Школьный музей - практико – ориентированная модель
гражданско -патриотического воспитания обучающихся.
В начале 1970-х гг. под руководством педагога школы имени С.М. Кирова П.М. Кривоногова началась активная работа по сбору материалов по истории 624-го ордена Кутузова стрелкового полка, которые стали основной экспозицией школьного музея Боевой Славы. Годом рождения школьного музея является 1975 год, когда начал свою деятельность Зал Боевой Славы, которому в 1985 году было присвоено звание «Музей Боевой Славы». За 37 года своего существования музей стал центром патриотической работы в школе, местом информационного обмена представителей различных поколений, профессий, возрастов, местом интересных встреч и экскурсий, бесед и уроков, интервью и путешествий по книгам Памяти.
Советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к ученью. Если мы будем стремиться к этому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересам, стремлениями».
В национальной доктрине образования в РФ говорится: «…Основные задачи гражданско-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений и т.д.»
Исходя из этого документа гражданско - патриотическое воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и духовно- ценностной ориентации человека. деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками. Условия должны создаваться в рамках взаимодействия – диалога воспитателей и воспитанников, и его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личности в каждом, с кем общаются.
Главное в этом взаимодействие - облечь воспитание в интересную форму, которая будет привлекать детей, к которой они будут стремиться, а в дальнейшем будут гордиться ей.
Для нас такой практико – ориентированной моделью является школьный музей. Именно музей имеет неограниченные возможности для
реализации разноплановых потребностей личности, выполняя социальный заказ современного общества по воспитанию гражданина и патриота, обладающего историческим самосознанием, высоким эстетическим вкусом.
Деятельность школьного музея Боевой Славы гимназии направлена на:
1. воспитание бережного отношения к традициям, культуре своего и других народов, гражданственности, патриотизма;
2. приобщение учащихся к историческому духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников края.
Сердце любого музея – это его экспонаты. В музейных фондах нашего музея сегодня находятся 300 единиц хранения:
вещественные источники – личные вещи, военное снаряжение, знамена, вымпелы, значки
письменные источники - военные письма, дневники, записки, личные документы, книги с дарственными надписями, газетные вырезки, грамоты
изобразительные источники - фотографии, карты боевых действий, предметы изобразительного искусства (картины)
Среди предметов основного фонда 90 экспонатов – подлинников. Все экспонаты являются основой тематических экспозиций музея, их 8.
С 2004 года музей реализует программу «Музейное дело в школе», основная цель которой – формирование у учащихся научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественного полезной деятельности.
Основными направлениями деятельности школьного музея являются:
- научно – исследовательская деятельность,
- музейные уроки,
- организация поисковой работы,
- переписка с ветеранами войны,
- экскурсии,
- организация и проведение месячников патриотического и гражданского воспитания,
- организация и проведение внеклассных мероприятий,
- организация тематических выставок,
- организация и проведение Уроков Мужества.
Одним из ведущих направлений деятельности музея является проектная деятельность, в рамках которой реализованы и реализуются социально – ориентированные проекты:
- оформление стендов, посвященных становлению и развитию гражданско - патриотического движения в школе – гимназии,
- акция «Солдатский платок»,
- составление «Трудовой летописи школы им С.М. Кирова»,
- проект «Летопись Великой Отечественной войны»,
- проект «Время выбрало их…»,
- проект «Победа»,
- оформление музейной экспозиции «История миротворческого движения».
С 1989 года и до сегодняшнего дня учащимися гимназии ведется сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны под общим названием «Летопись Великой Отечественной войны». На основе этой работы в 2011 году была составлена «Книга Памяти», которая сейчас является одним из музейных экспонатов. В этом проекте были задействованы все участники образовательного процесса - обучающиеся, родители и педагоги. Ведь только в совместной деятельности формируются основные социальные компетенции.
Наиболее интересная форма общения – просветительская деятельность, которая включает в себя: экскурсии, организацию выставок, проведение уроков по истории края и организация общешкольных Уроков мужества.
На базе школьного музея работает группа экскурсоводов – учащиеся 10-11 классов, которые проводят экскурсии, как для гимназистов, так и для гостей школы (в нашем музеи были делегации Германии, Дании, Италии, Сербии, Тайланда и США). В течение года проводится до 50 экскурсий, с экспозицией музея знакомятся ежегодно около 800 человек.
Тематика экскурсий, которые проводятся, очень разнообразна:
- обзорная экскурсия по музею,
- экскурсия, посвященная военной истории нашей Родины «Годы, опаленные войной»,
- «Учителя и ученики школы – участники Великой Отечественной войны»,
- «Они сражались за Родину!», рассказывающая о боевом пути Боевой путь 624 – го стрелкового полка,
- «Юные миротворцы», посвященная миротворческому движению в гимназии,
- «История школы – наша история».
Экспозиция музея активно используется в учебном процессе, на базе музея проводятся музейные уроки, посвященные истории родного края и военной истории страны. Тематика таких уроков разнообразна:
- Политическая жизнь СССР в 1920-ые годы
- Духовная жизнь СССР, культура 1920-30-х гг.
- Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
- СССР на завершающем этапе второй мировой войны
- Внешняя политика СССР в середине 1960-80 гг.
- Международное положение и внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
Учащиеся гимназии изучают исторический материал не только в рамках учебного пособия, но и знакомятся с теми документами, фотографиями и предметами, который позволяют им составить полное представление о том или ином периоде развития в истории нашего государства.
Фонды школьного музея изучаются, эти исследования затем становятся основой научно - исследовательских и проектных работ. Это такие работы как «Война в истории моей семьи», «Война глазами очевидцев» (по фронтовым письмам и воспоминаниям), «Правда о войне в письмах и дневниках» (на основе документальных свидетельств), «Великая Отечественная война глазами арзамасцев» (по материалам архива школьного музея боевой Славы).
Наш музей идет в ногу со временем и от традиционных форм работы мы переходим к инновационным – это
1. Создание электронных музейных экспозиций
2. Проведение виртуальных экскурсий по постоянной и временным экспозициям музея
3. Размещение электронных материалов музея на странице музея Боевой Славы (на сайте школы)
4. Использование школьного телевидения для показа тематических экскурсий, выставок
5. Создание классами Летописи Великой отечественной войны «Низкий поклон, вам, ветераны!»
6. Составление интерактивной карты с обозначением мест проживания ветеранов Великой Отечественной войны
Это стало возможным благодаря появлению в школе современной информационной техники, в музее появился интерактивный стол, который позволяет знакомиться с музейными экспонатами в виртуальной реальности.
Мы расширили границы музея и вынесли музейную экспозицию за его стены, используя современные информационные технологии – QR – коды.
Музей Боевой Славы гимназии способствует приобщению детей к историко-культурному наследию нашего города, области, нашей страны России. Это приобщение не разовое, а планомерное. Ведь задача образования – не просто усвоение ребенком суммы сведений, а воспитание просвещенной личности.
Ребенок, прошедший через все формы и виды деятельности нашего музея, уже никогда не пройдет мимо музея, он станет его другом, он никогда не будет равнодушным человеком. Такой человек придет на помощь стране, и будет защищать ее. Его смело можно назвать Гражданин и Патриот с большой буквы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.