«Сила трения»
Оценка 4.9

«Сила трения»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
21.09.2019
«Сила трения»
1. Организационный момент (1 мин) Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у вас необычный урок, потому что урок у вас проведу я. Меня зовут Мария Николаевна. У нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу, пусть наше учебное занятие пройдёт организованно и с пользой. И начнем с повторения темы "Взаимодействия тел”. ВОПРОСЫ НА ИД ( мин) 1. какие силы вы уже изучили? (Сила тяжести, сила упругости) Следующее задание 2. выберите правильный ответ. Следующее задание 4. подумайте и распределите примеры применения сил 5 вспомним формулы для определения силы тяжести, силы упругости, веса тела. Запишите формулы на доске, ВСЕ ДУМАЮТ так же? КТО-ТО НАШЕЛ ОШИБКУ, ИСПРАВЬТЕ. 6 укажите о каких силах идет речь?
физика сила трения.doc
Тема урока «Сила трения» 7 Класс учитель физики: Магомедова М.М Слайд 1 с приветствием Время урока – 30 минут Ход урока 1. Организационный момент (1 мин) Учитель:  Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у вас необычный урок, потому что урок у вас проведу я. Меня зовут Мария Николаевна. У нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу, пусть наше   учебное   занятие     пройдёт   организованно   и   с   пользой.  И   начнем   с повторения  темы "Взаимодействия тел”. ВОПРОСЫ НА ИД ( мин) 1. какие силы вы уже изучили? (Сила тяжести, сила упругости)   Следующее задание 2. выберите правильный ответ. Следующее задание 4. подумайте и распределите примеры применения сил 5 вспомним формулы для определения силы тяжести, силы упругости, веса тела. Запишите формулы на доске, ВСЕ ДУМАЮТ так же? КТО­ТО НАШЕЛ ОШИБКУ, ИСПРАВЬТЕ. 6 укажите о каких силах идет речь? 3. Работа по объяснению темы урока.( мин) Учитель:  На последних уроках вы изучали силы, существующие в природе,  которые помогают нам в жизни. Сегодня мы продолжим изучать эту большую тему, но прежде, давайте поработаем устно. ­ Вы уже заметили у меня на столе тележка.  Как вы думаете зачем?  Учитель:  Слайд  Мы знаем, что источником физических знаний являются наблюдения и опыты. Есть хорошие слова Слайд «Хорошо  подумав, отвечай,                                                      На опыте проверив, утверждай!» ­ Говоря о взаимодействии тел, проделаем следующий эксперимент. Я  приведу в движение  тележку. Почему она остановилась? (На неё действует   трения) ­ Давайте мы с вами на опыте попытаемся выяснить, когда возникает сила  трения и куда она направлена? ­ У каждого на столе лежит брусок. Толкните его и наблюдайте за его  движением. Что вы можете сказать?  ­ толкнули брусок по столу; он остановился через некоторое время. Тело  остановилось, значит, его все время надо толкать, его не надо тормозить.  Значит, его что­то тормозит?  Что же? Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит. Какая сила действует  на тело? действует сила трения.  ­ как вы думаете куда направлена сила трения? Какие есть мнения?  Против движения. ­Почему вы так считаете, как меняется скорость бруска?   (Если бы она была направлена  в сторону движения,  то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила трения  направлена против движения)СЛАЙД Так какая сегодня тема урока? (Сила трения) ­ Ребята откройте тетради, и запишите тему и дату урока. сегодня 13 марта и тема  урока Сила трения.   Слайд  «Сила трения» На уроке вы узнаете, что называется силой трения и о правилах, связанных с этой   силой.   Оказывается,   что   первые   исследования   трения   проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад. слайд  А   КАК   ВЫ   ДУМАЕТЕ   ДЛЯ   ЧЕГО   НУЖНА   СИЛА   ТРЕНИЯ, ПРИВЕДИТЕ   ПРИМЕРЫ?   (не   могли   бы   ходить,   стоять,   ЕЗДИТЬ, соскальзывало со стола, выскальзывало все из рук) давайте Сделаем выводы   и запишем что же такое трение Слайд   Трение – это   вид   взаимодействия   тел,   возникает   в   месте   соприкосновения     тел   и препятствует   их   движению.   Это   взаимодействие   характеризуется  силой трения. Слайд    сила   трения   возникает   при   движении   одного   тела   по   поверхности другого и направлена в сторону противоположную движению тела Слайд 18. Сила трения обозначается Fтр. Это векторная величина. Слайд на экране приведен пример с машиной УКАЖИТЕ КАК В ДАННОМ СЛУЧАЕ   БУДЕТ   НАПРАВЛЕНА   СКОРОСТЬ   И   СИЛА   ТРЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ откуда же она берется эта сила, в чем причина трения? Для этого мы и собрались, чтобы выяснить все вопросы.  