Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа
Оценка 4.9

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Оценка 4.9
Научные работы
docx
естествознание
2 кл
12.02.2017
Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа
Презентация к научной работе.
Кашапова София 2.docx
Научно ­ исследовательская работа на тему: «Влияние шума на здоровье человека» Кашапова София, 2 класс Руководитель: Шафигуллина Гульнара Ильясовна, учитель начальных классов Федотова Альфия Нафисовна,педагог дополнительного образования, 2016 год Содержание Введение………………………………………………………………………………………….2 Глава 1. Теоретическая часть. 1.1. Шум……………………………………………………………………………………… …..4 Влияние шума на здоровье  1.2. человека……………………………………………………….6 1.3. Подростки и  шум…………………………………………………………………………….7 Глава 2. Практическая часть. Опыт № 1…………………………………………………………………………………………8 Опыт № 2………………………………………………………………………………………..14 Опыт № 3………………………………………………………………………………………..15 Заключение……………………………………………………………………………………..18 Список использованной литературы………………………………………………………….20 1 ВВЕДЕНИЕ Летом   я   гостила   у   дедушки   и   обратила   внимание   на   то,   что   он   каждое   утро вставляет себе что­то в ухо, а вечером перед сном снимает. Я спросила его ЧТО ЭТО? Он ответил, что это слуховой аппарат и без него он ничего не слышит. Почему? Спросила я его. Он сказал, что много лет работал на заводе в цеху, где было много шума, вследствие чего у него пропал слух.  Рис. 1. Слуховой аппарат. В последние время, я тоже стала замечать, что бывают дни, когда в школе бывают шумно и у меня возникает усталость и головная боль. Я думаю, это влияние шума на наш организм. Актуальность   работы:  Я     решила   изучить   эту   проблему   и   выяснить,   как окружающие нас   звуки     влияют на наше состояние?  Почему у людей пропадает слух? Почему его работа в цеху, где много шума повлияла на его глухоту? Почему мы устаём? Как с этим бороться? И если с городским шумом, на производстве мы бороться не в силах, 2 то   в   состоянии   найти   методы   борьбы   со   «школьным   шумом».     Результаты   моего исследования   учителя   и   учащиеся   смогут   использовать   в   повседневной   жизни   для организации правильного звукового режима.  Здоровье   ребёнка,   его   эмоциональное   состояние,   физическое   и   психическое   развитие, социально­психологическая   адаптация   в   значительной   степени   определяются   внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6­17 лет основной средой жизни является   школа.   Говоря   о   психогигиенической   обстановке   в   школе,   нельзя   обойти вниманием   «школьный   шум»,   длительное   воздействие   которого   неблагоприятно сказывается на самочувствии школьника.  Цель   работы:   выявить   уровень   шумового   загрязнения   школы,   его   влияния   на работоспособность   обучающихся   и   учителей   и   показать   научно   обоснованные   способы уменьшения вредного воздействия шума на человека. Задачи: 1. изучить литературные и научные издания; 2. выяснить какое  воздействие оказывает шум на организм школьника; 3. провести эксперименты во 2  классе по теме исследования; 4. выработать рекомендации для профилактики   возможного воздействия шумового загрязнения. Проблема исследования:  влияние «шума»  на состояние школьника. Объект исследования:  «шум». Предмет исследования:  влияние шума на организм школьников и методы борьбы с ним. Гипотеза: предположим,  что изучив влияние  шума на организм школьника, можно найти методы борьбы с ним в школе.     В своей работе я использовали следующие методы: 1. анализ источников информации; 2. анкетирование; 3. опрос; 4. эксперимент; 5. обобщение. 3 Глава I. Теоретическая часть. 1.1.  Шум. Шум   довольно   распространен   в   наши   дни.   Шум   ­   звук,   в   котором   изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. В природе его можно встретить не часто: раскаты грома, извержения вулкана, землетрясения и т.д. Люди сами создают вокруг себя, так называемое шумовое загрязнение,   строя   промышленные   предприятия,   заводы,   выпуская   шумные   машины, бытовые приборы, электроприборы (пылесос, телевизор, магнитофон, радиоприемник). Рис. 2. Прохождение звука через слуховой проход. 