Система контроля при преподавании на уроках химии

  • docx
  • 23.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11.docx

Система контроля при преподавании на уроках химии

Система контроля.

Обучение в средней школе предполагает соответствующую систему контроляСистематический учет знаний, умений и навыков учащихся повышает у них внешнюю мотивацию к серьезной учебной работе, выполняет функцию информирования об успехах по предмету самого ученика и других участников учебно-воспитательного процесса.

Провожу разные виды контроля: предварительный (входная диагностика, текущий, тематический, заключительный (в 8,10 классах обычно в форме итоговой контрольной работы или итогового теста) и в школьном курсе (в 9,11 классе в виде ОГЭ или ЕГЭ).

Контрольные работы как правило провожу 1-2 раза в четверть.

Периодически провожу диагностику в 8,9,10,11 классах, где озвучиваю работы учащихся и озвучиваю % выполнения, разбираю характерные ошибки, корректирую знания учащихся.

Анализ контрольнойработы в 8 классах по теме:

«Строение атомов химических элементов. Тип химической связи.».

Знания, умения, навыки. Учащиеся, выполнившие учебную операцию без ошибок (по классам, %.

8»А» (15 чел.) 8»Б» (23 чел.)

Определение типа химической связи. 38 95

Составление схем связи. 38 43

Определение сходства в изотопах. 69 91

Определение различие в изотопах. 54 82

Строение электронных оболочек атомов химических элементов. 61 65

Нахождение относительных атомных масс химических элементов. 38 86

Расчет относительной молекулярной массы химических веществ. 31 74

Расчет массовой доли химических элементов в формуле. 23 86

Почему такие разные результаты? 8 «Б» класс (ребята сильные, качество знаний по химии 62%, а 8»А» класс общеобразовательный (слабый, ребята слабые, качество знаний по химии 44%).

На основе анализа результатов контрольной работы я намечаю направления коррекционной работы по данной теме.

-Закрепить знание основных типов химической связи: учащиеся путают тип химической связи, не могут обьяснить механизм химической связи.

-Обратить внимание на положение химических элементов в периодической системе, на определение и вычисление относительной атомной массы хим. элементов.

-Продолжить систематическую работу по решению химических задач, по нахождению

химической формулы и расчета относительной молекулярной массы веществ.

В теме №2 «Классификация химических реакций и веществ» пять уроков отводится на решение задач.Из них 2часа отводится на решение задач по теме:»Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем» и 3 часа на»Решение задач по химическому уравнению». При решении задач на «количество вещества»показываем зависимость между тремя характеристиками вещества: массу, объем и количество вещества.

n = m/ M = V/ Vm = N/NA

Многовариантная проверочная работа по теме:»Количество вещества».

Формула вещества M (г/моль) п

(моль) m(г) N (число стр. е) V(л)

1. НF 0,5

2. О3 1,12

3. С2Н6 1,5

4.SO2 6.4

5. NO 12,04•1023

6.N2O 88

Учащиеся должны заполнить все пустые клетки в своем варианте. Проверочная работа содержит 15 вариантов (приведен фрагмент). На основе табличных данных составить условие задачи. При проверке и разборе задач на следующем уроке, я заостряю внимание на вопросе (проблеме)«Что нужно найти?» В конце урока даю домашнее задание составить и решить задачу.

При решении расчетных задач по химическому уравнению отрабатывается не только алгоритм их решения, но и умение составлять уравнения реакций, а также закрепляется и совершенствуется методика решения задач по формуле.

В теме №3 «Неорганические соединения и их химические свойства» решению задач отводится 3 часа с применением массовой доли растворимого вещества. Раствор состоит из 2 частей (компонентов): растворенного вещества и растворителя.Отсюда массовая доля есть: w = m(вещества)/ m(раствора, так как m(раствора)= m(Н2О)+ m(вещества, то

массу раствора можно выразить через объем (V) и его плотность (p).

w =m (вещества)/ V p.При помощи трех этих формул можно решать разнообразные задачи на растворы: вычислять массовую долю растворенного вещества, массы раствора, растворенного вещества или воды.

Проводя самостоятельную работу по решению типовых задач, я заранее оговариваю, за какую задачу можно получить определенную оценку. И если ученик не знает формул (не выучил, забыл от волнения, не был на данной теме, у него все равно есть шанс решить задачу, так как в тексте есть формулы для расчета. При этом для того, чтобы ученик сразу же мог оценить решение своей задачи, я предлагаю к ним ответы (правда, для задач на «3» и на «4»).

Предлагаю вариант самостоятельной работы для 8 класса – решение задач по теме «Вычисление массовой доли». В работе шесть задач. При решении первых двух задач ученик получает оценку «3», вместе со вторыми двумя – «4», а за решение 5–й и 6-й задач – оценку «5».

В конце учебного года для каждого ученика составляю график, на котором изображаю уровень знаний по химии (включая и решение расчетных задач).

1 - Составление формул по степени окисления;

2 - расчет относительной молекулярной массы;

3 - нахождение массовой доли элемента в соединении;

4 - нахождение отношения масс элементов в соединении;

5 - нахождение химической формулы вещества по массовой доли химического элемента;

6 – номенклатура веществ;

7 - определение типа химической связи, составление схем связи;

8 – знание свойств основных классов соединений, «химизма» реакций;

9 - расстановка коэффициентов;

10 - определение типов реакций;

11 - владение алгоритмом расчетов по уравнениям реакций;

12 - владение алгоритмом расчетов количества вещества.

С учениками, допустившими особенно много ошибок, провожу групповую консультацию с последующим индивидуальным контролем на уроках по карточкам.

Привожу примеры карточек для устного опроса после изучения темы «Оксиды» в 8-м классе.

К а р т о ч к а 1. К а р т о ч к а 2.

1. Какие вещества называют оксидами? 1. Как классифицируют оксиды?

2. Составьте формулы оксида магния и оксида железа (Ш). 2. Составьте формулы оксида натрия и оксида хрома (Ш).

3. Какие химические превращения происходят с участием оксида натрия. Составьте химические уравнения. 3. Дайте определение реакции обмена. Приведите пример реакции обмена с участием оксида кальция. Составьте химические уравнения.

В связи с проведением ОГЭ и ЕГЭ тестовые задания все чаще применяю для контроля знаний, умений и навыков учеников. Задания этого типа являются содержанием первой части (часть 1) ОГЭ и ЕГЭ по химии.

1.Число электронов на последнем энергетическом уровне в атоме углерода равно:

(1) 1 (2) 2 (3) 4 (4) 6

В результатах учебного процесса заинтересованы двое- УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК.


 

Посмотрите также