Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.
И. Левитан. Владимирка
Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в картине И. Левитана «Владимирка».
Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые
тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.
И. Левитан. Владимирка
Васильев Федор Александрович. 1850-1873
Лирический пейзаж с изображением сельской дороги со стоящим неподалеку крестьянским домом. Деревья с пышными кронами, растущими на берегу небольшой речки. Крестьяне, занимающиеся обыденными делами, мирно пасущееся в тени деревьев стадо.
Образ дороги получил широкое
распространение в искусстве, и пре-
жде всего в фольклоре. Многие сюже-
ты народных сказок связаны с про-
хождением пути-дороги в прямом и
переносном смысле. Отечественное
искусство знает немало музыкальных,
живописных, графических произведе-
ний, которые посвящены образу до-
роги.
М. Глинка, Н. Кукольник Попутная песня
Образ дороги воплощен в творчестве композиторов: М. Глинки, П. Чайковского,
С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха;
поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова,
Н. Гоголя и многих, многих других.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
А.Пушкин
Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие,
бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и
ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободной, волей. Примером могут служить песни «Ах ты, степь широкая», «Степь да степь кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.
«Степь да степь кругом» исполняет Ж. Бичевская
Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления
стала написанная уже после Великой Отечественной войны
(1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, дороги».
Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека — от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.
Прянишников И. Порожняки
Васильев Ф. После дождя. Проселок
Дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку.
Часто образ дороги ассоциируется с гражданскими, протестными мотивами, со свободой, волей, выбором.
Исконная русская тема – тема бесконечной и безрадостной дороги: не просто разбитой и неустроенной, а символа страдания и слез.
В послереволюционном русском искусстве 20 века начинает настойчиво звучать наступательный пафос
Булатов Э. Горизонт
Гончарова Н. Велосипедист
Во второй половине XX в. образ дороги ассоциировался с
романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.