«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
План-конспект занятия

Тема: «Сборка комбинированных электрических схем, практикум с электронным конструктором «Знаток».
Преподаватель: Сгибнева Наталья Николаевна
Группа: 25-23 , по специальности: 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Дисциплина: Физика
Время: 90
Педагогическая технология: Сингапурская методика обучения (сотрудничество, общение, критическое мышление).
Цель: Формирование устойчивого интереса к будущей профессии через практическую деятельность и развитие ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Задачи урока
Учебные:
1. Формировать интерес к выбранной специальности посредством практической деятельности.
2. Обеспечить понимание применения теоретических знаний на практике.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительный интерес к выбранной профессии.
2. Развивать аккуратность в выполнении заданий.
3. Формировать ответственность за результат коллективной работы.
4. Воспитывать умение работать в команде.
Развивающие:
1. Развивать навыки командной работы.
2. Совершенствовать коммуникативные способности.
3. Развивать критическое мышление через решение практических задач.
4. Формировать алгоритмическое мышление.
5. Развивать навыки самоконтроля и самооценки.
В результате
Знать: принципы работы основных компонентов (резистор, транзистор, сенсор, фоторезистор, геркон, динамик).
Уметь: читать элементарные электрические схемы; собирать схемы по принципиальной и монтажной схеме; проводить проверку цепи.
Применять: собрать работающее устройство «Вентилятор со звуком» с тремя типами управления (магнит, свет, прикосновение).
Формы и методы контроля (в соответствии с типом занятия):
Индивидуальный – опрос обучающихся.
Самоконтроль обучающихся – ответы на вопросы преподавателя, качество выполнения практического задания. Применение Сингапурской системы. «Броуновское движение» — как модель поиска решений и хаотичного на первый взгляд процесса сборки, который в итоге приводит к порядку и рабочей схеме.
Оборудование: Электронный конструктор «Знаток», проектор для визуализации. Распечатанные схемы, для сборки с указаниями к работе.
3. Ход урока (с применением Сингапурских структур)
Этап 1. Актуализация знаний. (10 минут)
Структура. «ТАЙМД-ПЭА-ШЭА» (Think-Pair-Share) — «Подумай-Объединись-Обсуди».
Цель вспомнить основные элементы электрической цепи.
1. ПОДУМАЙ (индивидуально, 1 мин) Преподаватель задает вопрос: «Перечислите 5-7 основных элементов, без которых не может существовать большинство электрических цепей?» Студенты индивидуально записывают ответы в тетрадь.
2. ОБЪЕДИНИСЬ (в паре, 3 мин) Студенты поворачиваются к своему соседу (партнеру по плечу/лицу) и обсуждают свои списки, составляя один общий, более полный.
3. ОБСУДИ (все вместе, 6 мин) Преподаватель случайным образом (например, с помощью кубика) выбирает 2-3 пары, которые озвучивают свои итоговые списки. Преподаватель фиксирует ключевые элементы на доске (источник тока, проводники, выключатель, резистор, лампочка/двигатель и т.д.).
Этап 2 Постановка проблемы и введение аналогии. (5 минут)
Цель: Мотивировать студентов, представить тему и нестандартную аналогию.
Преподаватель: «Сегодня мы не просто соберем схему, а создадим многофункциональное устройство — вентилятор, который будет включаться от магнита, света и прикосновения, и при этом будет подавать звуковой сигнал. Процесс поиска правильного решения и сборки может показаться хаотичным, как Броуновское движение — беспорядочное движение частиц в жидкости. Вы, как эти частицы, будете активно двигаться, сталкиваться с проблемами, но в итоге это движение приведет нас к стройной и рабочей системе — собранной схеме. Ваша задача — из хаоса эксперимента создать порядок работающего устройства».
Демонстрация готового устройства (если есть возможность) или его схемы на экране.
Этап 3 Изучение конструкции и постановка задачи. (10 минут)
Структура «ДЖОТ-ТОТС» (Jot Thoughts) (Записывайте свои мысли)
Цель: ознакомиться с компонентами и сформулировать конечную задачу.