У   вас   на   столе   лежат   целлофан   и   листы   бумаги   Прошу   возьмите   листки бумаги   и   карандаши.   Проведите   на   листке   карандашом   любую   линию.   А теперь то же самое попробуйте сделать на целлофане.  Что вы наблюдаете?  На бумаге остался след от карандаша, а на целлофане нет. В чем тут дело? поверхность бумаги шероховатая. А целлофана ровная.  Что   же   происходит   при   движении   карандаша   по   бумаге?  Происходит скалывание частей карандаша о неровности бумаги, они остаются на бумаге. На целлофане таких неровностей нет. А   как   вы   считаете   неровности   поверхностей   соприкасающихся   тел способствуют движению или тормозят? Тормозят. В чем же причина? В шероховатости поверхности соприкасающихся тел. Следовательно,   если   сделать   поверхности   очень­   очень   гладкими,   трения совсем не будет? Не будет.  Будет очень малым… А сейчас прижмите друг к другу посильнее два листа целлофана и попробуйте перемещать один лист относительно другого. Вам ничего не мешает? Можете ли вы объяснить наблюдаемое явление? Не так уж легко… Достаточно трудно. Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что­то мешает ­ Затрудняетесь? Тогда вспомните, пожалуйста, из чего состоят вещества. Из молекул. при  чем  здесь  молекулы?  Молекулы   соприкасающихся  тел притягиваются, поэтому трудно перемещать один кусок целлофана относительно другого. Так   значит,   есть   еще   одна   причина   трения?   Какая?   Притяжение   молекул соприкасающихся тел. Вот мы и выяснили причины возникновения трения. Так и запишем! (Работа в тетрадях. Записывают причины трения). Причины возникновения силы трения: Слайд  1. Шероховатость поверхности 2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел Почти любое движение тел сопровождается трением.  ПРИВЕДИТЕ  ПРИМЕРЫ Учитель Посмотрим, что будет происходить, положив брусок на наклонную плоскость. При небольшом угле наклона плоскости брусок остаётся на месте. Почему? Ученик: Брусок удерживается от соскальзывания за счёт силы трения, именно сила трения препятствует началу движения.  очему не удается сразу сдвинуть с места шкаф, диван?  А как вы думаете п   Чтобы сдвинуть с опоры нужно приложить силу? Эта сила  уравновешивает силу трения покоя. Как вы думаете как называется вид  силы трения, которая мешает сдвинуть тело с места? СИЛА ТРЕНИЯ  ПОКОЯ Давайте запишем Сила трения покоя ­ это сила, которая мешает сдвинуть  тело с места. Слайд  ПРИВИДИТЕ ПРИМЕРЫ (Эта сила трения покоя  помогает нам удерживать шапку на голове, предметы на столе и из­за  трения покоя мы не можем сдвинуть предметы). А что произойдет с бруском, если угол наклона увеличить? Соскальзывает ДАВАЙТЕ ВЫЯСНИМИ    Какой вид трения имеет здесь место? Если тело скользит по поверхности  другого, то возникающую силу называют силой трения скольжения. Запишем  Сила трения скольжения ­ это сила сопротивления при скольжении одного  тела по поверхности другого. Слайд 27 ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ А как вы считаете, тело может только скользить по поверхности другого тела или   передвигаться   каким­либо   образом?  Может   еще   катиться.  ЗНАЧИТ КАКОЙ ВИД ТРЕНИЯ БУДЕТ? СИЛА ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ. Запишем слайд 25 Сила трения качения ­ это сила сопротивления при качении одного тела по поверхности другого. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ Слайд с видами трения  Значит Можно выделить три вида сил трения:  1. трение покоя  2.Трения качения (колёса) 3 Трения скольжения (санки) ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ Учитель: Обратите внимание на экран  слайд  Бочку катят по земле, а если бочку тащить по земле?    Какая сила меньше – сила трения скольжения или качения при одинаковой тяжести груза? Ученик: Бочку перекатывать легче, чем просто тянуть по земле, поэтому сила трения качения меньше силы трения скольжения. Учитель: Именно   поэтому   люди   еще   в   древности   применяли   катки   для перетаскивания больших грузов, а позднее стали широко использовать колесо. А   КТО­НИБУДЬ   МОЖЕТ   ПРИВЕСТИ   ПРИМЕРЫ,   СООРУЖЕНИЙ ДРЕВНОСТИ, С ПРИМЕНЕНИЕМ СИЛЫ ТРЕНИЯ? Вы   сказали,   что  Сила   трения   качения   меньше   силы   трения   скольжения. Совершенно   верно.   Только   надо   добавить:   при   прочих   равных   условиях. Внимание   на   экран  Слайд  (Демонстрируется   картина   В,   Перова “Тройка”). Какой вид трения вы наблюдаете на картине? Трение скольжения  Но почему так тяжело везти детям сани? Очень тяжелый груз. Значит, если бы груз не был таким тяжелым, сила трения была бы меньше? Да. Следовательно, сила трения зависит еще от веса груза. Как? Чем больше вес, тем больше сила трения. Но   это   только   наше   предположение.   