Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них
Оценка 4.7

Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них

Оценка 4.7
docx
11.10.2022
Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них
Конспект урока ОБЖ 6 класс.docx

Тема: Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них

Целевая аудитория: 6 класс

Цель: Формирование навыков подачи сигналов бедствия различными способами.

Задачи:

Образовательная: Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия.

 Порядок и правила поведения в условиях автономного существования.

 Развивающая: Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Развивать навыки принятия ответственных решений, навыки групповой работы.

Развитие познавательного интереса к предмету ОБЖ.

Воспитательная: 

Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации. Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.

Формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Формирование мотивации изучения ОБЖ;

Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.
Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. Уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Предметные результаты

Учащиеся научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Учащиеся получат возможность научиться:

Комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией, логически излагать свои мысли.

Тип урока: урокполучения новых знаний.

Педагогические технологии на уроке:

- игровые технологии;

- компьютерные;

- технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), работа в парах.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук, фонарик, фольга, яркая ткань, телефон.

 

Ход урока

1.                 Организационный момент.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2 . Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята откройте рабочие тетради и ответте на вопросы. Задание №1

1. Что нужно сделать перед поездкой, чтобы в случае аварии тебя нашли?

2. Почему разумно остоваться на месте аварии транспортного средства?

3. Объясните ситуацию: Шестеро ребят отправились в лыжный поход и ушли от посёлка километров на 5-6. Не сразу заметили, что один из них отстал. Как им лучше поступить: отправить на поиски самого взрослого и опытного или идти всем вместе? Ответ обоснуйте.

3.     Формулирование темы, постановка цели занятия перед учащимися

Сегодня у нас жизненно- важная тема. А какая, попробуйте угадать, прослушав следующую ситуацию:

Слайд № 1    

    Группа туристов сбилась с маршрута. Недельное блуждание по тайге ни к чему не привело - тропа не находилась. Несмотря на строгую экономию, запас продуктов истощался. Положение стано­вилось угрожающим. Несколько раз над тайгой пролетали самоле­ты. Туристы кричали, размахивали куртками, но их никто не слы­шал и не видел. Наконец они решились на безумный шаг - подожгли тайгу.

Пожар заметили. С самолета сбросили пожарный десант. Толь­ко через неделю удалось остановить огонь. Еще неделя ушла на подавление очагов пожара. В итоге сгорело несколько сотен гекта­ров леса, погибли тысячи животных, сгорела небольшая деревня, несколько пожарных получили тяжелые ожоги, один погиб.

А ведь, как оказалось, туристы находились лишь в нескольких километрах от населенного пункта.

Учитель: Кто из вас догадался, какой будет тема нашего урока?

Слайд № 2     Правильно ребята тема нашего урока: «Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них»

Учащиеся: Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

Как не оказаться в такой ситуации и суметь правильно подать сигналы бедствия, вы узнаете сегодня на уроке.

Учитель: Ребята, какие вопросы мы рассмотрим сегодня на уроке?

Учащиеся: (формулируют вопросы для изучения. Учитель корректирует и озвучивает цели урока)

Слайд №  3   

- виды средств и правила подачи сигналов бедствия;

- международные сигналы бедствия;

- кодовая система общения с пилотами (не только подавать, но и принимать, и понимать сигналы)

   Исходя из услышанной вами ситуации, можно понять, что неумение подать сигнал бедствия может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. А между тем есть целый арсенал средств привлечения внимания спасательных команд. А также людей, случайно оказавшихся в районе бедствия. Поэтому знать, как правильно подать сигнал бедствия, я думаю, необходимо всем. Вот это мы и попытаемся сегодня узнать на уроке.

Игровой момент. К доске приглашаю 3-х учащихся и предлагаю выбрать одно из подручных средств (свисток, зеркольце, кусок яркой ткани, фонарик, мобильный телефон, рация).

Учитель: Как с помощью выбранного средства каждый из вас может подать сигнал бедствия? А вас ребята прошу быть внимательными, активными при ответах товарищей, помогать, если необходимо дополнять.

Ученик:

Слайд № 4

Учитель: Таким образом, сигнализация - это способ быстрой передачи сообщений на расстояние. Зародилась она ещё в незапамятные времена.

Попытаемся вспомнить, какие средства сигнализации существовали? (костёр, дым, позже рации и телефоны и т.д.)

    У девушек средства сигнализации постоянно есть с собой в сумке.

Что это за средство?

Ученик: (зеркало)

Слайд № 5

Учитель: А кто из вас помнит из уроков истории, какой была система сигнализации в Древней Греции?

