ТЕМА УРОКА «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ» 2А класс
Цель:
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению темы: «Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.
Результаты деятельности:
Личностные результаты усвоения урока: учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?»
умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные (УУД): умение
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать
правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт,
информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять и обобщать
существенные признаки; строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной
форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к
общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем вести у вас уроки.
Сейчас урок русского языка.
II. Подготовка руки к письму.
Давайте подготовим наши ручки к письму. Повторяйте за мной.
ДВЕ СОРОКОНОЖКИ
Две сороконожки Бежали по дорожке. |
|
Бежали, бежали, Друг друга повстречали. |
|
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов.
Я зачитаю вам начало пословицы, а вы доскажите их.
Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
Горький – сладкий, один – все, мать – мачеха, мир – ссора. КАКИЕ это слова?
Противоположные или антонимы
Мать – мама, папа – отец, мир – согласие. Какие это слова?
Близкие по значению или синонимы
Назовите тему нашего урока
Тема нашего урока Синонимы и антонимы
Чему будем учиться на уроке?
Будем находить, различать синонимы и антонимы
III Путешествие на остров Синонимов.
Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, вам надо выполнить своё задание (дети работают в паре).
Задание 1. Подбери синонимы. Соедините линией
Огонь шалун чистый озорник красный конница алфавит бросать |
алый скакать азбука озорник кавалерия кидать пламя аккуратный |
Давайте подумаем, все ли слова имеют синонимы слайд 1
ЛУНА – МЕСЯЦ |
СОБАКА – ПЁС |
ДОКТОР - ВРАЧ |
ЛОШАДЬ – КОНЬ |
БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ |
Карандаш - ? , ромашка- ?
Почему не можем к ним подобрать синонимы?
- Какой можно сделать вывод?
(В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют).
Задание 2. Путешествие продолжается.
Задание: необходимо найти и раскрасить сова синонимы
Прочитай, раскрась слова СИНОНИМЫ
разными карандашами:
неразговорчивый |
Отважный |
Неудачный |
алчный |
Несложный |
чудесный |
жадный |
Молчаливый |
Смелый |
Ошибочный |
прекрасный |
Простой |
- Что такое синонимы?
Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
- Для чего синонимы нужны в речи?
Чтобы речь была красивой, интересной и тд. Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
IV Физминутка "Игра наоборот"
Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.
Вперед – назад
Вниз - вверх
Назад – вперед
Присел – подпрыгнул
Подпрыгнул – присел
V На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.
Слушайте загадки.
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Противоположные
Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
Отправляемся дальше.
В пещере Тайн
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов. Слайд 2
Худой (человек) - ________________, (толстый)
Худой (карман) - _________________, (целый)
Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
Близкий (человек) - _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) - _________________, (низкий)
Высокий (человек) - _______________. (невысокий)
- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
VI Бухта Творчества
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества.
Нам предстоит справиться еще с одним испытанием
Найди слова-АНТОНИМЫ,
соедини стрелочками:
близкий мелкий
крупный чужбина
свет разрешать
родина далёкий
вечер утро
запрещать темнота
начало конец
Путешествие по острову Антонимов заканчивается.
- Что такое антонимы?
Антонимы - это слова противоположные по смыслу.
- Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
VII Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу.
Кто хорошо работал, похлопайте себе. Кто испытывал трудности, поднимите руки. А у кого не получалось, сядьте ровно
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.