1. Преподаватель раздает командам (по 4 или 5 человек) заготовленные схемы, нарезанные в виде пазлов.
2. Задача, за 10 минуты команда должна собрать схему.
3. После истечения времени представитель от команды рассказывает, что за схема у них получилась. Преподаватель дает краткие комментарии.
Этап 4 Практическая работа «Сборка схемы». (45 минут)
Структура Командная работа с элементами «Броуновского движения».
Цель: поэтапно собрать устройство.
Действия:
1. Инструктаж по ТБ: напомнить о правильном соединении элементов, отсутствии оголенных проводов в конструкторе.
2. Раздача карточек-заданий. Каждая команда получает 3 пронумерованные карточки:
Карточка 1собрать базовую схему «Вентилятор» (с обычным выключателем).
Карточка 2 добавить в схему элемент управления (на выбор: геркон (магнит), сенсор (прикосновение) или фоторезистор (свет)). Схема должна работать.
Карточка 3 усложнить схему, добавив звуковой элемент (динамик) и оставшиеся два типа управления. Собрать итоговую схему «Вентилятор со звуком, управляемый магнитом, светом и сенсором».
3. Процесс «Броуновского движения»
Студенты работают в команде над карточкой 1.
После успешного выполнения карточки 1, один член команды («блуждающая частица») может встать и подойти к другой команде, чтобы посмотреть на их progress, обменяться идеями или помочь. Это поощряется.
Аналогично с карточками 2 и 3. Преподаватель выступает в роли «температуры», повышающей активность «частиц» — задает наводящие вопросы, подбадривает, направляет.
4. Роль преподавателя. Наставник, консультант, фасилитатор. Не дает готовых ответов, а задает вопросы: «Проверь целостность цепи», «Правильно ли ты определил полярность?», «Посмотри на схему аналогичного элемента в руководстве».
Этап 5 Демонстрация и рефлексия. (15 минут)
Структура: «ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН» (Take Off - Touch Down) + «КУИЗ-Квиз-Трэйд» (Quiz-Quiz-Trade). Взлет – Приземление + Викторина-Тест.
Цель: презентовать результаты, закрепить материал.
1. Демонстрация (5 мин) Преподаватель называет номер команды, чье устройство должно продемонстрировать работу. Команда кратко показывает все три способа управления своим вентилятором.
2. «Куиз-Куиз-Трэйд» (10 мин)
Студенты встают («Take Off») и хаотично перемещаются по аудитории (финальное «Броуновское движение»).
По сигналу преподавателя они образуют пару с ближайшим человеком.
Задают друг другу по одному вопросу по теме урока (Например: «Для чего в схеме был нужен транзистор?», «Как фоторезистор реагирует на свет?»).
Выслушивают ответ, дают обратную связь.
Благодарят друг друга и находят нового партнера. Процесс повторяется 2-3 раза.
Этап 6 Подведение итогов и домашнее задание. (5 минут)
Цель: оценить работу, дать установку на следующее занятие.
Действия:
Краткий обзор достигнутых целей.
Благодарность командам за работу.
Домашнее задание (на выбор)
1. Нарисовать принципиальную электрическую схему собранного устройства в специализированной программе или от руки.
2. Предложить модификацию схемы (добавить еще один элемент управления, изменить звуковой сигнал, заставить вентилятор работать в реверсном режиме) и описать принцип ее реализации.
4. Критерии оценки
Работа в команде (50%) активность во всех структурах (Таймд-Пэа-Шэа, Джот-Тотс, взаимопомощь во время «Броуновского движения»).
Практический результат (50%) корректность и скорость сборки схем по карточкам, чистота монтажа, успешная демонстрация финального устройства.
Приложения:
Карточки-задания для практической работы (схемы можно взять из руководства к конструктору «Знаток», найдя аналоги или скомбинировав их).
Презентация с изображениями компонентов и итоговой схемы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.