Известно, что в Древней Греции существовала система сигнализации огнем и металлическими зеркалами. Пользуясь сигнальными зеркалами, Архимед спалил римский флот.

Слайд № 6

Сигнальное зеркало

Учитель: С самолёта, летящего  на высоте 1-1,5 км, световой « зайчик» обнаруживают на расстоянии до 25 км, т.е. раньше, чем любой другой сигнал. В используемых в качестве сигнального зеркала металлических блестящих предметах пробивают в центре отверстие для наведения на самолёт. Сигнальный луч зеркала целесообразно посылать вдоль всего горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума поискового самолёта.

Это одно из самых эффективных средств сигнализации! Но его надо иметь.

Учитель: А если зеркала нет? Чем можно его заменить? Откройте рабочую тетрадь и выполните задание № 6.

Ученик: (куском коры с прикреплённым к нему кусочком фольги от обёртки шоколада или даже хорошо отполированной крышкой от консервной банки).

А как поступить, если вы находитесь в лесу?

Слайд № 7

В данном случае способом подачи сигнала может быть КОСТЁР (стр.44-45 учебника, наглядность рисунка с кострами). Выполните задание №2 2)и №4 2)

Слайд № 8

ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ. Для подачи звуковых сигналов бедст­вия существуют специальные пиротехнические петарды, которые срабатывают через 6-10 секунд после приведения их в действие. Звук от такой петарды слышен на расстоянии до 6-8 километров. При подаче звукового сигнала любым способом необходимо занять как можно более высокую позицию, так как любые препятствия «съедают» силу звука.

Слайд № 9

Учитель: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ наиболее полезны в аварийной ситуации специальные проблесковые фонари с ксеноновыми лампами, дающие вспышку света, видимую на расстоянии до 10 километров. Но могут помочь и обыкновенные электрические фонарики, сигнал которых в зависимости от мощности «читается» от 2 до 3-4 километров.

Хорошо бы также, отправляясь в путешествие, брать с собой механические фонарики-«жучки», для которых батарейки не тре­буются, и несколько запасных лампочек.

С помощью этих средств можно подать сигнал бедствия при условии, что вы знаете азбуку Морзе.

Слайд № 10

Учитель: Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире.

        В 1865 г. азбуку Морзе взял на вооружение британский ВМФ как основу семафорной азбуки.

Учитель: Откройте тетрадь, выполните задание № 5

 Слайд № 11

Учитель: Вскоре придумали и самый знаменитый сигнал, который знает даже большинство детей - сигнал SOS.

А кто знает как переводится или расшифровывается этот сигнал?

Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки). И с тех пор 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступают три минуты тишины в эфире. В это время обрываются на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраиваются на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.

Физминутка Слайд № 12

Слайд № 13-14

Учитель: Кроме перечисленных способов, есть ещё один -  СИГНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДА. Сейчас мы с ними ознакомимся (на доске вывешены эти сигналы)

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хоро­шо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. Раз­меры сигналов могут быть разными, но по международному стан­дарту длина знака равна 10 м, 3 метра в ширину и 3 метра между знаками.

Выложить сигнал можно из любых предметов: разложенных на земле спальников, разрезанных палаток, кусков ткани, веток, кам­ней и т. д.

Можно знак сигнала и выкопать, сняв с помощью лопаты или ножа дерн.

Работа с учебником и тетрадью. Тетрадь задание № 4 1)

Тетрадь задание № 2 3)

Учитель: И так, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с основными способами подачи сигналов бедствия. 

Слайд №  15

Кодовая система общения с пилотами

Учитель: Когда ваш сигнал заметит спасательный самолёт или вертолёт, он скорее всего попробует вам ответить. Но чтобы его понять нужно знать «язык самолётов». Только не думайте, что самолёты умеют разговаривать; для ответа пострадавшему лётчики всего мира используют специальные фигуры и сигналы ракет; всего их шесть.

Учитель: У вас есть раздаточный материал,  рассмотрите его внимательно 2-3 мин, и давайте вместе разберемся, что означает та или иная фигура, выполняемая спасательным самолетом.

Учащиеся: работают с раздаточным материалом

2.                 Организация усвоения материала путем воспроизведения информации

Уитель: Давайте проверим, как вы усвоили материал и с помощью стрелок установим соответствие между пилотируемой фигурой и ее значением

1.Виpaж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета - «Bac вижу»

2. Полет в горизонтальной плоскости «вocьмepкoй» или красная ракета - «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолёт».