4 Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда  приятны  человеку.  Они успокаивают   его,  снимают  стрессы.  Это используется  в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов   Природы   становятся   все   более   редкими,   исчезают   совсем   или   заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами.  Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.   Он   приводит   к   расстройству   деятельности   сердца,   печени,   к   истощению   и перенапряжению   нервных   клеток.   Ослабленные   клетки   нервной   системы   не   могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушение их деятельности. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в городах Древнего мира вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые в разных странах изучают, как шум влияет на здоровье человека. Шум – это медленный убийца.  Каждый человек воспринимает шум по­разному. Постоянное   воздействие   сильного шума может не только ухудшить слух, но и вызвать звон в ушах, головокружение, головную боль,   повышение   усталости,   нервные   заболевания,   болезни   сердца.   Очень     шумная современная  музыка   также  вредит  слуху,   вызывает     нервные     заболевания.         Особую опасность   представляет   громкая   музыка   в   наушниках.   Шум   снижает   внимание,   плохо влияет на трудоспособность. Это   следует учитывать при выполнении домашней работы. При этом информация, полученная в шуме, долго не может храниться в памяти человека. Вот почему нельзя делать уроки под музыку, с включенным телевизором. Итак, из книг и интернета мы узнали, что от громкого и неприятного шума: 1. ухудшается слух; 2.  человек раньше стареет; 3. 4.  снижается внимание;  возникают различные  болезни. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль,   повышение   усталости.   Шум   обладает   аккумулятивном   эффектом,   то   есть раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетает нервную систему. Поэтому 5 перед   потерей   слуха   от   воздействия   шумов   возникает   функциональное   расстройство центральной   нервной   системы.   Особенно   вредное   влияние   шум   оказывает   на   нервно­ психическую деятельность организма.  Шум   вызывает   функциональные   расстройства   сердечно­сосудистой   системы; оказывает   вредное   влияние   на   зрительный   и   вестибулярный   анализаторы;   снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен. 1.2. Влияния шума на здоровье человека. Ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в   особенности   процесс   счета.   Но   все­таки   установлено,   что   шум   снижает производительность труда. Ученые посчитали, что работающие при сильном шуме тратят, по   крайней   мере,   десятую   часть   своей   энергии   на   то,   чтобы   не   замечать   этого   шума. Страдает   точность   работы,   замедляются   реакции.   Не   секрет,   что   многие   школьники, принимаясь за уроки, включают телевизор или магнитофон. Думаю, что теперь понятно, что лучше сделать это в перерыве занятий, а еще лучше, двигаясь под ритмичную бодрую музыку, сбросить усталость. Тугоухость ­ понижение слуха, при котором восприятие разговорной речи даже на небольшом   расстоянии   становится   затруднительным.   Поэтому   люди   и   начинают пользоваться слуховыми аппаратами. Слуховые аппараты могут компенсировать потерю слуха, но не смогут вылечить ее. Все   что   они   могут   –   это   сделать   восприятие   речи   более   легким   и   комфортным.   Вот поэтому мой дедушка и носит этот аппарат.  6 Борьба с шумами ведется не первый год: выносят за черту города железные дороги и скоростные автострады, запрещают пользоваться звуковыми сигналами, отводят в сторону от жилых районов маршруты самолетов. К сожалению, толку от этих мер не так уж много. Очень вреден для организма ребёнка «школьный шум».     На   переменах скорее можно устать, чем отдохнуть: крики, смех, беготня. Если   на уроке шумно,   то детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и дети, и учителя. Поэтому важно   бороться со «школьным шумом». 