Школьный этап олимпиады по обществознанию

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обществознание ШЭ (5).docx

 

ШИФР                                       

 
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2020-2021 гг.

Школьный этап.10-11 классы

Время выполнения работы – 90 минут

Максимальный балл за работу – 80.

1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу (4 балла).

1.  Признаком этноса не является:


а) язык

б) государство


в) территория г) занятия


2.  Форма демократии, которая не выделяется современными политологами:


а) прямая

б) партиципаторная


в) структурная

г) плебисцитарная


3.  Локальный подход к классификации цивилизаций предусматривает существование:


а) технологической цивилизации б) западной цивилизации

4.  К видам ценных бумаг не относят

а) сберегательные книжки б) акции


в) традиционной цивилизации

г) рабовладельческой цивилизации

 

в) облигации г) дивиденды


1

2

3

4

 

 

 

 

2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу (3 баллов).

1.  Агентами политической социализации являются:


а) армия б) партия

в) приходящие няни


г) педиатры д) СМИ


2.  По мнению М. Вебера социальные действия могут быть:

а) научными

б) отклоняющимися

в) ценностно-рациональными

г) аффективными д) традиционными


3.  Выберите основные виды юридических фактов:

а) состояния б) поступки

в) нормативно-правовые акты


г) события

д) правовые обычаи


 

1

2

3

 

 

 

3.  По какому принципу образованы ряды? (6 баллов).

а) Предупреждение, лишение специального права, дисквалификация, административное выдворение.


б) Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельс, Н. Бердяев


в) Пенсионные фонды, коммерческие банки, страховые компании, паевые фонды.


4.   Запишите, что объединяет перечисленные элементы ряда и подчеркните элемент, который является лишним по данному основанию. Укажите принцип его исключения (6 балла).

а) НСДАП, РСДРП, Демократическая партия США, КПРФ



б) Штраф, предание анафеме, бойкот, увольнение.


5.  «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите в таблицу «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу (10 баллов).

а) Правоотношения, возникающие на основе авторского права, носят общий характер.

б) Ж.-Ж. Руссо утверждал, что только всеобщее избирательное право позволит установить демократическую республику в государстве.

в) Земельный налог в РФ относится к региональным налогам.

г) В основе учения Ф. Кэне лежит постулат о том, что основным источником богатства общества является сельскохозяйственное производство.

д) Р. Мертон назвал конформизм основным видом девиантного поведения.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

6.    Журналист написал статью на политическую тему, но в своем тексте он допустил три ошибки. Выпишите порядковые номера предложений, содержащих ошибки, и напишите правильные утверждения. Указанный номер предложения засчитывается только, если дано

 правильное обоснование выбора. (6 баллов).

1. Субъектами гражданских правоотношений называют их участников. 2. Индивидуализация гражданина в гражданских правоотношениях осуществляется только по имени гражданина. 3. Публично-правовые образования в гражданских правоотношениях могут использовать особое положение как субъектов публичного права. 4. Некоммерческие организации являются формой организации юридического лица. 5. К некоммерческим организациям относят религиозные организации, благотворительные фонды и производственные кооперативы. 6. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда или его учредителей.

Номер предложения с

ошибкой

Исправление ошибки с обоснованием

 

 

 

 

 

 

7.    Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу (11 баллов).

«Международные трибуналы – это международные органы, создаваемые для суда над       (А) и

государствами   по   обвинению   в   совершении   международных             (Б).   При   осуществлении

правосудия          (В)   обязан   соблюдать   все   права   и   свободы   граждан,   гарантированные  им

международным правом прав человека и международным (Г).

Вся процедура трибуналов состоит из трех фаз: предварительное следствие и изучение дела,

       (Д), (Е).

Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, в соответствии с приказом или (Ж) Международного трибунала заключается под стражу, незамедлительно информируется о предъявленных ему обвинениях и направляется в место нахождения (З). В соответствии с Уставами современных судов обвиняемый имеет право при рассмотрении уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное (И) дела.


Решение выносится (К) судей  Судебной  камеры  и  объявляется  Судебной  камерой  публично. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Международным трибуналом на основе перечня государств, которые заявили (Л) о своей готовности принять осужденных лиц».

