Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — произведение шутливого характера, может быть частью симфонии, сонаты, квартета или самостоятельной музыкальной пьесой в живом, стремительном темпе, с остро характерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.
В музыке XVI—XVII вв — небольшая инструментальная пьеса. Так называли канцонетты (песенки) для одного или нескольких певцов с шутливыми стихами.
Такие скерцо писали К. Монтеверди, А. Брунелли, Б. Ма-рини. С начала XVII в. словом «скерцо» обозначали также пьесы для различных инструментов, близкие каприччо (инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле) с их причудливой сменой эпизодов, настроений.
Авторами таких пьес были А. Троило, И. Шенк. Веселая пьеса-шутка входила и в инструментальную сюиту в качестве одной из частей. Такое скерцо встречается, например, в многочастном произведении типа сюиты в партите № 3 для клавира И. С. Баха.
С конца XVIII - начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого времени присутствует в большинстве традиционных симфоний как одна из средних частей (не начало и не финал).
Скерцо стало обязательной частью четырехчастного сонатно-симфонического цикла — симфонии, квартета, сонаты и др. Это быстрая, веселая пьеса в размере 2/4 или 4/4. Юмористический, даже озорной, шаловливый характер скерцо придает неожиданность, внезапность смены музыкальных образов, заостренный ритмический рисунок, иногда причудливый, а иногда забавно простоватый, но всегда с четкими акцентами.
Для скерцо характерна активность движения, а порой и стремительность, танцевальность.
Кроме шутливых образов скерцо может воплощать образы лирические, драматические, фантастические, даже зловещие. В сонатно-симфоническом цикле скерцо вытеснило собой обязательную до этого часть — менуэт. Это происходило посте пенно, менуэт как бы преобразовался в скерцо. Как обозначение одной из частей произведения термин «скерцо» впервые применил Й. Гайдн в так называемых «Русских квартетах». Словом «скерцо» были названы предпоследние — «менуэтные» части циклов. У Л. Бетховена начиная со 2-й симфонии скерцо окончательно заняло место менуэта и стало обязательной частью симфонического произведения (3-й, реже 2-й частью). Крупнейшими мастерами скерцо в сонатно-симфоническом цикле были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, А. Брукнер, в русской музыке — А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов. Выдающиеся образцы скерцо в советской симфонической музыке создали Н. Я- Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.
Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способный передавать такого рода замыслы: шутливые переклички мотивов, пребрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности — «сюрпризы», подача каких-либо простых явлений в необычном, кажущемся странным освещении или же их излом, смещение и т. д.
Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычно скерцозного.
В XIX в., в эпоху романтизма, возник самостоятельный жанр одночастной пьесы, называемый скерцо. Выдающееся место занимают четыре фортепьянных скерцо Ф. Шопена — настоящие драматические поэмы, в которых остро драматические эпизоды чередуются со светлыми, лирическими. Фортепьянные скерцо писали также Р. Шуман, И. Брамс, М. А. Балакирев, Чайковский. Скерцо сочинялись не только для фортепьяно или какого-нибудь другого инструмента, но и для оркестра. Оркестровые скерцо писали Мендельсон (скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (скерцо «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский («Фантастическое скерцо») и другие.
Шутливая и шкодная музыка
Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — произведение
шутливого характера, может быть частью симфонии, сонаты,
квартета или самостоятельной музыкальной пьесой в живом,
стремительном темпе, с остро характерными ритмическими и
гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.
В музыке XVI—XVII вв — небольшая инструментальная пьеса.
Так называли канцонетты (песенки) для одного или нескольких
певцов с шутливыми стихами.
Такие скерцо писали К. Монтеверди, А. Брунелли, Б. Марини.
С начала XVII в. словом «скерцо» обозначали также пьесы для
различных инструментов, близкие каприччо (инструментальная
пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле) с их
причудливой сменой эпизодов, настроений.
Авторами таких пьес были А. Троило, И. Шенк. Веселая пьеса
шутка входила и в инструментальную сюиту в качестве одной из
частей. Такое скерцо встречается, например, в многочастном
произведении типа сюиты в партите № 3 для клавира И. С.
Баха.С конца XVIII начала XIX века заняло прочное место в
симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем
стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого
времени присутствует в большинстве традиционных симфоний
как одна из средних частей (не начало и не финал).
Скерцо стало обязательной частью четырехчастного сонатно
симфонического цикла — симфонии, квартета, сонаты и др.
Это быстрая, веселая пьеса в размере 2/4 или 4/4.
Юмористический, даже озорной, шаловливый характер скерцо
придает неожиданность, внезапность смены музыкальных
образов, заостренный ритмический рисунок, иногда
причудливый, а иногда забавно простоватый, но всегда с
четкими акцентами.
Для скерцо характерна активность движения, а порой и
стремительность, танцевальность.
Кроме шутливых образов скерцо может воплощать образы
лирические, драматические, фантастические, даже зловещие. В
сонатносимфоническом цикле скерцо вытеснило собой
обязательную до этого часть — менуэт. Это происходило посте
пенно, менуэт как бы преобразовался в скерцо. Как обозначение
одной из частей произведения термин «скерцо» впервые
применил Й. Гайдн в так называемых «Русских квартетах».
Словом «скерцо» были названы предпоследние — «менуэтные»
части циклов. У Л. Бетховена начиная со 2й симфонии скерцо
окончательно заняло место менуэта и стало обязательной
частью симфонического произведения (3й, реже 2й частью).
Крупнейшими мастерами скерцо в сонатносимфоническом
цикле были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, А. Брукнер, в русскоймузыке — А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов.
Выдающиеся образцы скерцо в советской симфонической
музыке создали Н. Я Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д.
Шостакович.
Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки
музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов,
способный передавать такого рода замыслы: шутливые
переклички мотивов, пребрасываемых из регистра в регистр или
от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности
— «сюрпризы», подача какихлибо простых явлений в
необычном, кажущемся странным освещении или же их излом,
смещение и т. д.
Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно
симфонического цикла. К высшим достижениям относятся
четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее
обычно скерцозного.
В XIX в., в эпоху романтизма, возник самостоятельный жанр
одночастной пьесы, называемый скерцо. Выдающееся место
занимают четыре фортепьянных скерцо Ф. Шопена —
настоящие драматические поэмы, в которых остро
драматические эпизоды чередуются со светлыми, лирическими.
Фортепьянные скерцо писали также Р. Шуман, И. Брамс, М. А.
Балакирев, Чайковский. Скерцо сочинялись не только для
фортепьяно или какогонибудь другого инструмента, но и для
оркестра. Оркестровые скерцо писали Мендельсон (скерцо из
музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка
(скерцо «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов, И.
Ф. Стравинский («Фантастическое скерцо») и другие.