Символика цвета
Оценка 4.6

Символика цвета

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
русская литература +1
6 кл—11 кл
01.05.2017
Символика цвета
Восприятие слова в определенном цвете и звуке дает возможность ученикам самим делать свои маленькие открытия в исследованиях прозаического или лирического произведения, демонстрировать понимание и восприятие той или иной темы. Но самое главное в работе на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, - это формирование и развитие творческой личности. В этом педагогу поможет представленный материал.Восприятие слова в определенном цвете и звуке дает возможность ученикам самим делать свои маленькие открытия в исследованиях прозаического или лирического произведения, демонстрировать понимание и восприятие той или иной темы. Но самое главное в работе на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, - это формирование и развитие творческой личности. В этом педагогу поможет представленный материал.
Символика цвета.docx
Символика цвета И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа г.Владивосток       «Есть некая крепкая связь между такими явлениями, как свет, запах, звук…                            Все это рождает духовное состояние то печали, то легкости к жизни                                 с шумом деревьев, гулом океана, милым смехом детей». (К.Паустовский»       Восприятие слова в определенном цвете и звуке дает возможность ученикам самим делать свои маленькие открытия в исследованиях прозаического или лирического произведения, демонстрировать понимание и восприятие той или иной темы. Но самое главное в работе на уроках русского языка и литературы,   на   мой   взгляд,   ­   это   формирование   и   развитие   творческой   личности.   Однако   для подобного исследования текста необходимы знания символики цвета, поскольку она разнопланова и варьируется от восприятия авторов. Произведения второй половины 19 и начала 20 века особенно насыщены знаковым использованием цвета.     С.М.Соловьев в книге «Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского» предлагает даже характеризовать цветовую насыщенность литературных произведений определением так называемых цветовых чисел  по следующей формуле:          Число упоминаний цвета С = ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­          Число печатных листов произведений         Эта   величина   позволяет   сопоставить   “цветность”   с   идейно­смысловым   анализом     образов литературного произведения, может дать новые дополнительные характеристики особенностей стиля автора,   возможность   сопоставления   колорита   разных   писателей,   а   также   колорита   различных направлений и эпох.     Так, к примеру, статистика показывает, что красный цвет у Толстого занимает 18,7%, у Пушкина – 17,9%, у Гоголя ­ 16,1%, у Лермонтова – 9,7%, у Блока – 13,0%, а вот у Достоевского – 23,8%.       Пушкин, Тургенев, Толстой при обращении к красному используют его почти исключительно как мажорный, жизнеутверждающий тон. В спектре Достоевского этот цвет, трактуется как позитивный, привлекательный и радующий, так и отрицательный, прибегая к нему при изображении сцен грубости, жестокости, злобы.   А   если   учесть,   что   традиционно   красный   цвет   используется   для   обрисовки   психологического состояния   героев   в   русской   литературе,   то   становится   понятней   предназначение   данного   цвета   в творчестве того или иного автора.    Восприятие   цвета в повседневной жизни намного шире и разнообразнее, тем более – в различные исторические эпохи, у различных народностей, а потому стоит обратиться к значениям и символике разных   цветов.     Предложенная   подборка   по   цветовой   символике   сделана   по   многим   материалам, собиралась   долго   и   тщательно   с   расчетом   на   функциональность   в   работе   и   в   связи   с   детским восприятием. СИМВОЛИКА   ЦВЕТА      Символические значения красного цвета многообразны и противоречивы. Прежде всего красный ассоциируется с кровью и огнем. Этот цвет также символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни,   а   с   другой     стороны   –   вражду,   месть,   войну,   связывается   с   агресивностью   и   плотскими желаниями. Красный Красный   является   основным   геральдическим   цветом.   На   знаменах   он   символизирует   бунт,   революцию, борьбу, независимость.       Красное обозначает еще и власть, величие. (В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне).    