Данный материал - "Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка) - адресован учителям русского языка и литературы и обучающимся старших классов. Задание № 25 ЕГЭ, рассчитанное на знание изобразительно - выразительных средств художественной речи, вызывает у школьников затруднения. Памятка содержит определения и наглядные примеры синтаксических средств выразительности.
Синтаксические средства выразительности художественной речи.
по
«Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В
результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической
системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения
одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к
стилистической дифференцированности. Стилистические возможности современного
русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах
выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет
выработать целую систему синтаксических средств,
приспособленных к
функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных
функциональных стилях речи). Изучение синтаксических единиц и их стилистических
свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка,
сознательного их использования в разных речевых контекстах. Отсюда ясно, какое
огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка» (Н.С.
Валгина Современный русский язык. Синтаксис. – Москва «Высшая школа» 2003)
Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым
правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения
сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами. К средствам
межфразовой связи относятся: словазаместители: местоимения (человекон), наречия (в
садуздесь), синонимы (заяцтрусишка),родовидовые слова (цветывасильки);лексические
повторы; вопросительные предложения; союзы, частицы; вводные слова. «Как предложение
строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте
соединяются
правилам».
Г.Я. Солганик. Выразительноизобразительные качества речи сообщаются ей лексическими,
словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи,
интонационносинтаксической организацией предложений. Умелое их использование
помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов
героев. «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». В.В.
Виноградов
Изобразительновыразительные средства языка позволяют не только донести
информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства
выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным. Выразительные
стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на
слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без
использования особых средств языка. Стилистические (риторические) – фигуры речи
призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений. Легко видеть,
как богата система объективных синтаксических средств, которые человек в готовом виде
получает в языке и которые позволяют ему самостоятельно, не прибегая к посторонним
внеязыковым средствам, не только отразить сложнейшие события, но и сформулировать
собственное
событию.
Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные,
смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и
предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на
абзацы, пунктуационного оформления. Наиболее значимыми выразительными средствами
определённым
говорящего
отношение
ксинтаксиса являются: синтаксическая структура предложения и знаки препинания;
специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);
особые приемы
композиционноречевого оформления текста (вопросноответная форма изложения,
несобственно прямая речь, цитирование и т. д.).
Виды стилистических фигур
Название
синтаксического
построения
Анафора
Описание и пример
Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале
соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста
или предложение.
«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и
света». (Л. Толстой)
, что солнце встало,
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь но только песня зреет.(А.А.Фет)
«Я не люблю» В.С.Высоцкий
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья
Нет жалости во мне и неспроста.
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Эпифора
Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних
предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность,
позволяют четко передать интонации.
«Зорок взгляд совиный,
Видит след звериный.
Тонок слух совиный,
Слышит писк мышиный «. (И. Батый)
Ну, а я... Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть койгде, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.
Там жених с невестой ждут, —
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, —
Нет попа,а я и тут.
(А. Твардовский)
Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давнымдавно… Давнымдавно…
Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давнымдавно… Давнымдавно…
Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давнымдавно… Давнымдавно…
Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давнымдавно… Давнымдавно… (А. Гладков)
Я не верю в расставания, я с тобой,
Между нами расстояния, я с тобой,
Где бы ни был, ненаглядный мой, я с тобой.
Каждый час и каждый миг земной, ты мой (И.Дубцова)
Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто
используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом...
...Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой. (М. Светлов)
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой. (С. Поделков)
Параллелизм
Эллипсис
Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делаетречь более живой.
Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,
Вселенная — отечество мое...(К.Хетагуров)
Имя ребенка — Лев,
Матери — Анна.
В имени его — гнев,
В материнском — тишь (А.Ахматова)
Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько медведя т о л к ногой. (И. Крылов)
Но вдруг сугроб зашевелился,
И кто ж из под него явился?
Большой взъерошенный медведь.
Татьяна а х ! — а он реветь... (А. Пушкин)
Каждое последующее слово в предложение усиливает значение
предыдущего.
Догони ее,
Удержи ее,
Береги ее, защищай, —
Не то отвернется счастье твое
И скажет тебе: «Прощай!» (В. Лебедев – Кумач)
Градация
Время изменяет его внешность.
Время усмиряет его нежность,
словно пламя спички на мосту,
гасит красоту. (Б.Окуджава)
Если трудно идёшь: по колена в грязи, по колена в грязи
Да по острым камням, босиком по воде по студёной,
Пропылённый, обветренный, дымный, огнём опалённый —
Хоть какой — доберись, добреди, доползи! (В.Высоцкий)
Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием
позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое
звучание.
Удивительное со мной произошло приключение.(И.С.Тургенев)
Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько
строк. (В.Высоцкий)
Над полями выгнет спину
Радугадуга.
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.(Р.Рождественский)
ИнверсияУмолчание
Риторическое
обращение
Риторический
вопрос
Риторическое
восклицание
Многосоюзие
Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в
читателе глубокие чувства и мысли.
Он входит, медлит, отступает,
И вдруг упал к ее ногам,
Она... Теперь, с их позволенья,
Прошу я петербургских дам
Представить ужас пробужденья
Натальи Павловны моей
И разрешить, что делать ей?
Она, открыв глаза большие,
Глядит на графа – наш герой
Ей сыплет чувства выписные...(А.С.Пушкин)
Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным
предметам.
Друзья мои!
Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин)
О, глубокая ночь!
О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь
внимание читателя или слушателя.
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели – колосились?
Нет! Мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно. (Некрасов)
Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась – кто скажет мне, куда?
С какой заране избранною целью?(А.Фет)
Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи.
Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или
слушателя.
Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!(В.Высоцкий)
Многократное повторение одинаковых союзов для усиления
выразительности речи.
«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и
угасал, и светился, и уходил кудато в бесконечность» (В. Г.
Короленко)Ты плакала в вечерней тишине,
И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне,
И все же мы друг друга не поняли. (С.Есенин)
Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи
динамичность.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.(М.Ю. Лермонтов)
Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для
создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому
событию.
Мы видим частности, а в главном слепы мы;
Насколько же мудры и как нелепы мы!
По частностям — сойдем за Смертью в склепы мы;
Вне частностей — взойдем за Жизнью следом мы ( Омар Хайям)
предложение, которое расчленено на интонационносмысловые
речевые единицы.
А можно, страха и боли даже не выдав взглядом,
Сказать: — Я люблю. Подумай. Радости не ломай. —
И если ответит отказом, не дрогнув, принять, как надо,
Окна и двери — настежь! — Я не держу. Прощай! (Э. Асадов)
Бессоюзие
Антитеза
Парцелляция
Лексика отражает знание людей о предметах, формирует понятия (любое слово – это
всегда в какомто смысле понимание предмета), а синтаксис отражает отношения между
предметами и понятиями. Задача синтаксиса – установить связи между этими понятиями.
Синтаксис так же моделирует мир, как и лексика. Словом, синтаксический рисунок текста
зависит от очень многих факторов. Вместе с тем мировой культурой описаны и освоены
многие характерные «нарушения нормы», без которых сегодня художественная речьвообще едва ли возможна. Эти приемы получили название «синтаксических фигур». Часть
этих приемов одновременно касается лексики и синтаксиса, их принято называть лексико
синтаксическими, другие в основном относятся к сфере синтаксиса, соответственно
называются собственно синтаксическими.