Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)
Оценка 4.7

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—11 кл
16.04.2017
Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)
Представленный урок является вторым по разделу «Древнерусская литература». В ходе урока шестиклассники совершенствуют матапредметные умения: воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Урок Горскиной.docx
Обобщающий урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" Разработала: Горскина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Лянторская СОШ № 3» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Поэзия серебряного века”. Образовательные задачи урока: 1) провести итоговый контроль знаний, умений и навыков по теме; 2) продолжить работу по отработке навыков составления кластеров; 3) развивать регулятивные компетенции  через составление  речи публицистического стиля. Развивающие задачи урока: 1) создавать условия для развития умений и навыков анализировать информацию, обобщать изученное,  делать выводы; 2) поддерживать интерес учащихся к литературе; 3) способствовать развитию образного мышления и творческих способностей. Воспитательные задачи урока: 1) воспитывать патриотизм; 2) создавать условия для воспитания чувства коммуникабельности, доброжелательности и умения слушать друг друга. Приобретаемые учащимися навыки:  сравнивать,  анализировать,  обобщать и  делать  выводы, объяснять исторические факты, видеть влияние истории и культуры на литературу, развивать устную речь. Метапредметные задачи: ­ способствовать развитию наглядно­образного мышления; ­ формировать умения позиционировать себя и свои достижения;  ­ развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности учащихся; Личностные задачи: ­ показать практическое применение знаний и умений; ­ уметь составлять речь публицистического стиля. Предметные результаты: На уровне запоминания:  ­ знание разновидностей литературных течений в поэзии серебряного века На уровне понимания: ­ обоснование различий литературных течений в поэзии серебряного века На уровне применения в типичных ситуациях: ­ умение составлять кластер по теме, защищать проделанную работу. ­ На уровне применения в нестандартных ситуациях: ­ умение систематизировать знания, определять своё отношение к описываемому, защищать свою позицию. Метапредметные результаты:  ­ овладение навыками самостоятельного применения знаний; ­   формирование   умений   воспринимать,   перерабатывать   и   предъявлять   информацию   в словесной,   образной,   символической   формах,   анализировать   и   перерабатывать   полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты:  ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ­ самостоятельность в применении знаний на практике. Метапредмет: «Знание» Метапредметная категория: «Знание и информация» («Теория и практика») Фундаментальный образовательный объект: слово Тип урока: урок обобщения знаний Технология: кейс­метод Формы работы: групповая, индивидуальная Необходимое оборудование:  интерактивная доска, проектор, презентация «Серебряный век в русской   литературе»,  эпиграф,   раздаточный   материал,   ученические   столы   распределены   на четыре группы: «Символисты», «Акмеисты», «Футуристы», «Молодые поэты». Образовательные   ресурсы: school.edu  ­   "Российский   общеобразовательный   портал";  school­ collection.edu.ru    Единая   коллекция   Цифровых   Образовательных   Ресурсов; www.alleng.ru/edu/educ.htm ­  Образовательные порталы и сайты. ­   В ком сердце есть, тот должен слышать время О. Мандельштам План урока   активному   и   сознательному   усвоению   нового   материала 1. Организационный момент (1 минута) 2. Постановка вопроса (1 минута) 3. Подготовка   учащихся   (вступительное слово учителя) (3 минуты) 4. Создание проблемной ситуации (1 минута) 5. Формулировка задания группам (1 минута) 6. Работа в группах (8 минут) 7. Защита кластеров (20 минут) 8. Итоговое слово учителя (2 минуты) 9. Рефлексия  (1 минута) 10. Оценки (1 минута) 11. Домашнее задание (1 минута) Ход урока: На перемене звучит  фрагмент из композиции Скрябина Организационный момент ­ определение отсутствующих; ­ организация внимания; ­ взаимное приветствие. Постановка вопроса У: В каком году вы родились? (1996­1997) А  живёте?  Можно сказать, что вы живёте на рубеже   веков?   Рубеж   веков   –   это   всегда   сложное,   противоречивое   время,   время   ощущения приближения   катастрофы,   время   отказа   от   старого,   исканий   новых   путей   существования.   И какими будут эти пути, зависит от нашего уровня сознания, наших притязаний и наших духовных ценностей.  Обратите внимание на эпиграф нашего урока – слова О. Мандельштама  «В ком сердце есть, тот должен слышать время». Как можно понять слова поэта?        Возможные варианты ответов учащихся: Любая смена столетий – это кризис духа, морали, жизни.  У:Совсем недавно на ежегодном дискуссионном клубе в Валдае Президент Было ли в истории России что­то похожее?   Российской   Федерации   В.В.Путин   затронул   в   своей   речи   проблему   утраты  христианских ценностей,   отрицания   национальных   нравственных   начал.   По   его   словам,   это   актуальнейшая проблема на сегодняшний день. Возможные варианты ответов учащихся: Такое   происходило   и   сто   лет   назад   на   рубеже   ХIX    и   ХХ   веков,   особенное   отражение общественных и нравственных проблем можно проследить в поэзии рубежа веков , т.е. в поэзии серебряного века. У:  Сегодня   мы   обобщаем   знания     поэзии   серебряного   века,   наша   цель   ­   обобщить   и систематизировать   знания   по   теме   “Поэзия   серебряного   века”.   Задачи   –   «услышать»   и прочувствовать время  рубежа ХIX   и ХХ веков, применить свои знания в необычной ситуации, проявить себя как творческую личность. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Цель: формирование учебно­познавательной, коммуникативной, информационной компетенций У:  Рубеж   XIX­XX   веков   ­   эпоха   сложных   противоречий,   напряженных   духовных   исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”­ этот блоковский вопрос­ответ подталкивает к размышлениям о противоречиях того времени.   Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. “Бог   умер!”   ­   утверждал   западный   философ   Ницше,   а   в   России   рождается   религиозная философия. Русский философ Франк предупреждает об опасности отторжения человека от Бога, он утверждает, что человек является частью бытия. В.Соловьёв считает, что как только человек удовлетворит свои естественные потребности, ему станет нечем жить. Единственное спасение из этой   трагической   ситуации   ­   вера   в   то,   что   в   мире   есть   высшее   духовное   начало,   которое заключает в себе смысл. Это Бог. Цель исторического процесса ­ одухотворение человечества, единение   Бога   и   человека.   По   мнению   Н.Бердяева,   высшая   ценность   бытия   ­   уникальная человеческая личность. Но если человек остался без Бога, он перестаёт быть человеком. Высшее предназначение человека ­ это творчество, которое становится сотворчеством человека с Богом. Русские философы не допускают, что истина может быть открыта другим путём, они обращаются за   поддержкой   к   религии   и   искусству.   Происходит   обновление   мироощущения.   Уже   нет уверенности,   что   человека   можно   объяснить   влиянием   на   него   среды,   как   учили   реалисты. “Солнце   наивного   реализма   закатилось”,   ­   вынес   свой   приговор   А.Блок.   Это   грозное катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается модернизм ­ искусство, которое порывает с традициями реализма. Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления ­ символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее. Создание проблемной ситуации: Представьте, что вы живёте в начале ХХ века и вы ­  поэт. Сейчас вы объединены по взглядам на жизнь   и   на   предназначение   искусства.   Одни   –   символисты,   другие   –   акмеисты,   третьи   – футуристы, а четвёртые – начинающие поэты, ещё не прибившиеся ни к одному лагерю. Формулировка задания группам: Группы «Символисты», «Акмеисты», «Футуристы», ваша задача – используя накопленные знания, материалы на ваших столах, составить кластер и защитную речь к нему, которая стала бы своего рода рекламой вашему литературному течению. Цель этой защитной речи – привлечь в свои ряды молодых поэтов, увлечь их своим видением мира.  Задание   группе    «Молодые   поэты»   ­   изучить   историю   вопроса,   выслушать   все   рекламы литературных   течений,   определиться,   какое   из   них   ближе   вам   и   почему,   выступить   с обоснованным и аргументированным ответом на предложения влиться в ряды модернистов. Работа в группах:   Обучающиеся   составляют   кластеры,   определяют   двоих   выступающих,   (1   –   рекламирует   своё течение, 2 – читает наизусть самое характерное для этого течения стихотворение) Защита кластеров: Каждая   группа   представляет   свою   рекламу,   группа   «Молодые   поэты»   выступают   со   своими выводами.                         Возможный вариант кластера Итоговое слово учителя  Сегодня мы вот так образно и зримо представили многоголосую обстановку начала ХХ века: обилие образованных, знающих литературу и искусство людей. Однако путь их был трагичен. В голодном Петербурге   умирает Блок, Маяковский,   Есенин и Цветаева свели счёты с жизнью. Ахматова   прошла   тяжелые   испытания,   перенесла   четыре   инфаркта,   но   сохранила   в   самые страшные   годы   честность,   бескомпромиссность,   преданность   поэтическому   слову.   Ее   муж Николай   Гумилев   был   расстрелян,   Пастернак   испытал   на   себе   гонения   и   запреты,   Осип Мандельштам сгинул в водовороте сталинских репрессий. А сколько было поэтов­эмигрантов, оставивших Россию. Вячеслав Иванов эмигрировал и стал священником. Гиппиус уехала в Париж, потому что Октябрьскую революцию она воспринимала, как надругательство над ее мечтой о свободной   России. Общее   число   русских,   покидающих   родину,   в   20­х   годах   доходило   до   2 миллионов  человек.  Страна  лишилась   поэтов,  писателей,  деятелей   искусства,  науки  и   просто рядовых граждан. Те же, кто не смог или не захотел уехать, надолго замолчали: их не печатали, их травили, объявляли врагами народа. Мы   хотели,   чтобы   удивительный   пласт   поэзии   серебряного   века,   пусть   и   отодвинутый временем, дошел сегодня и до ваших сердец. Эпоха создает обстоятельства, но как поступить – это   выбор   самого   человека.   И   пусть   голоса   тех   поэтов   окажутся   пророческими: Россия не погибнет! Рефлексия: У: ­ Как этот урок помог вам «услышать время» рубежа XIX – XX веков?  ­ Стало ли то время для вас более понятным? ­   Что   бы   вы   сказали     В.В.Путину   о   сегодняшних   актуальных   проблемах,   если   бы   были   на валдайской встрече?  Возможный  вариант  ответов учащихся Каждое поколение имеет свое время, и мы выбираем свой путь, и в этом нам могут помочь сердца,  разум  и судьбы  поэтов серебряного века. Пусть наша память и наша совесть помогут нам осознать, что  историю  России истолковывать однозначно нельзя. Сейчас наша страна   переживает   трудное   время,   но   несмотря   ни   на   что   Россия   остаётся   верующей, милосердной и благородной. Заполнение листа самооценки и критерии оценки Домашнее задание: сочинение «Влияние времени на творчество поэтов серебряного века (на  примере одного поэта)».

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017