и он весь двор платит».
1. Как называется документ, из которого взят отрывок?
2. В годы правления, какого князя документ был создан?
3. О каком социальном процессе в документе идет речь?
4. Назовите основные причины этого социального процесса.
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего 8б.
Задание 4. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами ( 2 балла за каждый правильно заполненный пробел)
В ____________(1название месяца) французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под ___(2-село)________________________ и ____(3-город)____________________вынудили императора _(_4_-имя)____________ повернуть войска на __(5-название)_______________________ дорогу.
Отступающего к западным границам врага преследовала русская армия и_(6-название)______________________отряды. При переправе через реку _(7-название)_____________-- французы потеряли 30 тыс. воинов. Сам император, бросив войска, бежал в Париж. На вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить «_(8- фраза)______________________________________».
Всего 16 б. ________
Задание 5. Установите верность или ложность утверждений (Да или Нет). Ответы занесите в таблицу
А. Окончание Х1Х века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы (1). Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов Н.Х. Бунге (2).
Б. Вступление России в Первую мировую войну вызвало рост патриотических чувств в русском обществе (3), череда побед в 1914 – 1915гг. укрепила эти настроения (4).
В. В.И. Ленин основным признаком кулацкого хозяйства считал применение наемного труда (5) – таких хозяйств в Советской России было очень много (6).
Г. Ввод контингента советских войск в Афганистан и его размещение проводились с 25 декабря 1979 года (7) до середины июля 1982 года (8).
Абсолютное большинство российских граждан не поддержали в конце 90-х годов жесткие действия В.В. Путина против чеченских боевиков (9) в том числе и тогда, когда российские федеральные силы, разбив чеченские и ваххабитские отряды в Дагестане, двинулись в глубь территории Чеченской республики (10).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего 10 баллов – за каждый правильный по 1 баллу.
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
Ответ: 1 - __; 2 - __; 3 - __; 4 - __; 5 - __; 6 - __. Всего 18 б._______
Задание 7. Выполните задания по карте.
Подпишите название памятников, изображенных на иллюстрациях, и поставьте цифру на карте рядом с городом, где они находятся.
1)___________________ 2)_____________________________
3)_______________ 4)________________ 5)_________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Всего 15 баллов
Задание 8. Творческое задание. Всего 22 балла
Темы эссе:
1. «Святослав не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя стихотворца, заслуживает укоризну историка» (Н.М. Карамзин»
2. «Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить недолго судьбу народов: он есть герой не только российский, но и всемирной истории» (Н.М. Карамзин)
3. «В своих политических оценках Иван Грозный следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть» (Р.Г. Скрынников).
4. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).
5. «Мы сдались не перед внешними силами Западного союза, а перед нашим внутренним бессилием» (Ю.Ф. Самарин о Крымской войне)
Темы развернутых ответов:
1. Влияние Золотой Орды на развитие России.
2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.
3. «Оттепель» и ее влияние на развитие советской культуры.
4. Современная российская культура: старые веяния и новые подходы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.