И. Левитан. Владимирка
Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в картине И. Левитана «Владимирка».
Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые
тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.
И. Левитан. Владимирка
Васильев Федор Александрович. 1850-1873
Лирический пейзаж с изображением сельской дороги со стоящим неподалеку крестьянским домом. Деревья с пышными кронами, растущими на берегу небольшой речки. Крестьяне, занимающиеся обыденными делами, мирно пасущееся в тени деревьев стадо.
Образ дороги получил широкое
распространение в искусстве, и пре-
жде всего в фольклоре. Многие сюже-
ты народных сказок связаны с про-
хождением пути-дороги в прямом и
переносном смысле. Отечественное
искусство знает немало музыкальных,
живописных, графических произведе-
ний, которые посвящены образу до-
роги.
М. Глинка, Н. Кукольник Попутная песня
Образ дороги воплощен в творчестве композиторов: М. Глинки, П. Чайковского,
С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха;
поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова,
Н. Гоголя и многих, многих других.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
А.Пушкин
Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие,
бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и
ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободной, волей. Примером могут служить песни «Ах ты, степь широкая», «Степь да степь кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.
«Степь да степь кругом» исполняет Ж. Бичевская
Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека — от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.
Прянишников И. Порожняки
Васильев Ф. После дождя. Проселок
Дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку.
Часто образ дороги ассоциируется с гражданскими, протестными мотивами, со свободой, волей, выбором.
Исконная русская тема – тема бесконечной и безрадостной дороги: не просто разбитой и неустроенной, а символа страдания и слез.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.