«Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды. Одежда для взрослых».
Оценка 4.9

«Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды. Одежда для взрослых».

Оценка 4.9
docx
14.02.2023
«Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды. Одежда для взрослых».
занятие по доп.обр. Этномода. Мир Севера 17.01.23г..docx

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ЭТНОМОДЕ «МИР СЕВЕРА».

Тема дополнительного занятия: «Символика образов природы в декоре и покрое ненецкой одежды. Одежда для взрослых».

        

Цели урока: дидактическая – ознакомление учащихся с историей возникновения одежды северных народностей;

формирование понятий: декор, элементы узоров;

предметных умений: определение отличительных признаков лицевой и изнаночной сторон;

способов деятельности: описывать х/б и льняные волокна, классифицировать материал по принадлежности к тому или иному типу по происхождению и способу получения.    

образовательная – формирование представлений о природных ресурсах, навыков практической работы при определении нити основы и утка, определения лицевой и изнаночной сторон;

развивающая – понимание значения труда людей проживающих на северной территории, развивать способность к обобщению и классификации;

воспитательная – формирование осознанного понимания бережного отношения к природным ресурсам, уважения к труду людей.

                                              

Тип занятия: повторение и работа с плотными материалами (сукно, драп)

 Формы работы: индивидуальная, парная и групповая.    

Методы и формы работы:

1.объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, презентация);                

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.          

Ход занятия:

Организационный момент.

Учитель:- Здравствуйте, ребята!  Продолжаем работу и разговор над одеждой народностей проживающих на территории Ямала.

     Национальная одежда - своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Она издавна отражала этническую и религиозную принадлежность. Наследие наших предков не должно утратить своего значения. Национальные  орнаментальные  мотивы в  современном  обществе

востребованы  и  несут  значимый  характер  для  развития  и  сохранения традиций  наших  предков.

Как известно, основными отличительными признаками стиля этно в одежде являются различные мотивы народного костюма того или иного этноса. Этническую одежду, как правило, изготавливают только из натуральных природных материалов. Считается, что люди, которые придерживаются этого замечательного стиля, глубоко уважают историческое прошлое своей страны и чтут традиции предков. Единственным вопросом всегда оставалось то, как соединить традиции и современность в одежде, какая бы она ни была – праздничная или повседневная, фантазийная или театральная.

ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.

Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).

Также для украшения одежды и предметов быта народами Севера широко был используем бисер — мелкие стеклянные бусы. До появления здесь бисер аборигенное население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др.

Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

В последнее время шитье бисер получило особенно большое распространение. Бисер позволяет создавать разнообразные композиции, выполнять сложные розетки, подвески, способствуя развитию национального орнаментального искусства. Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений. И все же происходит замена мелкого орнамента более крупным, геометрическим и растительным, заметен повышенный интерес к изображению зверей, жилища.

Каждый народ Севера по-своему использует эффект шитья бисером, цветовую гамму, сочетание бисера с различными материалами. Например, эвенки отдавали предпочтение красному, желтому, зеленому цветам, дополняя и подчеркивая их белым и черным бисером. Украшая кожаные и меховые изделия, эвенки по-разному используют бисер. Иногда это сплошной настил без просвета, где очень важно ритмичное чередование одинаковых по цвету и размерам бисеринок и равных промежутков между ними (нагрудники, пояса). В случае, когда в декоративном оформлении применялись цветные полоски из ткани, бисер нашивали скупо, на расстоянии друг от друга, в один или несколько рядов. Так украшались ровдужная одежда, берестяные, обшитые мехом и ровдугой вьючные сумы.

      К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

 

Задание:

- Выполнение эскиза современной одежды

- Обсуждение вариантов.

- Практическая деятельность.

- После практической деятельности проведена рефлексия.


 

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ЭТНОМОДЕ «МИР

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ЭТНОМОДЕ «МИР

Единственным вопросом всегда оставалось то, как соединить традиции и современность в одежде, какая бы она ни была – праздничная или повседневная, фантазийная или театральная

Единственным вопросом всегда оставалось то, как соединить традиции и современность в одежде, какая бы она ни была – праздничная или повседневная, фантазийная или театральная

Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений

Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023