Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Практикум
Оценка 4.9

Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Практикум

Оценка 4.9
docx
15.04.2020
Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Практикум
синтаксические нормы русского языка.docx

Синтаксические нормы

В предложениях  с однородными членами встре­чаются следующие ошибки:

1)  соединение в одном ряду видовых и родовых понятий:   *В вольере содержались обезьяны и шимпанзе;

2)  соединение в одном ряду скрещивающихся по­нятий: *По улице шли солдаты, мужчины и женщины;

3) соединение в одном ряду логически несовмес­тимых понятий:  Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами;

4)  смешение компонентов двойных союзов — со­здание неправильной пары союзов: * Побывали не толь­ко в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: ...не тольков Москве, но не Санкт-Петербурге);

5)  пропуск предлога:  ^Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: ...на улицах, площадях, в скверах);

6)  нарушение согласования в падеже членов од­нородного ряда и обобщающего слова: *В форуме при­нимали участие представители различных стран: Анг­лия, Франция, Бельгия (правильно: ...Англии, Франции, Бельгии);

7)  употребление в качестве однородных компо­нентов различных синтаксических элементов пред­ложения —    в однородный ряд ошибочно объеди­няются член предложения и придаточное предло­жение: *Надо поощрять учеников, стремящихся к зна­ниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: ...учеников, стремящихся к знаниям и ак­тивно участвующих... или ...учеников, которые стре­мятся к знаниям и активно участвуют...).

Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заклю­ченные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом пи­сали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опублико­ваны газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

Предложения с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например:

* Воздух был пропитан острым запахом моря и жир­ными испарениями земли, незадолго до вечера смоченны­ми дождем (причастный оборот   ошибочно согласо­ван не с тем членом предложения; правильно: ...испа­рениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем).

* Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним (неверно выбран   падеж причастия; правиль­но: ...к друзьям, пригласившим).

Определяемое слово не должно разрывать при­частный оборот, например: * Приехавшие родствен­ники из Сибири остановились у нас. Определяемое слово должно находиться после причастного обо­рота или перед ним: Приехавшие из Сибири род­ственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас.

Употребление деепричастного оборота

При использовании деепричастного оборота сле­дует помнить, что он, как правило, обозначает до­бавочное действие подлежащего: Приехав в Моск­ву, я отправился на Красную площадь (я приехал и отправился).

Возможно употребление деепричастного оборо­та в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать геле-вую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется:

1) если действие, выраженное сказуемым, и дей­ствие, выраженное деепричастием, относятся к раз­ным лицам (предметам): *Подъезжая к городу, начал­ся сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что);

2)  если в безличном предложении нет инфини­тива:  *Приехав в Москву, ему стало грустно (пра­вильно: Когда он приехал в Москву или Приехав в Москву, он загрустил);

3)  в пассивной конструкции: *Уходя домой, обо­рудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

Форма сказуемого при подлежащем - местоимении

Местоимения кто, никто требуют после себя гла­голов в единственном числе в прошедшем времени в форме мужского рода (даже если речь идет о лице женского пола) или среднего рода для местоиме­ний что и ничто. Кто голосовал против? Кто из сестер вам об этом сказал? Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям.

В придаточной части конструкций типа те, кто и все, кто.тпкже следует употреблять глагол в един­ственном числе: те, кто пришел...; все, кто пришел... Например: Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны. Не следует забывать о согласовании под­лежащего и сказуемого в главном предложении. Неправильно; Многие из путешествующих, кто был на русском Севере, стремится еще раз посетить Кижи.

Замена придаточной определительной части сложнопод­чиненного предложения причастным оборотом

Придаточное определительное обычно присое­диняется относительными местоимениями который, что или наречием где. Эти союзные слова являются членами предложения придаточной части. Замена придаточной части причастным оборотом с действи­тельным причастием возможна в том случае, если союзное слово стоит в именительном падеже и вы­полняет функцию подлежащего: Уважаю людей, ко­торые предпочитают не говорить, а делать — Ува­жаю людей, предпочитающих не говорить, а делать. Заменить придаточное определительное причастным оборотом со страдательным причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже: Я уви­жу первоклассника, которого обвиняют во всех смер­тных грехах ~ Я увижу первоклассника, обвиняемого во всех смертных грехах. В остальных случаях заме­на невозможна: Женщина, о которой ты говоришь, живет в нашем доме. Невозможна также замена при­даточной части, присоединяемой союзным словом где: Трудно забыть места, где прошло твое детство.

УПРАЖНЕНИЯ № 10

1. Укажите номера предложений с грамматичес­кой ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1. Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Тол­стого, который восхищается и обдумывает его.

2.  Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пуш­киным, определил и его собственную жизнь.

3.  Блок хотел, чтобы все его творчество рассмат­ривалось как единый роман в стихах.

4.  Благодаря этого влияния, Пьер Безухов счи­тает себя учеником Баздеева.

5.  Дополнительный материал я   не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

6.  В картине Сурикова «Боярыня Морозова» от­разился один из сюжетов истории раскола.

7.  По приезде в город мы первым делом отпра­вились в гостиницу.

8.  Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.

9.  Вам нужно немедленно оплатить за телефон­ные переговоры.

10.   Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.

2. Укажите номера предложений, в которых при­даточную часть нельзя заменить обособленным оп­ределением, выраженным причастным оборотом.

1.  У картины есть одна особенность, которая отличает ее от других шедевров этого ряда.

2.  Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город.

3.  У каждого должен быть друг, с которым мож­но поговорить обо всем на свете.

4.  Юпитер — это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 массы всей нашей планетной системы.

5.  Мне знакомы эти дворы, где весной так сладко пахнет сиренью.

6.  Приходится строить специальные телескопы, объектив которых состоит из линзы и зеркала.

7.  Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называется эко­системой.

8.  С первых же дней войны на территории, ко­торая была оккупирована вражескими войсками, начали стихийно возникать партизанские отряды.

9.  Непривычным для читателя был и язык по­эмы, в которой звучали совершенно новые ритмы.

10. Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1.  Назовите основные содержательные блоки для повторения материала по синтаксису.

2.   Назовите основные трудности, связанные с определением типа придаточной части сложнопод­чиненного предложения.

3.  Перечислите основные синтаксические нормы.

ЛИТЕРАТУРА

L Сенина НА. Русский язык. ЕГЭ-2007. Всту­пительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006.

2. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Кохтев Н.Н. Рус­ский язык для школьников 5—9-х классов. Путе­шествие в страну слов. М.: Дрофа, 1995.

3.Чупашева О.М. Трудности синтаксического анализа. М.: Русск. яз. - Медиа, 2004.


 

Синтаксические нормы В предложениях с однородными членами встре­чаются следующие ошибки: 1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: *В вольере содержались обезьяны и шимпанзе;…

Синтаксические нормы В предложениях с однородными членами встре­чаются следующие ошибки: 1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: *В вольере содержались обезьяны и шимпанзе;…

Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним (неверно выбран падеж причастия; правиль­но:

Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним (неверно выбран падеж причастия; правиль­но:

Замена придаточной определительной части сложнопод­чиненного предложения причастным оборотом

Замена придаточной определительной части сложнопод­чиненного предложения причастным оборотом

У картины есть одна особенность, которая отличает ее от других шедевров этого ряда

У картины есть одна особенность, которая отличает ее от других шедевров этого ряда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020