Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее яркие внешние проявлениями синдрома:
– аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;
Синдром раннего детского аутизма
Введение в проблему
развитие
внешние
со
нарушает
отношений
проявлениями
Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка.
Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000
детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее
яркие
синдрома:
– аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка,
снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации
и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного
контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны
сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им
состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных
связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере
аутизм
сверстниками;
– стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением
сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим
изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность
однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание,
потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков,
слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же
манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению;
захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в
рисовании,
разговоре;
– особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего –
ее коммуникативной функции. одной трети, а по некоторым данным, даже в
половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного
использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность
случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Когда же устойчивые
речевые формы развиваются, они все равно не используются для коммуникации:
так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не
обращаться за помощью к родителям, даже когда она необходима. Характерны
эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или
фраз), длительное отставание в способности правильно использовать личные
местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать
свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т. д.). Даже если
такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным
запасом, развернутой «взрослой» фразой, то она штампованна, «попугайна»,
«фонографична». Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения
к нему, т. е. избегает речевого взаимодействия как такового. Характерно, что
речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений
коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме
того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонация
речи;
– раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года),
что подчеркивал уже доктор Каннер. При этом, по мнению специалистов, речь
идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развитияребенка.
Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.Каннером в 1943 г.
Изучением его, поиском путей гармонизации развития аутичного ребенка
занимались многие специалисты разного профиля. Сегодня есть разные точки
зрения на происхождение и структуру этого нарушения. Разрабатываются и
разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых
у этих детей. Активные научные поиски продолжаются.