Подчеркнутое внимание к пурпурной краске, которую добывали из особых сортов морских раковин, объясняется тем, что пурпур соединяет в себе две несоединимые по природе части спектра – синюю и красную,  причем   синее   ассоциируется  в  этом  случае  с  вечным,   небесным,  а  красное   –  с  земным. Пурпурные тона в русской иконописи использовались для изображения грозы, зарева пожара, освещая бездонные   глубины   вечной   ночи   в   аду.   Огненные   херувимы   над   головами   сидящих   на   престоле апостолов на древних новгородских иконах Страшного Суда символизируют собою грядущее. Красный можно назвать любимейшим цветом эпохи Возрождения. Оттенков он имел множество, и хотя некоторые из них в символическом цветовом коде указывали на зло, главное значения красного были: солнце, огонь, могущество, свет.      КРАСНЫЙ по Толковому словарю В.И.Даля – «красивый, прекрасный, превосходный, лучший». Отсюда   «красный   молодец»,   «красавец»   и   «красный»   –   о   человеке.   В   народе   то   же,   что   дикий, полоумный. Видимо, отсюда «дурак красному рад».      Символическое значение красного цвета переносится на растения, имеющие красные цветы или плоды, особенно розу, гвоздику, рябину и калину.  Пурпурный цвет означал  силу, могущество, достоинство.  Розовый, отмечает Гете, производит впечатление «благоволения и прелести». Этот цвет, наряду с голубым,   обычно   весьма   трафаретно   и   даже   слащаво   используют   в   литературе.   «Розовый   –   цвет здоровья и счастья. Обычно люди испытывают бережную нежность к этому цвету, который так любят девушки…   Розовый   –   мягкий   и   отрадный   цвет   авроры   –   утренней   зари,   цвет   прекрасного, приветливого и радостно восходящего солнца. Это – цвет дружбы, робкой любви, привязанности и взаимного доверия» (Лёкиш, автор многих работ о цвете).    Розовый – излюбленный цвет при изображении ланит, рук, шеек, тел у детей, подростков, девушек, женщин, а также всего счастливого, приятного, отрадного, молодого, жизнерадостного.       Пушкин   в   молодости   восторженно   относился   к   розовому   и   воспевал   его   в   своих   юношеских стихотворениях. Приятен розовый Л.Толстому, Ф.Достоевскому, хотя у последнего в изображении розового появляется ирония.    Красный и белый издавна связаны с традицией антиподов. Белый      Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, неоскверненность, невинность, добродетель, радость.   Он   ассоциируется   с   дневным   светом   и   с   небесными   светилами.   С   белизной   связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном.      Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. Византийские писатели говорили о белизне истины. В белом также – торжественность и величие.    На Руси «белый» обозначало вольный, независимый, благородный, праведный: «белая Русь», «белый царь»,   «белые   крестьяне»   –   свободные   от   податей,   «белый   свет»,   по   В.И.Далю,   «вольный   свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны». Этот свет противостоит загробному миру, царству тьмы, как белый день черной ночи.    По наблюдению А.Н.Афанасьева («Стихия света в ее поэтических представлениях»), ­ «БЕЛЫЙ как световой эпитет  восходит  к «бельмы»  – глаза, в  славянской  мифологии  употреблялся  в значении «светлый» и ассоциировался с небесными светилами «света», «солнца». И сияние этого почитаемого светила   становится   мерилом   жизни   /   «белый»   свет/   и   качеством   красоты   /   «белое   «   лицо/,   и признаком / «белый» конь /, на котором сидит всадник, может иметь символический смысл небесной силы как карающей и очищающей».      Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета, да и вообще весь материальный мир и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном счете – со смертью. Отсюда мертвецов обряжают в белые одежды, покрывают белым саваном.    Во времена Шекспира белый цвет означал духовность, целомудрие, ясность души.    Контраст белого и черного, как правило, усиливает трагичность восприятия мира. Черный      Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется   с   мраком   и   землей   и   является   подлинной   эмблемой   всего   скрытного,   тайного   и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. В черное одеяние одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Вспомним черного человека, являющегося Моцарту.       По   предложению   английского   этнолога   В.Тэрнера,   черный   цвет,   часто   обозначающий   смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затмения сознания.   