Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)
Оценка 4.7

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—11 кл
16.04.2017
Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)
Сказание о белгородском киселе.docx
«Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».  Поучительный характер древнерусской литературы» Составила Горскина А.А., учитель русского языка и литературы  МБОУ «Лянторская СОШ № 3» Технологическая карта урока Предмет Класс Базовый учебник Тема урока Тип урока Цель урока Задачи урока Планируемые результаты Литература 6 Литература.   6   класс.   Учебник   для   общеобразовательных   учреждений;   под   редакцией В.Я.Коровиной «Древнерусская   литература.  «Сказание   о   белгородском   киселе».   Поучительный   характер древнерусской литературы Изучение нового материала Углубление знаний о произведениях древнерусской литературы, их поучительном характере. Образовательные задачи урока: сформировать   представление   о   «Сказании   о   белгородском   киселе»   как   части   летописи «Повесть   временных   лет»;   выявить   художественную   идею   сказания,   проявившуюся   в стремлении белгородцев освободить русскую землю от нашествия; Развивающие задачи урока: формировать   умение   выделять   главное   в   сообщении   учителя   и   учащихся,   навыка выразительного чтения, составления плана статьи учебника, работы с иллюстрациями, создания алгоритма на основе знаний теории литературы или анализа действий героев сказания; Воспитательные задачи урока: воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси,  патриотизм; создавать условия для воспитания чувства коммуникабельности, доброжелательности и умения слушать друг друга Предметные результаты: На уровне запоминания:  ­ знание различий между жанрами УНТ и древнерусской литературы (сказка и сказание) На уровне понимания: ­ представление о том, что «Сказание о белгородском киселе» ­ это часть летописи «Повесть  временных лет»; На уровне применения в типичных ситуациях: ­ умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, составлять план статьи учебника,  создавать алгоритм, защищать проделанную работу,  составлять предложения по заданному  началу; ­ На уровне применения в нестандартных ситуациях: ­ умение систематизировать знания, определять своё отношение к описываемому, защищать  свою позицию; Метапредметные результаты:  ­ овладение навыками самостоятельного применения знаний; ­формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в  словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты:  ­развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ­ самостоятельность в применении знаний на практике. Личностно   ориентированная,   информационно­коммуникативная,   системно­деятельностная, дифференцированного обучения «Знание»  «Знание и информация» («Теория и практика»)  Слово, знак Коллективная, групповая,  творческая Лексикология, информатика Технологии Метапредмет:  Метапредметная категория:  Фундаментальный образовательный объект:  Формы работы Межпредметные связи Внутрипредметные связи Виды деятельности учителя Виды деятельности учащихся Виды используемых ИКТ Интернет­ресурсы Материалы оборудование Подготовительный этап к уроку и   Жанры УНТ и древнерусской литературы Организует, направляет, контролирует, диагностирует Работают с текстом, выступают публично, заполняют кластер ио ходу сообщений, составляют алгоритм, ведут записи в тетрадях Компьютер, мультимедийная установка, фонохрестоматия к учебнику, презентация www.gramota.ru Музыкальная запись, учебник, электронное приложение к учебнику, презентация Пространство кабинета оптимально организовано для  работы, на доске записывается вариант плана статьи учебника (домашнее задание) Словарная работа Вера, мужество,    выносливость,  мудрость,  смекалка, слава,   любовь  к родине,  уважение  к старшим ХОД УРОКА. І. Организационный момент II. Проверка  индивидуального домашнего задания Составление алгоритма  «Как определить, что текст ­ это сказка»  Возможный вариант:  Достоверные  события? Да  Нет Не сказка              Реальное место действия? Да  Нет   Не сказка                    Реальные герои?                                              Да  Нет                                                     Не сказка                                                                Есть волшебство, волшебные предметы,  говорящие животные?  Да  Это сказка Сделайте вывод о сказке как жанре УНТ. ­  Сказка ­ один из основных жанров устного народного творчества.  Преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом  и ярко выраженной воспитательной функцией. События, герой и место действия сказки вымышленные. Мотивация Воспитательная   роль   сказки   очевидна,   в   ней   всегда   побеждает   добро   и   правда,   а   герой   вынужден   пройти различные   испытания   и   сразиться   с   противниками.   Герою   помогают   не   только   волшебные   предметы   или существа, но и сила духа, выносливость, хитрость и мудрость, большая любовь к родным, друзьям и Родине.  Время не стоит на месте, и на смену УНТ пришла древнерусская литература. Что мы уже знаем о древнерусской литературе? III. Изучение нового материала. 1.Сообщение темы, цели урока. 2.Беседа. Древнерусский летописец сравнил книги с реками: «Себо суть реки, напаяще вселеную» («Повесть временных лет»).  Каков смысл сравнения? ­ Как реки орошают землю, делают её плодородной, так и книги питают душу человека, наполняют смыслом её существование. Что  является   для   современного   человека   неиссякаемым   источником   знаний   по   истории   и   культуре   нашей Родины? ­ Древние книги, летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести. 3.  Обращение к домашнему заданию. Проверка плана статьи учебника. (План одного из учеников записан на доске) Как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва? Из каких источников мы узнаём о том, как складывалась жизнь наших далёких предков? (Запись в словарь) ­ Сказание – фольклорное произведение исторического или легендарного характера, обращённое в прошлое. ­Летопись   – жанр   древнерусской   литературы,   историческое   повествование   о   событиях   в   хронологической последовательности. Описание событий по годам. 