Символ и миф в живописи и музыке

  • ppt
  • 19.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала mhk_11kl.iskusstvo simvolizma.ppt

Совместить

Эдуард Мане
Клод Моне
3. Эдгар Дега
4. Огюст Ренуар
5.Камиль Писсарро

А

б

в

е

г

ж

д

з

Тема:
Искусство символизма
(20 век) (живопись)

Греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ.

СИМВОЛИЗМ – это художественное направление рубежа
XIX-XX вв., охватывающее такие сферы искусства, как:
живопись, литература, музыка и т.д.
Символизм провозгласил своей основой идею двойственности мира.

«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире».
Философ Н.А.Бердяев

Офелия.
Огюст Эрнест

Общее у символизма и романтизма:
обращение к миру чувственной интуиции,
поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве,
воспроизведение таинственных картин далёкого прош-лого (в первую очередь Античности и Средневековья).
стремление к духовной свободе,
трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф
сомнения в духовных ценностях.

Сострадание. Уильям Блейк

Художественные
принципы символизма
Расшифровывать скрытые значения вещей и явлений,
облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное»,
Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым.

Жан Мореас

Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма».

Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями
Оно тяготеет к намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез, фантазий и видений
Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно

Символизм содержится и «растворён» в любой эпохе и в любом виде искусства.

Театр

Символизм

Литература

Живопись

Музыка

Пьер Пюви де Шаванн Pierre Puvis de Chavannes (1824–1898)

Для его произведений характерны жесткая организация композиции и размещение фигур в пейзаже параллельными планами.
Он был идеалистом, однако его работы нельзя назвать иллюстрацией отвлеченных идей и понятий, скорее это их символическое воплощение.

Пюви де Шаванн

«Бедный рыбак»

1881 г.

ГЮСТАВ МОРО Gustave Moreau (1826-1898)

Его произведения, написанные на мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, демонстрируют склонность к экзотике, таинственности и роскоши.

Гюстав МОРО

Саломея, танцующая перед Иродом

В картине буквально «витает аромат яда». В центре неподвижно восседает царь Ирод. Над его троном орел – символ вооруженной и беспрекословной власти. Саломея на кончиках пальцев медленно продвигается под звуки гитары. В ее руках едва различимый цветок лотоса – знак забвения. Евнух, стоящий у подножия трона справа, держит в руках саблю, символически напоминая о неизбежном обезглавливании Иоанна крестителя.

ОДИЛОН РЕДОН Odilon Redon (1840–1916)

Французский художник, критик .
Идеалом мастера было нарочито-смутная и трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы подсознания.
Параллельно Редон обращался и к цвету, к пастели и масляным краскам. Его живопись, приглушенная по тону или, напротив, переливчато-яркая, сосредоточена вокруг нескольких центральных мотивов (человеческое лицо, ставшее «ликом», цветок, глаз, лодка, биологическая метаморфоза).

Одилон Редон

Циклоп

На картине запечатлен характерный для творчества Редона мир фантасмагорий, грез и таинственных сновидений, благодаря которому невозможно до конца понять ее истинный смысл: одноглазое чудовище с любопытством рассматривает спящую красавицу богиню. «Я придаю иллюзию жизни моим самым нереальным созданиям. Моя оригинальность в том, что я заставляю неправдоподобные существа жить по законам правдоподобия, что я ставлю логику видимого на службу невидимому» - говорил художник.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)

гениальный творец литовской музыки, изобразительного искусства и художественного слова.
Черпая сюжеты из литовского фольклора, античной мифологии, древнеиндийской философии, он сумел образно выразить свое представление о мироздании, передал эмоциональное состояние человеческой души.

Микалоюс Чюрлёнис Rex (лат. «король»)

На картине воссоздано представление художника о строении Вселенной. В центре сфер мироздания – Земля, окруженная мировым океаном. Над ним парят многочисленные небесные планеты. В хрустальной сфере, вознесшейся над Землей, сияют небесные светила: солнце, луна, звезды. Там же обитают святые и ангелы, все те, кто вел на Земле праведный образ жизни. Символическая композиция, выполненная в контрастных светло-коричневых тонах, пробуждает ощущение таинства мироздания.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) — ярчайший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.

Врубель был художником, который попытался за реальной действительностью разглядеть другую, более важную внутреннюю реальность и выразить её языком живописи.
Он создал новую реальность — прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям.

Мифологические, сказочные и былинные персонажи М.А.Врубеля

Царевна-Лебедь. 1900г.

Картина удивительна. В ней нет движения. Все замерло в каком-то тревожном ожидании. Взгляд Царевны-Лебеди – это прощальный взгляд. огромные глаза полны грусти и доброты. О чем грустит прекрасная царевна?    Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях. Перламутровый блеск и на лице девушки. Ее одежда-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари там вдалеке, куда вскоре устремится прекрасная Лебедь. Вокруг плещется море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяясь в ней.

Муза. 1896г.

Шестикрылый серафим. 1905г.

Пан. 1899г.

Человек не человек? Леший не леший? Существо из русской сказки, стойко охраняющее природные богатства.
Сзади, за главной фигурой, реальный вечерний пейзаж с чётко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, немногочисленных растений возле воды у болота. Сюжет дополняет чётко очерченный рог луны, которая освещает таинственный лес, берег и само существо, сидящее на первом плане.
Что это за существо? Оно похоже на древнегреческое мифологическое создание, охраняющее стада священных коз и баранов. Вот в руке у него непременный атрибут пастуха – свирель, звуками которой он привлекает разбредшихся животных.

Демон сидящий. 1890г.

«Полуобнажённая, крылатая, молодая, унылозадум-чивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

Тема природы в творчестве М.А.Врубеля

Напутствуя молодых художников, он говорил:
«Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Берите всё оттуда».

Сирень. 1900г.

К ночи. 1900г.

В.Э.Борисов-Мусатов (1870-1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

Крупнейший мастер эпохи русского серебряного века. Живописец – станковист, график. Создатель символических композиций, пейзажей и портретов, эскизов декоративных панно, мастер художественной постановочной фотографии.

Автопортрет. 1904-1905гг.

Шедевры художественного наследия В.Э.Борисова-Мусатова

Водоем. 1902г.

Изумрудное ожерелье. 1903-1904гг.

Произведения В.Э.Борисова-Мусатова отличаются глубокой продуманностью при внешней «немногословности» и кажущейся простоте композиционных решений.

Художник прибегает к эффекту «входа» в картину
и «выхода» из нее.

Призраки.1903г.

Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. Это ощущение возникает потому, что художник выстраивает все выразительные средства на основе их внутренних сцеплений подобно тому, как звуки, сливаясь друг с другом, превращаются в мелодию.

В работе «Призраки» все окутано вуалью печали, все обращено в невыразимые словами переживания человека

Осенняя песня. 1905г.

Этюд. Венки васильков. 1905г.

Реквием.
1905г.

Большое влияние живописная система Борисова-Мусатова оказала на будущих авангардистов.

Н.С.Гончарова. Косари. 1911г.

М.Ларионов.
Девушка у парикмахера. 1920г.

В.В.Кандинский. Дамы в кринолинах. 1909г.