1.3. Подростки и шум. В   настоящее   время   шумовое   загрязнение   наиболее   существенно   сказывается   на подростках и молодежи, ведь они намеренно подвергают себя излишнему шуму. Музыка, доступная на любом уровне громкости, играет доминирующую роль в жизни молодежи, а большинство подростков – это заядлые меломаны, которые достоинство музыки видят в ее громкости. Но самый распространенный «вредитель» ­ мобильный телефон, плеер, ставшие распространенным атрибутом жизни, в первую очередь подростков. «Глухота молодеет» и этому причина ­ злоупотребление  телефонами, плеерами и шумы на дискотеках.               Огромное влияние на подростков оказывает школьный шум. Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения.   Следует учесть, что школа расположена рядом с дорогой, и порой шум, издаваемый автомобилями, сильно отвлекает 7 и   мешает   сосредоточиться.   В   школе   довольно   высок   уровень   внутреннего   шума.   Это отрицательно сказывается на состоянии обучающихся и учителей. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта. Как же бороться с этой проблемой? 8 Глава 2. Практическая часть.   Для того чтобы узнать мнения самих учащихся о вреде «школьного шума» нами была разработана  и проведена анкета.  В ходе работы было проведено несколько опросов, в котором приняло участие среднее (7­9 классы) и старшее звено (10­11 классы). Опыт № 1 Цель эксперимента — установить, как школьники относятся к шуму, замечают ли его? Задачи опытно­экспериментальной работы:  1. разработка вопросов для анкетирования; 2. проведение опроса;  3. анализ полученных результатов. Анкетирование. 1. Как вы считаете, хороший ли у Вас слух?  ­ 24% уверены, что у них отличный слух; ­ 48% опрошенных острота слуха ниже нормы; ­ 28% слышат на одно ухо. Таблица № 1. Диаграмма «Как вы считаете, хороший ли у Вас слух?» учеников; 24% учеников; 28% учеников; 48% 9 2. Какое состояние у Вас бывает после учебы: напряженность, агрессия, радость, спокойствие?  ­ 40% испытывают шум в ушах после учебы;  ­ 56% испытывают напряженность после учебы; ­ 4% затрудняются ответить. Таблица   №   2.   Диаграмма   «Какое   состояние   у   Вас   бывает   после   учебы: напряженность, агрессия, радость, спокойствие?» 56% 40% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Столбец1 4% испытыают шум в ушах после учебы затрудняются ответить 3. Слушаете ли вы в течение дня радио или музыку?  ­ 92% постоянно слушают музыку на высокой громкости; ­ 8% слушают музыку или радио на улице. Таблица № 3. Диаграмма « Слушаете ли вы в течение дня радио или музыку?» 10 92% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Столбец2 8% Постоянно слушают музыку на высокой громкости 4. Ощущаете ли вы шум в ушах после продолжительного прослушивания громкой музыки?  ­ 75 % ощущают дискомфорт в ушах при прослушивание громкой музыки; ­ 20 % не ощущают дискомфорта; ­ 5 % затрудняются ответить. Таблица № 4. Диаграмма «Ощущаете ли вы шум в ушах после продолжительного прослушивания громкой музыки?» 11 75% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Столбец2 20% 5% Ощущают дискомфорт в ушах при прослушивание громкой музыки 5. Какую музыку любите слушать?  ­ 69 % предпочитают слушать рок;  ­ 20 % слушают поп;  ­ 11% слушают музыку по настроению. Таблица №5. Диаграмма «Какую музыку любите слушать?» 12 69% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 20% 11% Столбец1 6.Знаете ли Вы, что громкий шум пагубно влияет на ваш слух?  ­ 72% знают о пагубном влиянии громкой музыки; ­ 28 % не знают о пагубном влиянии громкой музыки. Таблица №6. Диаграмма «Знаете ли Вы, что громкий шум пагубно влияет на ваш слух?» 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 72% 28% Столбец1 13 Выводы: многим детям нравятся громкие звуки, учителя предпочитают тишину. Их раздражают громкие разговоры, крики, свист, звучание музыки с мобильных телефонов. Большинство учащихся осознают негативное влияние звука на состояние здоровья. Многие согласились с тем, что шум вызывает усталость и может стать причиной болезни. Больше половины опрошенных используют плееры в течение довольно продолжительного времени, слушают музыку на недопустимом уровне громкости ­ свыше 90 дБ, что является вредным для здоровья. Подростки искусственно ускоряют процесс ухудшения слуха. Так растет поколение тугоухих, ведь расплата наступает не сразу, но это мало кого волнует в молодом возрасте. 14 Опыт № 2 Для   проведения   эксперимента   нам   потребовались     компьютер   с   колонками, карточки с примерами, часы  и аудиозапись громкой музыки.  