Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения
Оценка 5

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Оценка 5
docx
16.10.2022
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения
OTKRYTYJ_urok.docx

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ.

                                                                    Учитель: Восканян С.Г.

                                                               Дата проведения: 13.11.2017 г.

ТЕМА: «Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (образовательные):

·         обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;

·         знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;

·         формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;

·         наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

·         развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.

Метапредметные:

·         формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;

·         формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

·         формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Личностные:

·         формирование духовно-нравственных качеств личности;

·         поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Словарь урока: синтаксический и пунктуационный разбор.

 

Ресурсы урока:

·         учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.;

·         рабочие листы для учащихся;

·         карточки для групповой работы;

·         средства мультимедиа.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка.

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите, какой сегодня солнечный, осенний день. Какое радостное настроение он создает!

- А у вас какое сегодня настроение? Покажите с помощью карточек: если у вас хорошее настроение - поднимите карточку зелёного цвета, а если плохое – то карточку красного цвета.

- Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

- Итак, что вы ожидаете от урока?

(Будет интересно! Узнаю что-то новое! Расширится мой кругозор!)

- А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей!

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Актуализация и проблемное учебное действие.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.

Слайд 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И

3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное

4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.

5. Часто встречающийся противительный союз, который противопоставляет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А

6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки

7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание

8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный

9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз

- В итоге получилось слово Синтаксис.

Слайд 3

- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.

У Я К Н А П Т И У Ц  

Слайд 4

Пунктуация

Слайд 5

- Запишите тему в тетради.

- Каковы цели урока: повторить, обобщить наши знания и умения по данным разделам русского языка.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Что такое синтаксис?

- Что такое пунктуация?

- А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Слайд 6

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

Обращение – это

4. Открытие нового знания

- Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о предложении.

- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? (повествовательное, побудительное, вопросительное).

-Какие виды предложений по эмоциональной окраске, по интонации вы знаете? (восклицательное, невосклицательное)

- На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов?

(распространённые, нераспространённые)

-Чем может быть осложнено простое предложение? (обращением, прямой речью, однородными членами предложения)

5. Работа в группах.

Класс делится на 2 варианта.

Нужно составить предложение и записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.

Слайды 7, 8

Проверка. Первый вариант читает своё предложение, второй вариант слушает и даёт общую характеристику предложению. Потом второй вариант читает своё предложение, а первый вариант слушает и даёт общую характеристику предложению.

1  вариант. Осенью перелётные птицы улетают на юг.

2  вариант. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.

6. Минута релаксации. Звучит музыка Шопена «Осенний вальс».

- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

7. Задание. Составьте предложение по картинке. Самое красивое мы запишем в тетради.

Слайд 9

10. Первичное закрепление. Самостоятельная работа

Слайд 10

Выполните синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы.

В прибрежных камышах зашевелились утки и гуси.

11. Задание. Расставьте знаки препинания.

Осень в лесу.

Наступила золотая осень. Как красив лес в осеннем уборе! Жёлтые, багровые, красные и оранжевые листья тихо кружат в воздухе и падают на землю.

На ветках рябины полыхают гроздья ягод. Это любимое лакомство птиц.

Как тихо в лесу!  Только слышен шелест опавших листьев.

Ребята, а вы любите осень?

 

12. Работа в паре.  Найди ошибки в синтаксическом разборе. Исправьте их.

(рабочие листы).

Формирование навыка выполнения пунктуационного и синтаксического разбора простого предложения.

Ученики совершенствуют навыки работы в группе, с текстом.

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Ученики совершенствуют навыки групповой работы и работы в паре.

Узкая дорожка привела нас к речке. 

(побудительное, невосклицательное, односоставное, распространённое).

Вы любите осеннюю природу?

 (повествовательное, восклицательное, двусоставное, нераспространённое).

13. Включение в систему знаний и повторение.

- Какие разделы науки о языке мы сегодня повторили?

14. Рефлексия и оценивание

-Удалось ли вам достигнуть целей урока?

- Чему научились на уроке?

- Выберите уровень оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

- Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какой цвет листочка соответствует вашему настроению? Покажите мне. Если у вас хорошее настроение, покажите листочек с зелёным цветом. Если у вас плохое настроение, покажите листочек с красным цветом.

(Оценки) Анализ собственной учебной деятельности и самооценки.

15. Домашнее задание: П. 44, 45 упр.231; Р.Т.задание 53 стр. 29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист

Ф.И._______________________________________________________

 

 

Узкая дорожка привела нас к речке. 

(побудительное, невосклицательное, односоставное, распространённое).

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист

Ф.И._______________________________________________________

 

 

Вы любите осеннюю природу?

 (повествовательное, восклицательное, двусоставное, нераспространённое).

 

 

 

 

 

 

Уровни оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

 

Материалы для групповой работы

Наступила золотая осень.

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

В прибрежных камышах зашевелились утки и гуси.

 

Материалы для работы в парах

Узкая дорожка привела нас к речке.

Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое.

Вы любите осеннюю природу?

Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое.


 

Скачано с www.znanio.ru

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ресурсы урока : · учебник — «Русский язык

Ресурсы урока : · учебник — «Русский язык

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число

Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде

Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде

Какие виды предложений по эмоциональной окраске, по интонации вы знаете? (восклицательное, невосклицательное) -

Какие виды предложений по эмоциональной окраске, по интонации вы знаете? (восклицательное, невосклицательное) -

Задание. Составьте предложение по картинке

Задание. Составьте предложение по картинке

Вы любите осеннюю природу? (повествовательное, восклицательное, двусоставное, нераспространённое)

Вы любите осеннюю природу? (повествовательное, восклицательное, двусоставное, нераспространённое)

Рабочий лист Ф.И._______________________________________________________

Рабочий лист Ф.И._______________________________________________________

Уровни оценивания своих знаний и умений 1

Уровни оценивания своих знаний и умений 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022