Давайте   попробуем   это   доказать? Проведем опыт для этого нам потребуется динамометр, брусок, грузы. Если равномерно тянуть брусок с грузом при помощи динамометра, то, измеряя силу тяги. Мы узнаем, чему равна сила трения. Обоснуйте, почему, измеряя силу тяги, мы измеряем и силу трения? Если брусок движется с постоянной скоростью, значит, равнодействующая силы тяги и силы трения равна нулю. Опыт Слайд1.       Возьмите брусок и прикрепите к нему динамометр   2.     Положите на брусок один груз и равномерно тяните  его по поверхности   стола.   Теперь   тоже   самое   сделайте   по   пластиковой   плоскости.   Снимите показания динамометра  3.       Добавьте на брусок еще один груз. Снимите показания Добавьте на брусок третий груз. Снимите показание динамометра   Сравните полученные результаты измерений, сделайте вывод 4.     5.      (Одного ученика к доске). Теперь сравним полученные результаты измерений и  сделаем  вывод.  ИТАК  МЫ ОПРЕДЕЛИЛИ  зависимость   силы трения  от массы тела И ОТ поверхности,  по которой движется тело  1. Сила трения зависит от массы тела и растет с ее увеличением. 2. Сила трения зависит от материала, из которого изготовлены трущиеся  поверхности. Давайте вместе сформулируем способы уменьшения и увеличения силы  трения. А помогут нам в этом пословицы и поговорки.   1. Ржавый плуг только на пахоте очищается.  2. Не подмажешь – не поедешь. 2. Баба с возу – кобыле легче.;  4. Что кругло – легко катится. ­ Как можем уменьшить силы трения? (Слайд 24)  1. шлифование   2. смазка;  3.Уменьшение нагрузки;  4. трение скольжения заменить трением    качения.  ­ Как можем  увеличить  силы трения?   1. увеличение нагрузки;  2. увеличение неровностей;  3. использование специальных материалов. 5. Подведение итогов урока.(5 мин) Учитель:  Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая называется   силой   трения,   эта   сила   очень   важна   для   нас.   Трение   ­   СИЛА ЗНАКОМАЯ, НО ТАИНСТВЕННАЯ  ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ Пример   –   это   шероховатые   лапки   насекомых   для   улучшения   сцепления   с поверхностью, или, наоборот, это гладкие тела рыб, покрытые слизью для уменьшения трения о воду.  Выставление оценок учащимся(1 мин) Учитель: Ребята, сегодня вы хорошо поработали на уроке. Оценки за урок (учитель выставляет оценки). . Домашнее задание(0.5 мин) 6. Домашнее задание.§ 30 стр.70­73. (выучить правила Слайд 44 Учитель: Урок закончен. До свидания, ребята. http://zerx.ru/40620­velikolepnyy­vek­3­sezon.html  Учитель: Внимание на экран, смотрим фрагмент. Слайд 37 Как вы считаете, почему гоночным автомобилям придают такую  своеобразную форму ? Ученик: Обтекаемую форму придают, чтобы уменьшить сопротивление  воздушных потоков. Сила трения (сопротивления) зависит от скорости движения тела и формы  тела. Самоанализ урока   Урок  «Сила трения» изучается в теме «Взаимодействие тел».  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.       Цели урока:     образовательные:    ­ формирование представлений о силе трения,     ­  изучить причины и виды трения,    ­ выявить природу силы трения,    ­ экспериментально установить, от чего зависит сила трения.      развивающие:  ­ развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать,  сравнивать   результаты, делать выводы;   ­ развивать навыки практической работы.   воспитывающие:   ­ содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и    свойств окружающего мира.  Считаю, что в ходе проведения урока  удалось реализовать поставленные цели.      Материал урока был изложен логично, в доступной форме.  Учащиеся были активны на уроке.   Повысился интерес к предмету.   Результат урока показал усвоение материала учащимися. НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ЧТО ПОЗВОЛИЛО ДЕТЯМ БОЛЕЕ НАГЛЯДНО  ВСПОМНИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМУЛЫ И САМОЕ ГЛАВНОЕ НА УРОКЕ  ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, Т. Е. УЧАЩИЕСЯ САМИ  ПЫТАЛИСЬ ОТВЕЧАТЬ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ.  ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО УЧЕНИКИ УЗНАЛИ  ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СИА ТРЕНИЯ. Межпредметные связи: физики с историей, биологией, экологией, литературой,  изобразительным искусством.

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»

«Сила трения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2019