Биология 6 класс. Тема: Шляпочные грибы.
Цель: познакомить учащихся со строением, многообразием и значением шляпочных грибов.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знают строение и разнообразие шляпочных грибов;
2. Умеют отличать съедобные грибы от ядовитых;
3. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
4. Объясняют роль шляпочных грибов в природе и жизни человека.
Личностные:
1. Осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
2. Понимать важность ответственного отношения к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
1. Определять цель учебной деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
2. Выдвигать версии, работать по плану, используя основные средства;
3. Работая по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;
4. Определять степень успешности выполненной работы;
5. Осознавать причины своего успеха и неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать обобщения и выводы. Устанавливать причинно- следственные связи;
2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой;
3. Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника, рабочей тетради.
Коммуникативные УУД:
1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: лабораторная работа
Методы: проблемный диалог, поисковый
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: презентация, таблица «Шляпочные грибы», живые грибы (опята, маслята), инструкция к лабораторной работе, листы самооценки.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||
Орг. момент |
|
Учащиеся настраиваются на работу на уроке. |
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
|||
1. Актуализация знаний (5 минут) |
Игра «Ладошки»
Почему грибы, несмотря на сходства с животными и растениями, выделяют в отдельное царство? |
Читают суждения, если согласны, то показывают ладони, если нет, то показывают тыльную сторону кисти.
Отвечают на вопрос |
Регулятивные УУД: 1. Определять цель учебной деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; 2. Выдвигать версии. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать обобщения и выводы. Устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные УУД: 1. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
|
|||
2. Проблематизация Целеполагание (5 - 10 минут) |
Царство «Грибы» делятся на несколько классов: базидиомицеты, аскомицеты, зигомицеты, несовершенные грибы и т.д. Почему, ведь они, кроме дрожжей, имеют одинаковый план строения, размножения, питания? Сегодня вы познакомитесь с одним из этих классов. Что общего у всех этих грибов? Поэтому как их назвали? Итак, первая группа грибов, которые относятся к классу базидиомицетов, называется шляпочные грибы. Что вам известно о шляпочных грибах? Что хотелось бы узнать?
На столах лежат грибы (маслята и опята). Рассмотрите внимательно грибы на столе (слайде), сравнив их. Кто знает, как они называются? Можно ли их классифицировать, т.е. отнести к разным группам? Если да, то по какому признаку? Можете дать название этим группам? Чтобы проверить ваши предположения, что вам необходимо сделать? |
Отвечают на вопросы (значит, они чем-то отличаются, или они отличаются по внешнему виду).
Они имеют ножку и шляпку. Формулируют тему урока (шляпочные грибы).
Отвечают на вопрос. Формулируют цель урока (изучить строение и многообразие шляпочных грибов).
Высказывают предположения (у одних есть пластинки на нижней части шляпки, у других нет), пытаются дать название этим группам, испытывают затруднения.
Планируют работу. |
||||
3. Открытие новых знаний (20 минут)
|
Выступает в роли наставника.
Почему подберезовики, подосиновики получили такие названия? Можно ли их встретить под другими деревьями, почему?
|
Работают в группе, выполняют задания по инструкции (лабораторную работу) – читают текст учебника, делят грибы на две группы, делают рисунки, подписывают все части, находят сходства и различия. Одна группа выступает, другие дополняют. Делают вывод: по строению шляпки грибы делятся на пластинчатые и трубчатые, а по использованию в пищу – на ядовитые и съедобные. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, сверяют их с текстом учебника. |
Регулятивные УУД: 1. Работая по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки; 2. Выдвигать версии, 3. Определять степень успешности выполненной работы. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать обобщения и выводы. Устанавливать причинно- следственные связи; 2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой; 3. Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника, рабочей тетради. Коммуникативные УУД: 1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
|
|||
4. Первичное закрепление (5 минут) |
Распределить грибы по группам (пластинчатые или трубчатые, съедобные или ядовитые). |
Распределяют грибы по группам. |
||||
5. Рефлексия (3 минуты) |
На доске термины (или слайд 9): пластинчатые, трубчатые грибы, микориза (грибокорень). Все ли термины были рассмотрены на уроке? Если да, то повторяют определения, если нет, то почему не успели? |
Осуществляют самооценку, выражают собственное мнение о работе на уроке и полученном результате (называют способы действий, вызвавшие затруднение; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности; в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание). Заполняют листы самооценки. |
Регулятивные УУД: 1. Осознавать причины своего успеха и неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.
|
|||
6. Домашнее задание (2 минуты) |
Творческие задания (на дополнительную оценку): составить памятки: грибника, что делать, чтобы не отравиться; что означает название «ведьмины круги», дать научное обоснование. |
Сильные ученики выполняют творческие задания. |
|
Инструкция к выполнению лабораторной работы:
1. Распределите роли в группе (1 минута)
2. Изучите статью «Строение шляпочного гриба» в параграфе 14, работая индивидуально. Найдите ответы на вопросы:
Можно ли шляпочные грибы отнести к разным группам? Если да, то по какому признаку? Дайте названия этим группам? (5 минут)
3. Проговорите ответы в группе (2 минуты)
4. Рассмотрите плодовые тела выданных грибов. Найдите пенек и шляпку. Обратите внимание на нижнюю часть шляпки.
Какой из грибов относится к трубчатым, а какой к пластинчатым грибам? (2 минуты)
5. Результаты зафиксируйте в рабочей тетради (упр. 50) – подписать все части гриба (с учетом юбочки), записать особенности пластинчатых грибов и трубчатых (5 минут).
Лист самооценки
Тема: Шляпочные грибы
Ф.И.учащ-ся:
|
Самооценка |
Взаимооценка |
Оценка учителя |
1. Активность в обсуждении вопросов |
|
|
|
2. Выполнение своих обязанностей |
|
|
|
3. Освоение терминов: пластинчатые грибы, трубчатые грибы, симбиоз, микориза (грибокорень) |
|
|
|
4. Выполнение лабораторной работы |
|
|
|
Выполнил работу неправильно, ничего не понял – « -
Выполнил работу с недочетами или помогали товарищи – «+»
Выполнил работу хорошо, справился сам – «++»
1. ведьмины круги
2. Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».
3. Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.