Во   многих   обществах   белое   и   красное   символизирует   жизнь;   когда   они   соединяются   в ритуалах, белое ассоциируется с мужественностью и миром, а красное – с женственностью и войной, но оба цвета обозначают сознательную деятельность и противоположны черному, олицетворяющему недеятельное, бессознательное состояние.      Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. Так, к примеру, у арабов выражение « чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» – любовь.      У тюркских народов слово «кара» – «черный» обозначало север, темное небо которого с яркой звездой служило основой для ориентации в ночи, и этим же словом обозначало все главное, большое. Отсюда и  «кара» служило и титулом человека – «черный», то есть великий, могучий.       Интересно,   что   черный   цвет   мужской   одежды   на   первых   порах   воспринимался   отнюдь   не   как нейтральный.   Французский   писатель   Альфред   де   Мюссе   писал:   «Несомненно,   одно,   что   во   всех салонах Парижа – неслыханная вещь! – мужчины и женщины разделились на две группы и одни в белом, как невесты, а другие в черном, как сироты, ­ смотрели друг на друга испытывающим взглядом. Не   следует   заблуждаться:   черный   костюм,   который   в   наше   время   носят   мужчины,   это   страшный символ» (роман «Исповедь сына века» 1836 г.)    Ж.­Б.Мольер: «Не знаю, почему черный считают злым цветом, мне он представляется магическим и чарующим». Толковый словарь Даля: «Грязный, нечистый. (Чернь – бедные люди). Нечисть, злые люди, черти».    Серый цвет, как оттенок черного, на языке символов означал в эпоху Возрождения уныние, ошибку, обман,   бедность,   наготу,   зиму.   Даже   имел   множество  собственных   названий:   «цвет   пыли»,   «цвет пепла»,   «жемчужный»,   «серый   нищенский»,   «крысиный»,   «серый   джентльменский».   Серый   часто выступает как синоним бесцветности. Желтый      Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает   из   себя   свет   и   почти   осязаемо   приближается   к   зрителю.   С   другой   стороны,   желтый беспокоит, возбуждает воображение и в конечном счете действует подавляюще на психику. Особенно неприятное впечатление производит  грязно­желтая  поверхность. Как не вспомнить тут нагнетание именно   такого   оттенка   в   романе   Ф.М.Достоевского   «Преступление   и   наказание».   Подобное   же ощущение от данного цвета отмечал и И.­В. Гете, говоря, что «незначительное и незаметное смещение заменяет прекрасное впечатление на гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается цветом позора, отвращения и недовольства». ( «Очерк учения о цвете») В «Зимней сказке» у Шекспира старая фрейлина Паулина, склонясь над новорожденной принцессой, произносит будто заклинание: Природа­мать, великая богиня, Когда ты будешь создавать ей душу, Возьми все краски мира, кроме желтой, ­ Да не внушит ей желчное безумье…    Желтый цвет, вернее, грязно­желтый – его еще называли «цветом глины» – символизировал в эпоху Возрождения безумие. (Вспомним, кстати, «желтый» дом – дом умалишенных).      Желтый – это еще и цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. А потому желтый нередко персонифицировался в золотой цвет. «Золотой цвет – центральный цвет иконописных красок. Все прочие цвета находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара». (Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись»)       Золотой   по   цветовой   символике   эпохи   Возрождения   символизировал   свет,   благодать,   славу, просвещение, мудрость, милость, избранность, а так называемый «цвет льва», то есть оранжеватый, желтый с примесью темно­красного, цвет окраски дубленой кожи, обозначал высокомерие. В обуви или чулках этот оттенок получал дополнительное значение влюбчивости, призыва к любви. (Вспомним «Двенадцатую ночь» Шекспира, ее незадачливых кавалеров: дворецкого Мальволио в желтых чулках с подвязками и сэра Эндрю Эгъючика, который намекает, что его сильные икры в «оранжевых чулках выглядят совсем недурно»).     Желтый цвет – еще и цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, цвет болезни, смерти, потустороннего мира.    У некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. У нас же он также символизирует   ревность, измену.      А вот замечания художника Василия Кандинского по поводу «голоса» желтой краски: «Желтый звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар».    Французский исследователь Ф.Порталь: «Религиозная символика христианства обозначала золотом и желтым цветом слияния души с богом и одновременно же противоположное ему – духовную измену.     