Система оценивания в начальной школе:
содержание, технология и формы организации в условиях новых Стандартов
Мы часто анализируем многие моменты нашей
жизни, и как следствие этого оцениваем полученный результат. А оценивание в
деятельности педагога всегда занимает особое место. На наш взгляд, - это сложнейшая
педагогическая проблема. ФГОС ставит сегодня перед школой задачи развития
личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных,
личностных компетенций. В процессе введения инновационных форм и методов
обучения, планов и программ должны найти свое место изменения в системах
оценивания.
Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного
процесса. Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен
способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления
целого ряда вопросов: и самый главный из них: - Как правильно оценить знания
ученика?
С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их достоинствах
и недостатках. Мы выделилиа положительные стороны балльной оценки. Это простое
и доступное средство вызвать соревнование между детьми, осуществлять
промежуточную и итоговую аттестацию, готовить статистику и отчетность. Но с
другой стороны, каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своих
интуитивных представлений. Поэтому выставление балльной оценки зачастую портит
отношения между учителем и учениками.
Идя в первый класс, каждый ребенок видит себя отличником и
искренне стремится им стать. Но, столкнувшись с трудностями, некоторые дети
понимают, что у них ничего не получается. У таких учеников зачастую просто
опускают руки. И именно отметки могут быть причиной его неуспешности,
источником конфликта и неудач.
Родители, чаще всего задают вопрос своему чаду, который вернулся из школы? –
конечно об отметках. А если им предложить представить обучение их детей без
отметок, говорят, что им будет трудно судить об уровне достижений своего
ребёнка. Таким образом, отметки на сегодняшний день превратились в некий язык,
понятный и в тоже время непонятный всем.
Существующая система оценивания не устраивает многих учителей, имеет свой
отрицательный психологический аспект для ученика, волнует родителей и
заставляет задуматься учёных и не отвечает главной цели образовательного
процесса – развитие личности ученика.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система и формы оценивания достижений учащихся.
Что такое оценивание? Что такое оценка?
Оценка – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления. Н. Островский
Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие,
прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия.
Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего
связанного с объемом усвоеннойинформации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция на поступки, результаты своей деятельности.
Система оценивания должна строиться на следующих принципах:
В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое,
текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
Оценивание может осуществляться по-разному:
В виде количественного показателя (чаще всего
связанного с объемом усвоеннойинформации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция на поступки, результаты своей деятельности.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.
Самооценивание
Это оценивание не только конечного результата своей деятельности, но и самого процесса.
Включение самооценивания в ежедневную структуру учебных занятий является решающим фактором в подготовке уверенных, самостоятельных
Самооценивание– это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах.
Рекомендации по обучению навыкам самооценивания
1.Планировать
время на самооценивание.
2.Представлять цели урока, критерии оценки на стендах, доске и т.п. с тем,
чтобы учащиеся четко видели свое направление к цели.
(учитель перед проверкой работы напоминает ученикам критерии оценок, предлагает
на их основе проверить и доработать самостоятельно свою работу )
3.Необходимо обеспечивать обратную связь , предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
4.Активно участвовать в организации процесса собственного обучения учащихся
5. Научить учащихся принципам самооценивания, и способам улучшения собственных результатов
Приемы самооценивания:
1. Цветовые дорожки
2. Дорожка успеха
3. Лестница успеха
4. Дерево успеха
5. Метод «плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю
6. «Анкета»
7. «Лист самооценки»
Взаимооценивание
Это совместная работа, коллективное творчество, умение работать в паре,
возможность сообща решать проблемы и приходить к общему решению.
В ходе сотрудничества приобретают навыки устного общения, получают возможность рассмотреть проблему и проанализировать всевозможные варианты ее решения.
Трудности
1.Отсутствие у детей навыка взаимооценивания; 2.Различный уровень знаний о критериях оценивания; 3.Частичное владение критериями оценивания; 4.Субъективизм в оценивании; 5.Аргументирование своей оценки, отсутствие навыков грамотно выражать свои мысли; 6.Недооценивание значимости взаимооценивания.
Преодоление трудностей Для преодоления трудностей в процессе взаимооценивания, необходимо предоставить учащимся: 1. информацию о четких критериях оценивания; 2. руководства по выполнению качественной работы; 3. рекомендации по составлению конструктивных отзывов в адрес своих одноклассников и учету отзывов одноклассников для улучшения своей работы; 4. время для размышлений и совершенствования продуктов деятельности. 5. дать возможность ученикам принимать участие в разработке критериев оценивания Формы взаимооценивания: ´ «Большой палец» ´ «Аплодисменты» ´ «Словесная оценка» ´ «Светофор» ´ «Оценочные листы»
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.