 

1.  защита

2.  разбирательство

3.  гуманитарное право

4.  физические лица

5.  общественные организации

6.  судебный процесс

7.  Совет Безопасности

8.  размежевание

9.  трибунал

10.  состязательность

11.  выдвижение обвинений

12.  коренное

население

13.  преступление

14.  взаимопроникновение

15.  большинство

16.  ордер

17.  Международный трибунал

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.  Проанализируйте статистические данные.

8.1. 


Как называется представленное изображение?                                                                         

Оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы. (7 баллов).

8.2.  Представленные данные позволяют сделать вывод о постоянном растущем уровне урбанизации в России во второй половине ХХ в.


 

8.3.  Во второй половине ХХ в. наблюдается устойчивое увеличение темпов прироста городского населения.


 

8.4.    В советский период истории во второй половине ХХ в. роль миграции из сел как источника роста численности городского населения понизилась.


 

9.      Из предложенных слов образуйте понятия, наименования и составьте из них схему, отражающую конституционное устройство России. При составлении терминов  и наименований одно и то же слово может быть использовано несколько раз. Слова также могут изменяться по родам, падежам и числам.

(6 баллов)



Власть, верховный, правительство, суд, высший, конституционный, законодательная, органы, собрание, совет, государственный, исполнительная, федерация, РФ, судебная, дума, федеральное.

10.  Решите экономическую задачу. (3 балла)

В двух соседних государствах производятся локомотивы и вагоны, по пять в каждом государстве в месяц. В Первом государстве на производство одного вагона уходит 4 ресурса в месяц, а на производство одного локомотива - 12 ресурсов в месяц. Во Втором государстве производство одного вагона обходится в 8 ресурсов в месяц, а производство одного локомотива стоит 16 ресурсов. Правительства двух государств подписали соглашение, которое позволяет при тех же затратах ресурсов нарастить общее производство вагонов, в которых испытывается высокая нужда, на один вагон в месяц, не сокращая при этом выпуск локомотивов.

10.1  Каким образом этого удалось достичь, если ресурсы из одной страны в другую перемещаться не могут?


 

10.2  Как называется экономический процесс, в который оказались вовлечены оба государства?


 

11.  Решите правовую задачу. (3 балла)

Шестнадцатилетний подросток решил стать предпринимателем без образования юридического лица. С этой целью он пришел в регистрационную палату по месту жительства с заявлением, паспортом и фотографией. Однако там ему сказали, что не хватает еще одного документа.

Что еще должен представить 16-летний подросток для того, чтобы его зарегистрировали как предпринимателя?                                                                                                                                                                    


 

12.  Решите логическую задачу. Поясните свое решение. (3 балла)

Столовая

В школьной столовой за (четырехместным) квадратным столом обедали четыре ученика: Вася, Коля, Дима и Миша. Среди них был один отличник, один хорошист, один троечник и один двоечник. Определите, кто есть кто, и кто где сидел, если известно следующее:

1.  Вася сидел напротив троечника.

2.  Хорошист сидел напротив Димы.

3.  Тот, кто сидел по левую руку от Димы, учится лучше Коли и Васи.

Оформите ответ, заполняя пропуски, и запишите обоснование.

 

Вася (            )

 

… (                )

Стол

… (                )

 

… (              )

 


13. Внимательно рассмотрите картинки и прочитайте цитаты. Выберите одну картинку или цитату. Укажите ее порядковый номер. Сформулируйте проблему, отраженную в картинке или высказывании. Сформулируйте собственную точку зрения, поясняя ее. Приведете не менее двух теоретических суждений, подтверждающих вашу точку зрения. Проиллюстрируйте свою позицию конкретным примером. (12 баллов).

 

Картинки по запросу левиафан гоббс

Картинка 1.                                                                  Картинка 2.

 

3.  «Злейший враг свободы — сытый и довольный раб». Н. Бердяев.

4.  «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Аристотель.

5.  «Дурные законы в руках хороших исполнителей хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей вредны». Фридрих Великий.

6.  «Культура — это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа». Павел Флоренский.


 

7.