3. Покачивание c крыла на крыло или белая ракета- «Bac понял».

4. Пикирование c последующим входом в вираж или две зеленые ракеты- «Обозначьте направление посадки и место приземления».

5. Пoлeт самолёта над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета – «Идите в указанномнаправлении».

6. Полет «змейкой» или две красные ракеты -  «Bac непонял».

Уитель: Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный c земли, непринят. 

Закрепление изученного материала

Слайд № 16  (Видио)

Учитель: Как вы поняли из содержания урока подавать сигнал не так просто, как может показаться на первый взгляд, очень важно, чтобы ваша сигнализация не осталась незамеченной.

Не многие из вас по окончании школы станут великими химиками или математиками. Но знать элементарные меры безопасности: как действовать в той или иной ситуации, как оказать помощь себе и другим, обязаны все, поэтому в завершении сегодняшнего разговора предлагаю вам блиц турнир, отвечаем да/нет.

Учитель зачитывает вопросы:

1.Све­то­вой сигнал, поданный с помощью зеркала при ясной погоде можно за­ме­тить с огромного рас­сто­я­ния за 40 ки­ло­мет­ров?- (да)

2.При подаче звуковых сигналов необходимо занять как можно более высокую позицию - (да)

3.Сигнальные костры должны быть небольшими и образовывать четырехугольник-(нет)

4.  Звуковой сигнал, пущенный по ветру или в туман слабеет - (нет)

5. Яркая одежда, прикрепленная к шесту или к верхушке дерева также служит сигналом бедствия - (да)

6. Дым от сиг­наль­но­го ко­ст­ра по цвету не должен от­ли­чаться от цвета окру­жа­ю­щей мест­но­сти - (нет)

7. В дневное и зимнее время года хорошо заметны костры с черным дымом -(да)

8. При использования пиротехнических средств - (мортирок, ракет, шашек) надо быть осторожными, держать их на вытянутой руке, не использовать вторично, если произошла осечка - (да)

9. Международные сигналы бедствия имеют небольшие размеры: 4 м.  в длину, 2 м в  ширину - (нет)

10.Применять пиротехнические средства сигнализации надо в край­нем слу­чае, когда есть уве­рен­ность, что этот сиг­нал кто-то за­ме­тит и пой­мет - (да)

Учащиеся: отвечают на вопросы теста в тетради; затем работают в парах - делают взаимопроверку, выставляют оценки.

Слайд № 17

Уитель: Вывод: Сиг­нал  – это шанс на спа­се­ние, по­это­му организовывать его подачу надо грамотно, нель­зя тра­тить все сред­ства по­да­чи сиг­на­лов еди­но­вре­мен­но.

Ребята запомните просто так подавать сигналы бедствия нельзя.

9. Рефлексия.

Учитель: В начале урока мы ставили перед собой ряд вопросов, они на экране, скажите, мы ответили на них?

  Слайд № 18

- виды средств и правила подачи сигналов бедствия;

- международные сигналы бедствия;

- кодовая система общения с пилотами

- информация, полученная  на уроке была полезной для вас?

- что вы сделаете, отправляясь в лес?

Слайд № 19

- на парте у вас есть бумажные сотовые телефоны, напишите SMS- сообщение учителю о том как прошел урок, оцените свою работу, как плодотворно работал каждый. Какие этапы урока вам понравились. (если останется время, дети зачитывают свои SMS)

Телефоны сдают учителю.

10. Информация о домашнем задании Слайд № 20

1.В дневнике безопасности записать международные сигналы бедствия и их значения.

2. Составить алгоритм действий, если заблудился в лесу.

Творческое задание: Изготовьте вместе с родителями сигнальное зеркало. Попробуйте его использовать в солнечную погоду.

Слайд № 21

Спасибо за внимание


 

Тема: Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них

Тема: Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них

Ход урока 1.

Ход урока 1.

А также людей, случайно оказавшихся в районе бедствия

А также людей, случайно оказавшихся в районе бедствия

ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ . Для подачи звуковых сигналов бедст­ вия существуют специальные пиротехнические петарды, которые срабатывают через 6-10 секунд после приведения их в действие

ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ . Для подачи звуковых сигналов бедст­ вия существуют специальные пиротехнические петарды, которые срабатывают через 6-10 секунд после приведения их в действие

Работа с учебником и тетрадью.

Работа с учебником и тетрадью.

Сигнальные костры должны быть небольшими и образовывать четырехугольник- (нет) 4

Сигнальные костры должны быть небольшими и образовывать четырехугольник- (нет) 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2022