Нашим   одноклассникам   (27   ученика)   были   даны   карточки   с   примерами   и предложено решить их за 2 минуты в тишине.   11% 89% Учеников Учеников В   тишине примеры решили без ошибок 23 учеников (почти весь класс). Только 3 ученика сделали по 2 ошибки. Один ученик сделал одну ошибку. 15 56% 44% Учеников Учеников                    Потом мы предложили решить похожие примеры и включили   громкую музыку. Одноклассники   пожаловались,    что  громкий   звук  мешал  им   сосредоточиться.  Поэтому совсем без ошибок правильно решили только 10 учеников.            После эксперимента многие почувствовали усталость. У некоторых ребят заболела голова.  Тогда мы предложили прослушать нашим одноклассникам звуки природы: пение птиц, журчание листа. Эти  звуки ребятам понравились. Усталость стала проходить.     16 плохо   влияет   на   ученика,   ухудшает   внимание,   а   звуки   природы Выводы:  шум   успокаивают.   Дети,   которые   делают   школьные   задания   в   тишине,   допускают   меньше ошибок. Опыт № 3. Определение уровня шума в разных школьных помещениях. Шумовое (акустическое) загрязнение Шумовое   (акустическое)   загрязнение   –   это   раздражающий   шум   антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Он имеет колебательную, волновую природу и обычно исходит от технических источников, главным образом   транспортных   средств   (автомобили,   железнодорожные   поезда   и   самолеты)   и промышленных   предприятий.   По   ряду   данных   шум   вызывает   тугоухость,   приводит   к нарушениям сна, язвенной болезни, сердечнососудистым, нервно ­ психическим и другим заболеваниям, способствует развитию гипертонической болезни.  Таблица № 7. Нормы допустимого уровня шума в различных функциональных зонах  Назначение территории L экв., дБА Территории жилой застройки Территорий детских дошкольных учреждений Пришкольные участки 17 с 7 до 23 ч. с 23до 7 ч. 55 45 50 45 н. и. н. и. Места отдыха Территории больницы и санаториев Курортные и лечебно – оздоровительные районы Промышленные районы Прим. : н. и. – не измеряется. 45 45 40 65 н. и. 35 30 55 Для   оценки   уровня   шумового   загрязнения   используем   такой   параметр,   как эквивалентный уровень шума (L экв.) и максимальный уровень шума (L макс.), которые измеряются в децибелах (дБА3). Для его измерения используем датчик звука с функцией интегрирования. При проведении измерений соблюдаем следующий порядок действий: 1. Включить нетбук и запустить программу «Физика ­ Практикум». 2. Подключить цифровой датчик  к нетбуку. 3. Для   начала   измерений   нажать   кнопку   «Начать   измерение».  Перед   началом измерения необходимо перевести прибор в режим интегрирования. 4. Проводить   измерения   необходимо   до   того   момента,   как   значения   т   перестанут меняться до первого знака после запятой.  5. Для окончания измерений нажать на кнопку «Остановить измерения». 6. Экспортировать данные  в новый  файл.  Для определения параметров  используем Microsoft Excel или Open Office. 7. Для введения  в общую таблицу данных будет нужно среднее  значение L  экв. и максимальное значение (L макс.) 18 Таблица   №8.   Результаты   измерения  уровня   шума   в   разных   школьных помещениях. № Помещение, где проводилось измерение Результаты измерения, дБА 1 2 3 4 5 6 7 8 9 учебный кабинет истории во время урока пустой учебный кабинет кабинет музыки (во время урока) спортзал во время урока коридор на 2 этаже лестница между 1 и 2 этажом столовая около раздевалки (звонки ) у кабинета географии 58 30 80 90 73 85 75 100 80 Выводы:  Превышен   допустимый   уровень   шума   в   коридорах   во   время   перемен   и   в вестибюле.   На   уроках   музыки,   физкультуры,   географии,   столовой,   также   наблюдается превышение уровня шума. В большинстве кабинетов во время уроков уровень шума не превышает допустимый. 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование показало, что   поднятая нами проблема актуальна и значима.   По литературным источникам изучили шум, как один из загрязнителей окружающей среды,   как   негативный   фактор,   отрицательно   влияющий   на   человека,   в   частности   на подростка. Нами была проведено исследование шумового загрязнения в школе, и результаты следующие.   