Литература
школьный этап
всероссийской олимпиады школьников
2020-2021 учебный год
9 класс
Время выполнения заданий 240 минут
Максимальная оценка за все задания – 100 баллов
При выполнении олимпиадной работы необходимо выполнить только одно из двух предложенных заданий (1 или 2). Третье задание представляет собой творческую работу, его выполнение обязательно.
Задание1
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. При этом помните, что оценивается глубина постижения текста, ваше умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства, логика, стиль композиционная стройность и речь вашего письменного ответа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
(Максимальный балл за выполнение заданий 1 или 2 – 65 баллов)
И.С. Тургенев «Два четверостишия»
Существовал
некогда город, жители которого до того страстно любили поэзию, что если
проходило несколько недель и не появлялось новых прекрасных стихов, — они
считали такой поэтический неурожай общественным бедствием.
Они надевали тогда свои худшие одежды,
посыпáли пеплом головы — и, собираясь толпами на площадях,
проливали слезы, горько роптали на музу, покинувшую их.
В один подобный злополучный день
молодой поэт Юний появился на площади, переполненной скорбевшим народом.
Проворными шагами взобрался он на особенно
устроенный амвон — и подал знак, что желает произнести стихотворение.
Ликторы, тотчас замахали жезлами.
— Молчание! внимание! — зычно возопили
они — и толпа затихла, выжидая.
— Друзья! Товарищи! — начал Юний
громким, но не совсем твердым голосом:
Друзья! Товарищи! Любители стихов! |
Юний
умолк… а в ответ ему, со всех концов площади, поднялся гам, свист, хохот.
Все обращенные к нему лица пылали
негодованием, все глаза сверкали злобой, все руки поднимались, угрожали,
сжимались в кулаки!
— Чем вздумал удивить! — ревели
сердитые голоса. — Долой с амвона бездарного рифмоплета! Вон дурака!
Гнилыми яблоками, тухлыми яйцами шута горохового! Подайте камней! Камней сюда!
Кубарем скатился с амвона Юний… но он
еще не успел прибежать к себе домой, как до слуха его долетели раскаты
восторженных рукоплесканий, хвалебных возгласов и кликов.
Исполненный недоуменья, стараясь, однако,
не быть замеченным (ибо опасно раздражать залютевшего зверя), возвратился Юний
на площадь.
И что же он увидел?
Высоко над толпою, над ее плечами, на
золотом плоском щите, облеченный пурпурной хламидой, с лавровым венком на
взвившихся кудрях, стоял его соперник, молодой поэт Юлий… А народ вопил кругом:
— Слава! Слава! Слава бессмертному Юлию! Он
утешил нас в нашей печали, в нашем горе великом! Он подарил нас
стихами слаще меду, звучнее кимвала, душистее розы, чище небесной лазури!
Несите его с торжеством, обдавайте его вдохновенную голову мягкой волной
фимиама, прохлаждайте его чело мерным колебанием пальмовых ветвей, расточайте у
ног его все благовония аравийских мирр! Слава!
Юний приблизился к одному из славословящих.
— Поведай мне, о мой согражданин! какими
стихами осчастливил вас Юлий? Увы! меня не было на площади, когда он произнес
их! Повтори их, если ты их запомнил, сделай милость!
— Такие стихи — да не
запомнить? — ретиво ответствовал вопрошенный. — За кого ж ты меня
принимаешь? Слушай — и ликуй, ликуй вместе с нами!
«Любители стихов!» — так начал
божественный Юлий…
Любители стихов! Товарищи! Друзья! |
—
Каково?
— Помилуй! — возопил Юний, — да
это мои стихи! Юлий, должно быть, находился в толпе, когда я произнес
их, — он услышал и повторил их, едва изменив, — и уж, конечно, не к
лучшему, — несколько выражений!
— Ага! Теперь я узнаю тебя… Ты Юний, —
возразил, насупив брови, остановленный им гражданин. — Завистник или
глупец!.. Сообрази только одно, несчастный! У Юлия как возвышенно сказано: «И
день прогонит ночь!..» А у тебя — чепуха какая-то: «И свет рассеет тьму»?!
Какой свет?! Какую тьму?!
— Да разве это не всё едино… — начал
было Юний…
— Прибавь еще слово, — перебил его
гражданин, — я крикну народу… и он тебя растерзает!
Юний благоразумно умолк, а слышавший его
разговор с гражданином седовласый старец подошел к бедному поэту и, положив
ему руку на плечо, промолвил:
— Юний! Ты сказал свое — да не
вовремя; а тот не свое сказал — да вовремя. Следовательно, он прав —
а тебе остаются утешения собственной твоей совести.
Но пока совесть — как могла и как
умела… довольно плохо, правду сказать — утешала прижавшегося к сторонке
Юния, — вдали, среди грома и плеска ликований, в золотой пыли
всепобедного солнца, блистая пурпуром, темнея лавром сквозь волнистые струи
обильного фимиама, с величественной медленностью, подобно царю, шествующему
на царства, плавно двигалась гордо выпрямленная фигура Юлия… и длинные ветви
пальм поочередно склонялись перед ним, как бы выражая своим тихим вздыманьем,
своим покорным наклоном — то непрестанно возобновлявшееся обожание,
которое переполняло сердца очарованных им сограждан!
Апрель, 1878
Задание 2
Выполните интерпретацию данного лирического произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь интерпретации. При этом помните, что оценивается глубина постижения текста, ваше умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства, логика, стиль композиционная стройность и речь вашего письменного ответа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Юнна Мориц «Вопли»
Поэтов нет! Поэтов тьма!
Кто их читал?!. На благо флагу -
Покрыть стихами все дома
И туалетную бумагу!
Стихов навалом! Нет имён!
Имён навалом, нет раскрутки!
Раскрутка есть, но нет времён!
Вернуть кураж! А как, малютки?..
Покрыть стихами все места,
Где строить дорого дороги,
Где вместо сгнившего моста
Стихи дешевле класть под ноги!
Вернуть поэтам стадион
И тех раскрутчиков прекрасных,
Которых вспомнить - страшный сон!
Вернуть им время «семичастных»!
Вернуть им тиражей успех,
Умно раскрученный запретом
На Ц.......,
на М..........,
на П........, - на всех,
Чьё имя светится при этом!..
Опорная схема для интерпретации поэтического текста**
1. Какова, по вашему мнению, главная тема стихотворения?
2. Объясните название стихотворения. Как название отражает идею произведения? Свой ответ аргументируйте.
3. Каким настроением проникнуто это стихотворение и почему? Свой ответ аргументируйте.
4. Кого из поэтов упоминает Юнна Мориц. Почему именно их имена являются олицетворением подлинной поэзии?
5. В чем, по вашему мнению, смысл выделенных строк? Свой ответ аргументируйте.
6. Каковы основные образы стихотворения, слова-доминанты Свой ответ аргументируйте.
7. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом в данном стихотворении.
Задание 3
(Максимальный балл за выполнение задания - 35 баллов).
Если бы вы были составителем сборника стихов «Лучшие стихотворения всех времен и народов», какие бы стихотворения вы туда включили? Напишите вступительную статью к этому сборнику.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.