"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)

  • Памятки
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал - "Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка) - адресован учителям русского языка и литературы и обучающимся старших классов. Задание № 25 ЕГЭ, рассчитанное на знание изобразительно - выразительных средств художественной речи, вызывает у школьников затруднения. Памятка содержит определения и наглядные примеры синтаксических средств выразительности.
Иконка файла материала синтаксические средства выразительности.docx
Синтаксические средства выразительности художественной речи.   по   «Синтаксическая   структура   русского   языка   обогащается   и   совершенствуется.   В результате   постоянного   взаимодействия   отдельных   элементов   в   общей   синтаксической системе   языка   появляются   параллельные   синтаксические   конструкции   для   выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической   дифференцированности.   Стилистические   возможности   современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения   мысли   и,   следовательно,   в   синтаксической   организации   речи   позволяет выработать   целую   систему   синтаксических   средств,   приспособленных   к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных   стилях   речи).   Изучение   синтаксических   единиц   и   их   стилистических свойств   создает   возможность   целенаправленного   отбора   выразительных   средств   языка, сознательного   их   использования   в   разных   речевых   контекстах.   Отсюда   ясно,   какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка» (Н.С. Валгина Современный русский язык. Синтаксис. – Москва «Высшая школа» 2003)                     Любой текст представляет  собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения сопоставляются,   при   цепной   –   сцепляются   различными   средствами.   К   средствам межфразовой связи относятся: слова­заместители: местоимения (человек­он), наречия (в саду­здесь),   синонимы   (заяц­трусишка),родовидовые  слова  (цветы­васильки);лексические повторы; вопросительные предложения; союзы, частицы; вводные слова. «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются правилам». Г.Я. Солганик. Выразительно­изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными   и   грамматическими   средствами,   тропами   и   фигурами   речи, интонационно­синтаксической   организацией    предложений.   Умелое   их   использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев.  «Все   средства   языка   выразительны,   надо   лишь   умело   пользоваться   ими».   В.В. Виноградов                            Изобразительно­выразительные средства языка позволяют не только донести информацию,   но   и   ярко,   убедительно   передать   мысли.   Лексические   средства выразительности   делают   русский   язык   эмоциональным   и   красочным.   Выразительные стилистические   средства   применяют,   когда   необходимо   эмоциональное   воздействие   на слушателей   или   читателей.   Сделать   презентацию   себя,   товара,   фирмы   невозможно   без использования   особых   средств   языка.  Стилистические   (риторические)   –   фигуры   речи призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений. Легко видеть, как богата система объективных синтаксических средств, которые человек в готовом виде получает в языке и которые позволяют ему самостоятельно, не прибегая к посторонним внеязыковым средствам, не только отразить сложнейшие события, но и сформулировать собственное событию. Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления. Наиболее значимыми выразительными средствами определённым говорящего отношение   ксинтаксиса   являются:   синтаксическая   структура   предложения   и   знаки   препинания; специальные   синтаксические   выразительные   средства   (фигуры);     особые   приемы композиционно­речевого   оформления   текста   (вопросно­ответная   форма   изложения, несобственно ­прямая речь, цитирование и т. д.). Виды стилистических фигур Название  синтаксического  построения Анафора Описание и пример Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале  соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста  или предложение. «Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и  света». (Л. Толстой)  , что солнце встало, Я пришел к тебе с приветом, Рассказать   Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь ­ но только песня зреет.(А.А.Фет) «Я не люблю» В.С.Высоцкий   Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю, и еще ­ Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину,Я также против выстрелов в упор. Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или ­ когда все время против шерсти, Или ­ когда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне, что слово "честь" забыто, И что в чести наветы за глаза. Когда я вижу сломанные крылья ­ Нет жалости во мне и неспроста. Я не люблю насилье и бессилье, Вот только жаль распятого Христа. Я не люблю себя, когда я трушу, Обидно мне, когда невинных бьют, Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют. Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены, Я это никогда не полюблю. Эпифора Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних  предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность,  позволяют четко передать интонации. «Зорок взгляд совиный,  Видит след звериный. Тонок слух совиный,  Слышит писк мышиный «. (И. Батый) Ну, а я... Иду дорогой, Не тяжел привычный труд: Есть кой­где, что верят в бога. Нет попа, А я и тут. Там жених с невестой ждут, — Нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, — Нет попа,а я и тут. (А. Твардовский) Меня зовут юнцом безусым, Мне это, право, всё равно. Зато не величают трусом… Давным­давно… Давным­давно… Иной усищи крутит яро, Бутылкам всем глядится в дно, Но сам лишь копия гусара… Давным­давно… Давным­давно… Иной клянётся страстью пылкой, Но, коли выпито вино, Вся страсть его на дне бутылки… Давным­давно… Давным­давно… Влюблённым море по колено, Я с ними в этом заодно, Но караулит всех измена… Давным­давно… Давным­давно… (А. Гладков) Я не верю в расставания, я с тобой,  Между нами расстояния, я с тобой, Где бы ни был, ненаглядный мой, я с тобой. Каждый час и каждый миг земной, ты мой (И.Дубцова) Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто  используют для усиления риторического восклицания или вопроса. Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом... ...Я не знаю, где граница Между пламенем и дымом, Я не знаю, где граница Меж подругой и любимой. (М. Светлов) Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой. (С. Поделков) Параллелизм Эллипсис Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делаетречь более живой. Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня, Вселенная — отечество мое...(К.Хетагуров) Имя ребенка — Лев, Матери — Анна. В имени его — гнев, В материнском — тишь (А.Ахматова) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, Тихохонько медведя  т о л к   ногой. (И. Крылов) Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из под него явился? Большой взъерошенный медведь. Татьяна  а х ! — а он реветь... (А. Пушкин) Каждое последующее слово в предложение усиливает значение  предыдущего. Догони ее, Удержи ее, Береги ее, защищай, — Не то отвернется счастье твое И скажет тебе: «Прощай!» (В. Лебедев – Кумач) Градация Время изменяет его внешность. Время усмиряет его нежность, словно пламя спички на мосту, гасит красоту. (Б.Окуджава) Если трудно идёшь: по колена в грязи, по колена в грязи Да по острым камням, босиком по воде по студёной, Пропылённый, обветренный, дымный, огнём опалённый — Хоть какой — доберись, добреди, доползи! (В.Высоцкий)  Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием  позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое  звучание. Удивительное со мной произошло приключение.(И.С.Тургенев) Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько  строк. (В.Высоцкий) Над полями выгнет спину Радуга­дуга. Нам откроет сто тропинок Синяя тайга.(Р.Рождественский) ИнверсияУмолчание Риторическое  обращение Риторический  вопрос Риторическое  восклицание Многосоюзие Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в  читателе глубокие чувства и мысли. Он входит, медлит, отступает, И вдруг упал к ее ногам, Она... Теперь, с их позволенья, Прошу я петербургских дам Представить ужас пробужденья Натальи Павловны моей И разрешить, что делать ей? Она, открыв глаза большие, Глядит на графа – наш герой Ей сыплет чувства выписные...(А.С.Пушкин) Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным  предметам. Друзья мои!  Прекрасен наш союз.  Он, как душа, неудержим и вечен  (А. С. Пушкин) О, глубокая ночь!  О, холодная осень! Немая!  (К. Д. Бальмонт) Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь  внимание читателя или слушателя. Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели – колосились? Нет! Мы не хуже других – и давно В нас налилось и созрело зерно. (Некрасов) Жизнь пронеслась без явного следа. Душа рвалась – кто скажет мне, куда? С какой заране избранною целью?(А.Фет) Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи.  Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или  слушателя. Я поля влюблённым постелю — Пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит — я люблю! Я люблю, и значит — я живу!(В.Высоцкий) Многократное повторение одинаковых союзов для усиления  выразительности речи. «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и  угасал, и светился, и уходил куда­то в бесконечность» (В. Г.  Короленко)Ты плакала в вечерней тишине, И слезы горькие на землю упадали, И было тяжело и так печально мне, И все же мы друг друга не поняли. (С.Есенин) Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи  динамичность. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.(М.Ю. Лермонтов) Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для  создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому  событию. Мы видим частности, а в главном слепы мы; Насколько же мудры и как нелепы мы! По частностям — сойдем за Смертью в склепы мы; Вне частностей — взойдем за Жизнью следом мы ( Омар Хайям) предложение, которое расчленено на интонационно­смысловые  речевые единицы. А можно, страха и боли даже не выдав взглядом, Сказать: — Я люблю. Подумай. Радости не ломай. — И если ответит отказом, не дрогнув, принять, как надо, Окна и двери — настежь! — Я не держу. Прощай! (Э. Асадов) Бессоюзие Антитеза Парцелляция  Лексика  отражает знание людей о предметах, формирует понятия (любое слово – это всегда в каком­то смысле понимание предмета), а  синтаксис отражает отношения между предметами и понятиями. Задача синтаксиса – установить связи между этими понятиями. Синтаксис так же моделирует мир, как и лексика. Словом, синтаксический рисунок текста зависит от очень многих факторов. Вместе с тем мировой культурой описаны и освоены многие   характерные   «нарушения   нормы»,   без   которых   сегодня   художественная   речьвообще едва ли возможна. Эти приемы получили название «синтаксических фигур». Часть этих приемов одновременно касается лексики и синтаксиса, их принято называть лексико­ синтаксическими,   другие   в   основном   относятся   к   сфере   синтаксиса,   соответственно называются собственно синтаксическими.