Шутливая и шкодная музыка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — произведение шутливого характера, может быть частью симфонии, сонаты, квартета или самостоятельной музыкальной пьесой в живом, стремительном темпе, с остро характерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере. В музыке XVI—XVII вв — небольшая инструментальная пьеса. Так называли канцонетты (песенки) для одного или нескольких певцов с шутливыми стихами. Такие скерцо писали К. Монтеверди, А. Брунелли, Б. Ма-рини. С начала XVII в. словом «скерцо» обозначали также пьесы для различных инструментов, близкие каприччо (инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле) с их причудливой сменой эпизодов, настроений. Авторами таких пьес были А. Троило, И. Шенк. Веселая пьеса-шутка входила и в инструментальную сюиту в качестве одной из частей. Такое скерцо встречается, например, в многочастном произведении типа сюиты в партите № 3 для клавира И. С. Баха. С конца XVIII - начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого времени присутствует в большинстве традиционных симфоний как одна из средних частей (не начало и не финал). Скерцо стало обязательной частью четырехчастного сонатно-симфонического цикла — симфонии, квартета, сонаты и др. Это быстрая, веселая пьеса в размере 2/4 или 4/4. Юмористический, даже озорной, шаловливый характер скерцо придает неожиданность, внезапность смены музыкальных образов, заостренный ритмический рисунок, иногда причудливый, а иногда забавно простоватый, но всегда с четкими акцентами. Для скерцо характерна активность движения, а порой и стремительность, танцевальность. Кроме шутливых образов скерцо может воплощать образы лирические, драматические, фантастические, даже зловещие. В сонатно-симфоническом цикле скерцо вытеснило собой обязательную до этого часть — менуэт. Это происходило посте пенно, менуэт как бы преобразовался в скерцо. Как обозначение одной из частей произведения термин «скерцо» впервые применил Й. Гайдн в так называемых «Русских квартетах». Словом «скерцо» были названы предпоследние — «менуэтные» части циклов. У Л. Бетховена начиная со 2-й симфонии скерцо окончательно заняло место менуэта и стало обязательной частью симфонического произведения (3-й, реже 2-й частью). Крупнейшими мастерами скерцо в сонатно-симфоническом цикле были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, А. Брукнер, в русской музыке — А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов. Выдающиеся образцы скерцо в советской симфонической музыке создали Н. Я- Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович. Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способный передавать такого рода замыслы: шутливые переклички мотивов, пребрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности — «сюрпризы», подача каких-либо простых явлений в необычном, кажущемся странным освещении или же их излом, смещение и т. д. Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычно скерцозного. В XIX в., в эпоху романтизма, возник самостоятельный жанр одночастной пьесы, называемый скерцо. Выдающееся место занимают четыре фортепьянных скерцо Ф. Шопена — настоящие драматические поэмы, в которых остро драматические эпизоды чередуются со светлыми, лирическими. Фортепьянные скерцо писали также Р. Шуман, И. Брамс, М. А. Балакирев, Чайковский. Скерцо сочинялись не только для фортепьяно или какого-нибудь другого инструмента, но и для оркестра. Оркестровые скерцо писали Мендельсон (скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (скерцо «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский («Фантастическое скерцо») и другие.
Иконка файла материала 1.docx
Шутливая и шкодная музыка   Скерцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — произведение  шутливого характера, может быть частью симфонии, сонаты,  квартета или самостоятельной музыкальной пьесой в живом,  стремительном темпе, с остро характерными ритмическими и  гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.  В музыке XVI—XVII вв — небольшая инструментальная пьеса.  Так называли канцонетты (песенки) для одного или нескольких  певцов с шутливыми стихами.  Такие скерцо писали К. Монтеверди, А. Брунелли, Б. Ма­рини.  С начала XVII в. словом «скерцо» обозначали также пьесы для  различных инструментов, близкие каприччо (инструментальная  пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле) с их  причудливой сменой эпизодов, настроений.  Авторами таких пьес были А. Троило, И. Шенк. Веселая пьеса­ шутка входила и в инструментальную сюиту в качестве одной из частей. Такое скерцо встречается, например, в многочастном  произведении типа сюиты в партите № 3 для клавира И. С.  Баха.С конца XVIII ­ начала XIX века заняло прочное место в  симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем  стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого  времени присутствует в большинстве традиционных симфоний  как одна из средних частей (не начало и не финал).  Скерцо стало обязательной частью четырехчастного сонатно­ симфонического цикла — симфонии, квартета, сонаты и др.  Это быстрая, веселая пьеса в размере 2/4 или 4/4.  Юмористический, даже озорной, шаловливый характер скерцо  придает неожиданность, внезапность смены музыкальных  образов, заостренный ритмический рисунок, иногда  причудливый, а иногда забавно простоватый, но всегда с  четкими акцентами.  Для скерцо характерна активность движения, а порой и  стремительность, танцевальность.  Кроме шутливых образов скерцо может воплощать образы  лирические, драматические, фантастические, даже зловещие. В  сонатно­симфоническом цикле скерцо вытеснило собой  обязательную до этого часть — менуэт. Это происходило посте  пенно, менуэт как бы преобразовался в скерцо. Как обозначение одной из частей произведения термин «скерцо» впервые  применил Й. Гайдн в так называемых «Русских квартетах».  Словом «скерцо» были названы предпоследние — «менуэтные»  части циклов. У Л. Бетховена начиная со 2­й симфонии скерцо  окончательно заняло место менуэта и стало обязательной  частью симфонического произведения (3­й, реже 2­й частью).  Крупнейшими мастерами скерцо в сонатно­симфоническом  цикле были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, А. Брукнер, в русскоймузыке — А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов.  Выдающиеся образцы скерцо в советской симфонической  музыке создали Н. Я­ Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д.  Шостакович.  Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки  музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов,  способный передавать такого рода замыслы: шутливые  переклички мотивов, пребрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности  — «сюрпризы», подача каких­либо простых явлений в  необычном, кажущемся странным освещении или же их излом,  смещение и т. д.  Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно­ симфонического цикла. К высшим достижениям относятся  четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее  обычно скерцозного.  В XIX в., в эпоху романтизма, возник самостоятельный жанр  одночастной пьесы, называемый скерцо. Выдающееся место  занимают четыре фортепьянных скерцо Ф. Шопена —  настоящие драматические поэмы, в которых остро  драматические эпизоды чередуются со светлыми, лирическими.  Фортепьянные скерцо писали также Р. Шуман, И. Брамс, М. А.  Балакирев, Чайковский. Скерцо сочинялись не только для  фортепьяно или какого­нибудь другого инструмента, но и для  оркестра. Оркестровые скерцо писали Мендельсон (скерцо из  музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»), П. Дюка (скерцо «Ученик чародея»), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов, И.  Ф. Стравинский («Фантастическое скерцо») и другие.