Помимо   внешнего   шумового   загрязнения,   создаваемого   проезжающими машинами, наша школа страдает и от внутреннего — «школьного шума». И если с первым нам остается лишь смириться, то уровень шума  на уроках и переменах полностью зависит от   самих   учеников.   Наша   задача   —   обезопасить   себя   и   окружающих   от   такого небезопасного   шумового   фона,   ведь   он   сказывается   отрицательно   на   самочувствии   и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению. (Результаты замеров)       Уровень интенсивности звука не соответствует санитарным нормам во время перемен. Очевидный вред слуху и здоровью школьников вообще наносит постоянное прослушивание музыки   через   наушники,   особенно   при   повышенной   громкости.  Плеер   стал   весьма распространенным атрибутом жизни, в первую очередь подростков.  Среди учащихся 11­х классов 13%   проводят в наушниках более 6 часов, 14% ­ от 2 до 6 часов. Мы хотим предупредить,   что   неумеренное   потребление   звуковой   информации   через   наушники становится   серьезным   фактором   риска   для   еще   не   окрепшего   слуха.   При   выполнении домашнего   задания     39%   учащихся   включают   музыку,   17%   ­   телевизор,     и   лишь   44% 20 учащихся выполняют домашнее задание в тишине. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. Поэтому, принимаясь за уроки, лучше не включать телевизор или магнитофон, а в перерыве между занятиями, двигаясь под ритмичную бодрую музыку, сбросить усталость. Постоянно   слушая   музыку   через   наушники,   подросток   начинает   незаметно   для   себя глохнуть, доводя ее до опасной отметки.            На мой взгляд, борьба с шумом охватит людей только в далеком будущем. А пока каждому придется заботиться о себе в одиночку и самостоятельно принимать какие­то меры, чтобы сделать свою жизнь хоть чуточку тише.      Наши   рекомендации   для   профилактики   возможного   воздействия   шумового загрязнения  Проводить   дни   релаксации   и   «профилактические   сеансы тишины» (10мин в день оздоровительной тишины)  помогут вам избавиться от шумовых перегрузок; быстро восстановиться;    сокращать время контакта с шумом; уделять внимание защите сна от всякого рода раздражителей; распространять   информацию   о   звуках,   благоприятно   влияющих   на   организм человека   (музыкотерапия  );  чаще  бывать   на  природе,  т.к.  тихий  шелест  листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды всегда приятны человеку;    включать телевизор, радио, музыкальный центр, компьютер и др. по необходимости.  школьному   психологу   проводить     занятия   с   элементами     тренинга   с   целью разъяснения   влияния   шума   на   растущий   организм,   о   возможных   последствиях повышенного   уровня шумового загрязнения. Каждый из нас может и должен участвовать в решении этой проблемы. Подумайте, стоит ли вам вносить свою лепту в формирование шумового загрязнения?  Ведь речь идет о нашем здоровье. 21 Список использованной литературы: 1. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь­справочник. ­ М.: Просвещение, 1992. ­ 320 с. 2.Все обо всем. – М., АСТ, 2000г.8. Леонович А.А. Я познаю мир: Физика: Дт. Энцикл. ­ М.: ООО «Издательство АСТ», 2002., С.235­327. 3. Володин В. Энциклопедия для детей. Т.19. Экология. ­ М.: Аванта+, 2004., С.272. 4. Энциклопедия «От А до Я».­ М., Просвещение,1988г.5. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Медицина/Я 11. ­ М.: ООО «Издательство АСТ­ЛТД», 1997., С.224­246. 5. Большая Советская Энциклопедия. Издание 3­е. М.: «Советская Энциклопедия», 1978. 6. Энциклопедия для детей. Аванта. Человек. Том.18. М. Аванта 2001г.2. Баулин И. За барьером слышимости. ­ М.: «Знание»6 1971. ­ 176 с. Ресурсы Интернет: www   .  allbest    .  ru                             www   .  bestreferat    .  ru 22 www   .  ecologu    .  md www   .  icar    ­  by   .  com www   .  samara    .  ru www   .  wikipedia    .  ru www   .  yandex    .  ru.  .http   ://   www   .  gintsvetmet    .  ru  .  http   ://   www   .  ecoms    .  ru 23

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа

Шумовые загрязнения и влияние шума на человека - Научная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017