"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
Оценка 4.7
Памятки
docx
русская литература +2
Взрослым
27.03.2018
Данный материал - "Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка) - адресован учителям русского языка и литературы и обучающимся старших классов. Задание № 25 ЕГЭ, рассчитанное на знание изобразительно - выразительных средств художественной речи, вызывает у школьников затруднения. Памятка содержит определения и наглядные примеры синтаксических средств выразительности.
синтаксические средства выразительности.docx
Синтаксические средства выразительности художественной речи.
по
«Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В
результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической
системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения
одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к
стилистической дифференцированности. Стилистические возможности современного
русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах
выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет
выработать целую систему синтаксических средств,
приспособленных к
функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных
функциональных стилях речи). Изучение синтаксических единиц и их стилистических
свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка,
сознательного их использования в разных речевых контекстах. Отсюда ясно, какое
огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка» (Н.С.
Валгина Современный русский язык. Синтаксис. – Москва «Высшая школа» 2003)
Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым
правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения
сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами. К средствам
межфразовой связи относятся: словазаместители: местоимения (человекон), наречия (в
садуздесь), синонимы (заяцтрусишка),родовидовые слова (цветывасильки);лексические
повторы; вопросительные предложения; союзы, частицы; вводные слова. «Как предложение
строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте
соединяются
правилам».
Г.Я. Солганик. Выразительноизобразительные качества речи сообщаются ей лексическими,
словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи,
интонационносинтаксической организацией предложений. Умелое их использование
помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов
героев. «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». В.В.
Виноградов
Изобразительновыразительные средства языка позволяют не только донести
информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства
выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным. Выразительные
стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на
слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без
использования особых средств языка. Стилистические (риторические) – фигуры речи
призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений. Легко видеть,
как богата система объективных синтаксических средств, которые человек в готовом виде
получает в языке и которые позволяют ему самостоятельно, не прибегая к посторонним
внеязыковым средствам, не только отразить сложнейшие события, но и сформулировать
собственное
событию.
Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные,
смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и
предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на
абзацы, пунктуационного оформления. Наиболее значимыми выразительными средствами
определённым
говорящего
отношение
к синтаксиса являются: синтаксическая структура предложения и знаки препинания;
специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);
особые приемы
композиционноречевого оформления текста (вопросноответная форма изложения,
несобственно прямая речь, цитирование и т. д.).
Виды стилистических фигур
Название
синтаксического
построения
Анафора
Описание и пример
Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале
соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста
или предложение.
«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и
света». (Л. Толстой)
, что солнце встало,
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь но только песня зреет.(А.А.Фет)
«Я не люблю» В.С.Высоцкий
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья
Нет жалости во мне и неспроста.
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Эпифора
Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних
предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность,
позволяют четко передать интонации.
«Зорок взгляд совиный,
Видит след звериный.
Тонок слух совиный,
Слышит писк мышиный «. (И. Батый)
Ну, а я... Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть койгде, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.
Там жених с невестой ждут, —
Нет попа,
А я и тут.
Там младенца берегут, —
Нет попа, а я и тут.
(А. Твардовский)
Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, всё равно.
Зато не величают трусом…
Давнымдавно… Давнымдавно…
Иной усищи крутит яро,
Бутылкам всем глядится в дно,
Но сам лишь копия гусара…
Давнымдавно… Давнымдавно…
Иной клянётся страстью пылкой,
Но, коли выпито вино,
Вся страсть его на дне бутылки…
Давнымдавно… Давнымдавно…
Влюблённым море по колено,
Я с ними в этом заодно,
Но караулит всех измена…
Давнымдавно… Давнымдавно… (А. Гладков)
Я не верю в расставания, я с тобой,
Между нами расстояния, я с тобой,
Где бы ни был, ненаглядный мой, я с тобой.
Каждый час и каждый миг земной, ты мой (И.Дубцова)
Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто
используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом...
...Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой. (М. Светлов)
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой. (С. Поделков)
Параллелизм
Эллипсис
Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,
Вселенная — отечество мое...(К.Хетагуров)
Имя ребенка — Лев,
Матери — Анна.
В имени его — гнев,
В материнском — тишь (А.Ахматова)
Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько медведя т о л к ногой. (И. Крылов)
Но вдруг сугроб зашевелился,
И кто ж из под него явился?
Большой взъерошенный медведь.
Татьяна а х ! — а он реветь... (А. Пушкин)
Каждое последующее слово в предложение усиливает значение
предыдущего.
Догони ее,
Удержи ее,
Береги ее, защищай, —
Не то отвернется счастье твое
И скажет тебе: «Прощай!» (В. Лебедев – Кумач)
Градация
Время изменяет его внешность.
Время усмиряет его нежность,
словно пламя спички на мосту,
гасит красоту. (Б.Окуджава)
Если трудно идёшь: по колена в грязи, по колена в грязи
Да по острым камням, босиком по воде по студёной,
Пропылённый, обветренный, дымный, огнём опалённый —
Хоть какой — доберись, добреди, доползи! (В.Высоцкий)
Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием
позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое
звучание.
Удивительное со мной произошло приключение.(И.С.Тургенев)
Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько
строк. (В.Высоцкий)
Над полями выгнет спину
Радугадуга.
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.(Р.Рождественский)
Инверсия Умолчание
Риторическое
обращение
Риторический
вопрос
Риторическое
восклицание
Многосоюзие
Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в
читателе глубокие чувства и мысли.
Он входит, медлит, отступает,
И вдруг упал к ее ногам,
Она... Теперь, с их позволенья,
Прошу я петербургских дам
Представить ужас пробужденья
Натальи Павловны моей
И разрешить, что делать ей?
Она, открыв глаза большие,
Глядит на графа – наш герой
Ей сыплет чувства выписные...(А.С.Пушкин)
Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным
предметам.
Друзья мои!
Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин)
О, глубокая ночь!
О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь
внимание читателя или слушателя.
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели – колосились?
Нет! Мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно. (Некрасов)
Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась – кто скажет мне, куда?
С какой заране избранною целью?(А.Фет)
Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи.
Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или
слушателя.
Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!(В.Высоцкий)
Многократное повторение одинаковых союзов для усиления
выразительности речи.
«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и
угасал, и светился, и уходил кудато в бесконечность» (В. Г.
Короленко) Ты плакала в вечерней тишине,
И слезы горькие на землю упадали,
И было тяжело и так печально мне,
И все же мы друг друга не поняли. (С.Есенин)
Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи
динамичность.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.(М.Ю. Лермонтов)
Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для
создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому
событию.
Мы видим частности, а в главном слепы мы;
Насколько же мудры и как нелепы мы!
По частностям — сойдем за Смертью в склепы мы;
Вне частностей — взойдем за Жизнью следом мы ( Омар Хайям)
предложение, которое расчленено на интонационносмысловые
речевые единицы.
А можно, страха и боли даже не выдав взглядом,
Сказать: — Я люблю. Подумай. Радости не ломай. —
И если ответит отказом, не дрогнув, принять, как надо,
Окна и двери — настежь! — Я не держу. Прощай! (Э. Асадов)
Бессоюзие
Антитеза
Парцелляция
Лексика отражает знание людей о предметах, формирует понятия (любое слово – это
всегда в какомто смысле понимание предмета), а синтаксис отражает отношения между
предметами и понятиями. Задача синтаксиса – установить связи между этими понятиями.
Синтаксис так же моделирует мир, как и лексика. Словом, синтаксический рисунок текста
зависит от очень многих факторов. Вместе с тем мировой культурой описаны и освоены
многие характерные «нарушения нормы», без которых сегодня художественная речь вообще едва ли возможна. Эти приемы получили название «синтаксических фигур». Часть
этих приемов одновременно касается лексики и синтаксиса, их принято называть лексико
синтаксическими, другие в основном относятся к сфере синтаксиса, соответственно
называются собственно синтаксическими.
"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
"Синтаксические средства выразительности художественной речи" (памятка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.