Золотое яблоко для Греции было эмблемой любви и согласия и одновременно же противоположного ему – несогласия, измены».      «Золотой» цвет С.Есенина связан с ощущением увядания через образ осени, с минорной темой тяжелого, болезненного. Синий     Синий – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое­то противоречие возбуждения и покоя, вызывает   ощущение   холода   и   напоминает   о   тени.   У   многих   народов   этот   цвет,   прежде   всего, символизировал   вечность,   естество   жизни.   В   христианской   культуре   он   ассоциируется   с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий – цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в языке геральдики обозначает  целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Синяя птица»   Метерлинка – символ счастья с синими крылами воплощает эту мечту и данным цветом.     Кроме того, синий цвет (его темный, насыщенный вариант) близок черному и получает сходные с ним символические значения. Вспомним, к примеру, сказку о «Синий бороде» (ужас французы называют «синим   страхом»).   Масару   Кобайоши,   исследователь   живописной   росписи   лиц   в   театре   Кабуки: «Синий – цвет злодеев, а у сверхъестественных существ – цвет призраков и дьяволиц».      У славянских народов синий служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные памятники описывают черных и синих бесов.     Одно из значений синего цвета В.И.Даль дает в примере поговорки: «Враг силен, валят и в синем, то есть и в синем кафтане, и богача». Так что синий цвет – и символ зажиточности. Синий цвет – это еще и цвет веры и религии, традиции, лояльности, честности и высшей гармонии. По наблюдению Василия Кандинского, «в музыкальном изображении светло­синее подобно звуку флейты, темно­синие – виолончели. Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку голубого органа».      Соединением синего и красного цветов получается цвет  фиолетовый, который соединяет в себе значения этих цветов, являясь одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе   с   тем   вызывающим   тоску   и   грусть.   У   многих   народов   фиолетовый   избран   исключительно траурным. Поль Гоген: «Фиолетовый цвет дает пугающий фон».  Лазурный цвет – светло­синий или темно­голубой, цвет ясного неба, означал (по В.Далю) красоту, величие, мягкость. Зеленый    Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и  недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой»).       В   мусульманских   верованиях   Магомету,   согласно   поверьям,   сопутствовали   в   самых   серьезных моментах жизни «ангелы в зеленых тюрбанах», зеленое знамя становится знаменем пророка.         Однако   возможно   и   противоположное   чтение   этого   цвета   –   безнадежность   и   отчаяние.   В сценических представлениях Греции темно­зеленый (морской) цвет имел зловещее значение. Шведский теософ Сведенборг описывает глаза безумцев, томящихся в аду, зелеными. (Зеленый – в значении морального падения и безумия). Черты смерти и увядания также ассоциативно отмечено в зеленом цвете: плесень, тина,  отсвет лица покойника.     А вот для Шекспира зеленый – один из любимых оттенков. Этот цвет для него являлся символом жизни, цветения, радости, счастья.    В.И.Даль: «Зеленый ­ незрело, безрассудно. Зелено – в ласковом или укорном значении». Свои наблюдения над  этим цветом проводил и И.Гете, по чьему мнению в зеленом заключена доброта, умиротворение, способность успокаивать глаза и душу. Бирюзовый цвет  – (от названия драгоценного непрозрачного камня бледно­зеленого или голубого цвета). Бирюза восходит к персидскому «фирузи» – «победа», к «пируз», «фируз» – «победоносный», «счастливый».         Говоря   о   цветовой   символике,   нельзя   не   отметить,   что   в   искусстве   решают   не   абсолютные соответствия,   а   произвольно   образные,   которые   диктуются   образной   системой   того   или   иного произведения.   Невозможно   дать   непреложный   каталог   цветосимволов,   поскольку   именно эмоциональная   осмысленность   и   действенность   цвета   будет   возникать   в   порядке   становления цветообразной   стороны   произведения,   в   самом   процессе   формирования   этого   образа,   в   живом произведении в целом. И, прежде всего, сам читатель предписывает цветам и звукам служить тем назначениям и эмоциям, которым он находит нужным.

Символика цвета

Символика цвета

Символика цвета

Символика цвета

Символика цвета

Символика цвета

Символика цвета

Символика цвета

Символика цвета

Символика цвета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017