Синквейн можно использовать в качестве логико-смысловой модели для характеристики литературного героя, а также для запоминания и анализа произведения в целом. Начать можно с "пятистиший". Затем постепенно усложнять содержание модели и довести её информативность до "пятиглавий". Неизменным остаётся только принцип синквейна: тема - 2 определения - 3 действия - обобщение - вывод.
СИНКВЕЙН-рецензия на рассказ «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»
(1973)
Рассказ «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»
(1973)
УЧИТЕЛЬНИЦА
Лидия Михайловна
Ужины
Посылка
Игра в
«пристенок»
Три яблока
школой.
Автор - Валентин РАСПУТИН
(1937 - 2015)
пришлось переехать
в райцентр:
«я должен УЧИТЬСЯ»
Из трёх детей в семье
я был самый старший.
Росли мы без отца.
Повествователь – мальчик 12 лет
(автобиографичекая основа)
1948 год:
«я сильно НЕДОЕДАЛ»
присылала 50 копеек
Изредка мать
на молоко...
имел привычку «пытать» провинившихся на линейке перед всей
Наш директор Василий Андреевич
В этом случае меня могли исключить и отправить домой…
Уроки ДОБРОТЫ
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз
чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было
в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
В пятый класс я пошёл в 1948
году. В нашей деревне была только
младшая школа, и, чтобы учиться дальше, мне пришлось переехать
в райцентр за 50 километров от дома. В то время мы жили очень
голодно. Из трёх детей в семье я был самый старший. Росли мы без
отца. В младшей школе я учился хорошо. В деревне меня считали
грамотеем, и все говорили маме, что я должен учиться. Мама решила,
что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня
в райцентре к своей знакомой.
Здесь я тоже учился хорошо. Исключением был французский
язык. Я легко запоминал слова и обороты речи, а вот с произношением
у меня не ладилось. «Я шпарил по-французски на манер наших
деревенских скороговорок»,
от чего морщилась молоденькая
учительница.
Лучше всего мне было в школе, среди сверстников, а вот дома
наваливалась тоска по родной деревне. Кроме того, я сильно недоедал.
Время от времени мама присылала мне хлеб и картошку, но эти
продукты очень быстро куда-то исчезали. «Кто потаскивал — тётя
Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась
с тремя ребятишками, кто-то из её старших девчонок или младший,
Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить».
В отличие от деревни, в городе нельзя было словить рыбку или
выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на
ужин мне
доставалась только кружка кипятку.
В компанию, которая играла на
«чику», меня привёл
Федька. Верховодил там Вадик — рослый семиклассник. Из моих
деньги в«суетливый,
одноклассников там появлялся только Тишкин,
с моргающими глазёнками мальчишка». Игра была нехитрая. Монеты
складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком
так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх,
становились выигрышем.
Постепенно я освоил все приёмы игры и начал выигрывать.
Изредка мать присылала мне 50 копеек на молоко — на них и играл.
Я никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить мне стало
намного легче. Однако остальной компании эта моя умеренность в игре
совсем не понравилась. Вадик начал жульничать, а когда я попытался
его уличить, меня сильно избили.
Утром мне пришлось идти в школу с разбитой физиономией.
Первым уроком шёл французский, и учительница Лидия Михайловна,
которая была нашей классной, поинтересовалась, что со мной
случилось. Я попытался соврать, но тут высунулся Тишкин и выдал
меня с потрохами. Когда Лидия Михайловна оставила меня после
уроков, я очень боялся, что она поведёт меня к директору. Наш
директор Василий Андреевич имел привычку «пытать» провинившихся
на линейке перед всей школой. В этом случае меня могли исключить
и отправить домой.
Однако к директору Лидия Михайловна меня не повела. Она стала
расспрашивать, зачем мне деньги, и очень удивилась, когда узнала, что
на них я покупаю молоко. В конце концов, я пообещал ей, что обойдусь
без игры на деньги, и соврал. В те дни мне было особенно голодно,
я снова пришёл в компанию Вадика, и вскоре снова был избит. Увидев
на моём лице свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет
заниматься со мной индивидуально, после уроков.
«Так начались для меня мучительные и неловкие дни». Вскоре
Лидия Михайловна решила, что «времени в школе у нас до второй
смены остаётся в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней
на квартиру». Для меня это было настоящей пыткой. Робкий
и стеснительный, в чистенькой квартире учительницы я совсем
терялся. «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать
пять». Она была красивой, уже успевшей побывать замужем, женщиной
с правильными чертами лица и немного косыми глазами. Скрывая этот
недостаток, она постоянно прищуривалась. Учительница много
расспрашивала меня о семье и постоянно приглашала ужинать,
но этого испытания я вынести не мог и убегал.
Однажды мне прислали странную посылку. Пришла она на адрес
школы. В деревянном ящике лежали макароны, два больших куска
сахару и несколько плиток гематогена. Я сразу понял, кто прислал мне
эту посылку — матери макаронов достать было негде. Я вернул ящик
Лидии Михайловне, и наотрез отказался взять продукты.
Уроки французского на этом не кончились. Однажды Лидия
Михайловна поразила меня новой выдумкой: она захотела играть
со мной на деньги. Лидия Михайловна научила меня игре своего
детства, «пристенку». Монеты следовало бросать о стену, а потом
пытаться достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь —выигрыш твой. С тех пор мы играли каждый вечер, стараясь спорить
шёпотом — в соседней квартире жил директор школы.
Однажды я заметил, что Лидия Михайловна пытается жульничать,
причём не в свою пользу. В пылу спора мы не заметили, как в квартиру
вошёл директор, услышавший громкие голоса. Лидия Михайловна
спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги. Через
несколько дней она уехала к себе на Кубань.
Зимой, после каникул, мне пришла ещё одна посылка, в которой
«аккуратными, плотными рядами <…> лежали трубочки макарон»,
а под ними — три красных яблока. «Раньше я видел яблоки только
на картинках, но догадался, что это они».
Пересказала Юлия Песковая. Источник: Брифли.
Фильм «Уроки французского» (1978 год).