Школьный этап олимпиады по истории

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала История олимпиада ШЭ (5).docx

Всероссийская олимпиада школьников по истории. Школьный этап 2020-2021 уч.год

10 – 11 класс.

Всего за работу 110 баллов

Шифр__________________________________

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны:

А) сражение у мыса Гангут

Б) взятие Б.П. Шереметевым Нотебурга

В) сражение у острова Гренгам

Г) Полтавская битва

Д) битва у деревни Лесная

Е) Ништадский мирный договор                                                                

Ответ: __________________________________________                                                          

                                                                                                                         Всего 3 балла

Задание 2. Соотнесите храмы и историческую личность, в годы жизни которой они были построены:

А) Георгиевский собор Юрьева монастыря

Б) Успенский собор в Москве

В) собор Покрова на Рву

Г) Десятинная церковь в Киеве

Д) Киево-Печерская лавра

Е) храм Покрова на Нерли

Ж) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

З) белокаменный Кремль в Москве

И) колокольня Ивана Великого

1. Ярослав Мудрый

2. Иван III

3. Иван IV

4. Владимир Святой

5.Мстислав Тмутараканский

6. Андрей Боголюбский

7. Юрий Всеволодович

8. Дмитрий Донской

9. Василий III                                       

Ответ: А - __; Б - __; В - __; Г - __; Д - __; Е - __; Ж - __; З - __; И - __.                               

                                                                                                                        Всего 18  б.________

Задание 3. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«О христианском отказе. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А которой христианин поживает за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет и он весь двор платит».

 

1. Как называется документ, из которого взят отрывок?

2. В годы правления, какого князя документ был создан?

3. О каком социальном процессе в документе идет речь?

4. Назовите основные причины этого социального процесса.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                       Всего 8б.

Задание 4. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами ( 2 балла за каждый правильно заполненный пробел)

  В ____________(1название месяца) французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под ___(2-село)________________________ и ____(3-город)____________________вынудили императора _(_4_-имя)____________ повернуть войска на __(5-название)_______________________ дорогу.

Отступающего к западным границам врага преследовала русская армия и_(6-название)______________________отряды. При переправе через реку _(7-название)_____________-- французы потеряли 30 тыс. воинов. Сам император, бросив войска, бежал в Париж. На вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить «_(8- фраза)______________________________________».                                                                                                       

                                                                                                                                                                  Всего 16 б. ________

Задание 5. Установите верность или ложность утверждений (Да или Нет). Ответы занесите в таблицу

А. Окончание Х1Х века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы (1). Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов Н.Х. Бунге (2).

Б. Вступление России в Первую мировую войну вызвало рост патриотических чувств в русском обществе (3), череда побед в 1914 – 1915гг. укрепила эти настроения (4).

В. В.И. Ленин основным признаком кулацкого хозяйства считал применение наемного труда (5) – таких хозяйств в Советской России было очень много (6).

Г. Ввод контингента советских войск в Афганистан и его размещение проводились с 25 декабря 1979 года (7) до середины июля 1982 года (8).

Абсолютное большинство российских граждан не поддержали в конце 90-х годов жесткие действия В.В. Путина против чеченских боевиков (9) в том числе и тогда, когда российские федеральные силы, разбив чеченские и ваххабитские отряды в Дагестане, двинулись в глубь территории Чеченской республики (10).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Всего 10 баллов – за каждый правильный по 1 баллу.


Задание 6.. Подпишите фамилии и расположите лидеров коммунистической партии и советского государства в порядке, в котором они его возглавляли


 А)____________                               Б)_______________                   В)_____________


Г) ___________                        Д) ________________                Е) ________________

 Ответ: 1 - __; 2 - __; 3 - __; 4 - __; 5 - __; 6 - __.                                                                                                                                                               Всего 18 б._______

Задание 7.  Выполните задания по карте.

Подпишите название памятников, изображенных на иллюстрациях, и поставьте цифру на карте рядом с городом, где они находятся.

 

                                                    

1)___________________                                        2)_____________________________

                                               

 

3)_______________             4)________________                     5)_________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                 Всего 15 баллов           

 

 

   Задание 8. Творческое задание.     Всего 22 балла

Темы эссе:

1. «Святослав не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя стихотворца, заслуживает укоризну историка» (Н.М. Карамзин»

2. «Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить недолго судьбу народов: он есть герой не только российский, но и всемирной истории» (Н.М. Карамзин)

3. «В своих политических оценках Иван Грозный следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть» (Р.Г. Скрынников).

4. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).

5. «Мы сдались не перед внешними силами Западного союза, а перед нашим внутренним бессилием» (Ю.Ф. Самарин о Крымской войне)

                                                               Темы развернутых ответов:

1.      Влияние Золотой Орды на развитие России.

2.      Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3.      «Оттепель» и ее влияние на развитие советской культуры.

4.      Современная российская культура: старые веяния и новые подходы.