4.  Сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет». (По ходу сообщения на слайде вырисовывается кластер) Свод «Повесть временных лет» назван так литературоведами по первым строкам произведения: «Се Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжити, и откуда Русская земля стала есть…». Это труд многих людей, о его создании существует гипотеза Шахматова. По гипотезе Шахматова первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основанной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 г. игуменом Киево­Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии.   Он   дополнил   летопись   текстами   договоров   Руси   с   Византией   и   ввёл   дополнительные   исторические предания, сохранённые в устной традиции. По версии Шахматова первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево­Печерском монастыре в 1110 —1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция «Повести…» по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича. 5. Слово учителя. (По ходу сообщения на слайде вырисовывается кластер) «Повесть…» разностильна. В ней можно выделить две части. Историко­этнографическая, связанная с христианской мифологией (о разделении всех земель между сыновьями Ноя, сыновей   три   –   Сим,   Хам,   Иафет.   Славянские   племена   достались   Иафету.   Мы   Иафетово   племя).   В   «Повести…» предпринята попытка показать место Руси в историческом мировом процессе. В легенде о посещении славянских земель апостолом Андреем говорится о том, что он побывал на территории Киева, благословил эти земли и сказал, что здесь будет город и много церквей. О Новгороде ничего доброго сказать не мог, так как люди, парясь в бане, били себя прутьями. Киев и Новгород – города­соперники. О том, как был основан Киев тоже рассказано в «Повести…», но об этом мы подробно говорили в пятом классе. Датированная часть о киевских князьях. Рюрик – Олег  – Игорь, сын Рюрика – Ольга, жена Игоря – Святослав  – Владимир – Ярослав – Изяслав – Владимир Мономах, внук Ярослава. Датированная часть содержит две некняжеские легенды: о белгородском киселе и Никите Кожемяке. На основании народных преданий Нестор включил в «Повесть временных лет» рассказ о белгородском киселе, который белгородцы, по совету одного старца, налили в колодец и тем убедили осаждавших их печенегов, что их кормит сама земля. 6. Прослушивание текста «Сказания о белгородском киселе»  (Фонохрестоматия). Комментарий трудных слов: болтушка, вече, старейшина, кадь, княжеская медуша, корчага, латка, лукошко, осада, отруби, печенеги. Медуша ­ погреб для хранения вареного меда и других алкогольных напитков. Корчага, сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространённый в Киевской Руси в 10—12 вв. С 13 в. на Руси К. называли глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом. Латка ­ гончарное изделие в виде продолговатой миски, употребляемое для жарения. аа Лукошко (от лук, лук  — "изгиб, дуга") — гнутый короб, кузовок, обычно из бересты или луба. Отруби   ­ побочный  продукт  мукомольного  производства. Состоит  из  оболочек зерна  и  остатков  неотсортированной муки. В зависимости от вида перерабатываемого зерна О. бывают: пшеничные, ржаные, ячменные, рисовые, гречишные и др. Печенеги, русское название народа тюркского происхождения, к нач. X в. занявшего степи между Доном и Дунаем. Они имели князей и народные собрания; занимались торговлей. С 968 беспрестанно нападали на русск. земли. 7. Беседа по прослушанному тексту Почему белгородцы послушали старца? ­  Все   серьёзные   вопросы   в   Древней   Руси   решались   на   вече,   где   каждый   имел   право   голоса,   и   к   каждому прислушивались. Старик много жил,  и мудрость его и знание психологии людей в такой трудный момент стали важными. Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду. ­ Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа. Как можно оценить поступок белгородцев? ­ Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю. Какие качества жителей Белгорода прославляет сказитель и затем летописец? ­ Вера, мужество, хитрость и мудрость, уважение к старейшинам, любовь к Родине, выносливость, сплочённость ради общего дела. Чему учит нас это сказание? ­ Понятия вера, Родина, предки, старейшина, выносливость, мудрость – это понятия, которые в жизни каждого человека должны играть особую роль. Если жить по этим общечеловеческим законам и правилам, можно одолеть любого врага. Что вы можете сказать о летописце, рассказавшем эту историю? ­ Это человек благородный, глубоко уважающий и любящий свой народ, он и  сам обладает всеми самыми высокими качествами характера. 8. Сообщение «литературоведа» о Несторе. Преподобный Нестор Летописец родился в 50­х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,­ говорил он. ­ Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112­1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" ­ так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам­летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен   Моисей   Выдубицкий,   продливший   ее   до   1200   года,   наконец,   игумен   Лаврентий,   написавший   в   1377   году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). IV. Подведение итогов урока. Чем отличается сказание от сказки? ­ Сказание – это фольклорное произведение исторического или легендарного характера, обращённое в прошлое в нём рассказывается о реальных событиях; действующие герои сказаний – реальные исторические личности, совершившие ратные подвиги во имя Родины  и заслужившие славу. Например, «Сказания о белгородском киселе»   Продолжите предложение Сегодня на уроке я поняла, что… V. Домашнее задание. 1.  Составить алгоритм по одной из тем: 1). «Как отличить сказание от  сказки» 2). «Для того, чтобы выжить» (По сказанию) 2.  Составить синквейн о древнерусской литературе.

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)

Урок литературы "Обобщающий урок по поэзии серебряного века" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017