Символы в искусстве: Рука и перчатка

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 23.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация создана к уроку «Символы в жизни и искусстве» раздела «Искусство как универсальный способ общения» учебника Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8 класс» для углубления понимания учащимися символичности в искусстве. Образовательно-развивающие цели: • Расширение новых понятий: знак, символ, символ-образ. • Применение учащимися опорных понятий: музей, портрет. • Овладение уч-ся УУД: • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие, выбор оснований и критериев для сравнения, структурирование знаний, определение основной и второстепенной информации; • Регулятивные: определение познавательной цели, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качеств уровня усвоения, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • Коммуникативные: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 4) Овладение уч-ся специальными (предметными) умениями: • распознавание и характеристика символики в живописи; • раскрытие своего понимания художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов; • рассуждение о значении искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии. Воспитательные цели: 1) Формирование у учащихся мировоззрения на основе философских категорий: содержание – форма, сущность – явление, причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное. 2) Развитие личностных УУД: • личное, жизненное и профессиональное самоопределение; • смыслообразование и нравственно-этическое оценивание; • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; • культура восприятия произведений изобразительного искусства; • освоение образного языка на основе творческого опыта школьников.
Иконка файла материала рука и перчатка.pptx
НЕРАЗЛУЧНЫ, КАК РУКА И …ПЕРЧАТКА Символы в искусстве
Как элемент одежды перчатка появилась в незапамятные времена и прошла свой бурный путь развития: от утилитарного предмета к изысканному аксессуару, дозволенн ому только знати и, наконец, до средств а коммуникации и фетиша.
Филиппо Беллини. Портрет Папы Сикста V. XVI век Издавна жест и его облачение позволяли общаться без слов и представляли собой внешний и видимый знак превосходства и чести, преданности и доверия, любви.
позируют с распаренными перчатками. Всё дело - в путанице с правилами этикета. Запреты и сложные правила относительно поведения и дресс-кода держали королевские дворы в напряжении. Осуждался тот, кто подавал для рукопожатия или пытался что-то взять рукой в перчатке. В присутствии короля — печатки снимать, но в опочивальню королевы входить с «неодетыми» руками нельзя категорически. Огромное количество запретов вынудило мужчин и вовсе не надевать перчатки, а носить их за поясом или держать в руках. Раструбы перчаток делали пошире — для «маневренности». «ЕСТЬ У КАЖДОГО ЗАГАДКА, УВОДЯЩАЯ ВО ТЬМУ, У МЕНЯ - МОЯ ПЕРЧАТКА…»
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII Антонис ван Дасхорст Мор. Королева Англии Мария Тюдор, вторая жена Филиппа II. 1554
Лукас Кранах Младший. Портрет курфюрста Иоахима Бранденбургского. 1555 Лоренцо Лотто. Портрет знатного дворянина. 1543
Паоло Веронезе. Портрет мужчины Каждая рука имеет свое значение. Правую руку протягивали для рукопожатия и перчатку нужно было снимать. Снятая правая перчатка указывает на расположеннос ть портретируемого к окружающим. Снятая левая — на нежелание идти на контакт с внешним миром.
Джон де Критс. Портрет Генри Ризли, графа Саутгемптона. The Earl of Southampton. 1603 Венето Бартоломео. Лодовико Мартиненго
Альтобелло Мелоне. Портрет Чезаре Борджиа. 1513 Культ перчаток возник в позднем Средневековье. Перчатки свидетельствова ли о положении в обществе,  дарованных привилегиях, а т акже о характере персонажа.
В XVІ веке провозглашает ся формирование образа «нового человека» — независимого, целеустремленно го, уверенного в себе. Но перчатки по-прежнему указывают на высокое общественное положение владельца. На миниатюре Николаса Хиллиарда изображен аристократ Генри Перси, отдыхающий на траве с книгой. Перчатки нарочито отброшены в сторону: человеку «нового типа» никто не может навязать нормы поведения.
Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедо При итальянских дворах стремление к роскоши достигло такого размаха, что, флоренти йский герцог Козимо I вынужден был издать специальный указ, согласно которому дамам предписывалось иметь лишь одну пару перчаток, причем их стоимость не должна была превышать определенной суммы.
Аньоло Бронзино. Портрет молодой женщины с сыном. 1540 Франческо Пармиджанино. Портрет молодой дамы, именуемый «Антея». 1530-е
Альтобелло Мелоне. Любовники. 1518 Модный аксессуар свидетельствовал и о жизненном кредо его владельца: на главном персонаже картины Альтобелло Мелоне «Любовники» - порванные белые перчатки, которые ландскнехт демонстрирует, не теряя собственного достоинства, говорят о переменчивости фортуны неунывающего вояки.
Свободолюбивые ландскнехты из Италии в Германию привезли новое модное веяние — расширение одежды при помощи разрезов. Перчатки начали изготавливать с разрезами: не только удобно, но и дает возможность показать побольше колец, как это позволяют себе героини полотен Лукаса Кранаха. Особого внимания заслуживают одетые в модные перчатки руки модели в образе библейской Юдифи Лукаса Кранаха. Сжимающие жуткую отрубленную голову, пальцы красавицы больше похожие на когти хищной птицы. Роскошь костюма, загадочная красота модели и насилие… Неудивительно, что Мартин Лютер сравнивал модную женщину своего времени с «бешеным животным, которое не могут насытить никакие убранства».
Лукас Кранах Старший. Юдифь с головой Олоферна. 1530
Рембрандт Харменс ван Рейн. Андрис де Графф. 1639 В XVII веке в языке перчаток появляется подтекст. Небрежное обращение — прозрачный намек. Король невнимателен к деталям туалета? - Такой не слишком-то радеет о благе поданных! В буржуазной Голландии перчатки «взяли на вооружение» не только представители аристократии, но и бюргеры. Отношение к отказавшемуся платить заказчику Рембрандт ван Рейн выразил на Портрете Андриса де Граффа: он «бросил перчатку» под ноги герою картины.
К XVIII века эту деталь гардероба «понизили» в звании — за перчатками закрепилась роль уличного аксессуара. Они исчезли с портретов. Они теперь — всего лишь посредники для отражения эмоций и внутренних переживаний, взаимоотношений героев. Уильям Холман Хант «Пробудившаяся стыдливость». Очевидно, что занятия музыкой на самом деле — любовная игра, а перчатка — предвестница дальнейших событий: видимо, кавалер бросит девушку также, как он бросил перчатку.
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадемуазель Каролин Ривьер. 1805 Следующая волна вновь возносит перчатки: перчаточный светский этикет стремительно укрепляет позиции. Перчатки превратились в коммуникатор, благ одаря которому кавалеры с дамами могли без слов изъясняться языком флирта. Ставший культовым атрибут носят все, - появляться на публике с обнажёнными
Цвет и длина были четко расписаны: куда, к кому и зачем. В оперу полагалось надевать исключительно белые перчатки. Их владелец показывал окружающим, что ему чужд тяжелый труд. Черные надевали только на похороны, желтые — на охоту. Тёмно-жёлтый цвет или цвет загара остаётся для загородного костюма, а в течение дня можно носить цветные перчатки. Тёмные перчатки — свидетельство «мужественности», а светлые отсылают к традиционным женскими добродетелям — чистоте, утонченности. Пьер Огюст Ренуар. Ложа. 1874
Бурное развитие промышленности, первая мировая война радикальным образом изменили моду и отношение людей ко многим вещам. В 1920-х г.г. перчатки почти полностью вышли из моды. Но, например, Коко Шанель практически не расставалась с перчатками. Особенно полюбила этот предмет гардероба дива «арт-деко» — Тамара Лемпицка. Как богини — красивые, сильные, независимые, — ее героини въезжают на свой Олимп на зеленом Bugatti. Их монументальность нуждалась в своеобразном рыцарском облачении, и перчатки героинь, больше похожие на стальные доспехи, — символ воинственного гламура.
Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Бугатти. 1929
Тамара Лемпицка. Леди в зеленых перчатках. 1928 Тамара Лемпицка. Девушка в перчатках. 1930
А вот на левую руку мужа Тадеуша Тамара надела перчатку неспроста. Портрет создавался, когда их брак трещал по швам. Узнав об очередном романе супруги, Тадеуш потребовал развода, и Тамара просто зарисовала обручальное кольцо.
Однако глубже всех «копнула» мастерица сontemporary art Rebecca Horn, которая представила оригинальную идею прикосновения и сенсорного познания в своей работе Finger Gloves (1972). Благодаря таким перчаткам художница подчиняет себе окружающее пространство. И, конечно же, это снова вызов: перчатки не теряют одну из своих излюбленных ролей.