Дмитренко К. С.
учитель информатики МОУ «Школа № 144 города Донецка»
г. Донецк, ДНР
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Аннотация. В статье рассматривается проблема объективной оценки качества знаний по учебному предмету «Информатика и ИКТ». Предлагается несколько вариантов организации контроля качества, а также приведены варианты заданий, используемых в своей работе.
Ключевые слова: объективность оценки, ГИА, КИМы ГИА, шкала оценки, примеры заданий.
Учебный предмет информатика и ИКТ имеет ряд отличий от других учебных предметов. Прежде всего, нужно отметить, что предметом изучения на уроках информатики и ИКТ является информация, информационные процессы, информационные технологии и компьютер, с другой стороны компьютер на уроках информатики выступает в качестве инструмента для исследования информации и информационных процессов. Таким образом, на уроке информатике предмет изучения и инструмент изучения являются одним и тем же объектом. Это, безусловно, создает определенные трудности для учащихся. Кроме большого объема теоретической информации, связанной математикой, физикой, психологией и т. д. ученики должны освоить навыки использования компьютера для автоматизации информационных процессов, получить представление о современной компьютерной технике и её возможностях.
В этих условиях можно выделить разные группы учащихся: одним больше удается создание электронных документов, другим лучше даются вопросы теории информации и основы формальной логики, еще кто-то увлечен созданием собственных программ, и, наконец, есть ученики, с интересом разбирающие вопросы, связанные с функционированием компьютера, компьютерных сетей, другими техническими вопросами. Однако, как и в любом другом учебном предмете, в информатике и ИКТ существуют образовательные стандарты и учитель должен привести знания ребят по предмету к этим стандартам. Используя интерес учащихся к какой- либо узкой области знаний, учитель должен и может сформировать устойчивый интерес к предмету «Информатика и ИКТ» в целом, что позволит говорить в этом случае о высоком качестве знаний по предмету.
В связи с этим возникает необходимость в подборе диагностических работ по проверке качества знаний. Курс информатики и ИКТ считается одним из самых сложных в школе. Для подтверждения данного утверждения приведу следующий факт: время на выполнение ГИА по информатике
составляет 4 часа, то есть столько же, как и на его выполнение по математике это самый продолжительный временной промежуток на выполнение ГИА. Кроме того, ГИА по информатике и ИКТ требует от учащихся высоких знаний в области математики, навыков алгоритмического мышления, владения основами какого-либо языка программирования.
Перед учителем стоит проблема объективной оценки качества знаний учащихся. Как и чем измерить качество знаний? В качестве ориентира для создания диагностических работ можно использовать задания ГИА.
Безусловно, при проведении диагностики качества знаний возможно использование тестов в электронном виде, а также традиционные контрольные письменные работы и выполнение практических работ. Подобные задания составляет каждый учитель, при этом он может использовать некоторые готовые материалы, может предложить учащимся свои оригинальные задания. В этом случае возникает проблема объективности оценок в работах, составленных самим учителем. Можно ли считать подобные работы инструментом для оценки качества знаний? Представляется, что верным будет использование различных подходов и традиционные формы контроля и качественно новые с использованием заданий построенных в форме.
Письменные работы по информатике и ИКТ должны иметь отличную форму от письменных работ по другим учебным предметам. Учащимся предлагается провести анализ различных программных средств для программирования, предложить и записать технологию (алгоритм) обработки информации с помощью того или иного приложения, сравнить различные приложения. Эти работы должны быть выдержаны в определенном стиле (научно-популярная статья), не должны содержать фактографических ошибок. В качестве примера рассмотрим работу, проводимую с учениками 9 класса. Ученики 9 класса уже закончили изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе, и в 9 классе происходит углубление и систематизация знаний и умений учащихся. В частности, изучается тема
«Алгоритмизация и программирование». В рамках этой темы учащиеся знакомятся с понятием массива, одномерного массива, с суммой элементов массива.
Как один из методов контроля качества обучения предлагается выполнить письменные работы по следующим темам: описать особенности интерфейса какого-либо приложения для программирования; описать основные технологические приёмы работы; провести сравнение каких-либо двух приложений для программирования.
После выполнения работы и её проверки учителем необходимо провести анализ удачных и неудачных работ, выявить ошибки и указать способы их устранения. В качестве критериев оценки подобных работ можно назвать следующее: отсутствие фактографических ошибок; верное использование терминологии; соответствие стиля изложения.
Необходимо отметить, что научить детей правильно излагать свои мысли на уроке информатики, как устно, так и письменно чрезвычайно сложно. Сложность заключается в различных факторах: использование иностранных слов в терминологии, существование компьютерного сленга, общий низкий уровень культуры речи и т. д. В связи с этим, можно говорить о высокой интеграции в данной области с такими учебными предметами как, русский язык, английский язык, литература. Еще один вид самостоятельной работы, призванный структурировать и систематизировать знания, и, что важно, умения учащихся – это выполнение практических заданий по созданию электронных документов. Электронные документы могут содержать различные виды информации: текстовую, графическую, аудио и видеоинформацию – и, наконец, возможны мультимедийные документы. Создание подобного рода электронных документов требует от учащихся высокого владения возможностями того или иного приложения (а иногда и нескольких приложений), знания технических возможностей используемого компьютера, знания особенностей восприятия информации человеком. Обычно учащимся предлагается образец документа, который необходимо воспроизвести с максимальной точностью. Перед началом выполнения работы происходит обсуждение и запись плана выполнения (алгоритма) работы: ребята называют приложение, инструменты и элементы интерфейса приложения, которые необходимо использовать для создания документа, обсуждается формат файла, в котором будет сохранен результат.
В качестве текущего контроля необходимо использовать тесты. На уроках информатики каждый ученик имеет возможность использовать персональный компьютер, значит, есть возможность проводить тестирование в электронном виде. Использование электронных тестов позволяет увидеть результат тестирования практически сразу, после того как ученик закончил его выполнять, кроме того, окончательно снимется вопрос объективности оценки – с машиной не поспоришь. Наконец, в качестве итоговых работ за полугодие, год необходимо использовать работы, построенные по схеме КИМов ГИА. В Приложении 2 представлен пример итоговой контрольной работы в 9 классе, построенной по образцу КИМов ГИА. Рассмотрим более подробно задания данной контрольной работы. В качестве заданий первой части использованы тестовые задания с выбором ответа. Как правило, подобные задания проверяют базовый уровень знаний. Задания расположены в порядке возрастания сложности. Вторая часть контрольной работы содержит задания с краткой записью ответа. Подобные задания требуют использовать знания в несколько измененной ситуации, это задания повышенного уровня сложности. Наконец, задания третьей части требуют максимально полного развернутого ответа, это задания творческого характера.
Приложение 1
Итоговая контрольная работа по информатике и ИКТ в 9 классе
Часть 1
Часть 1 включает 6 заданий с выбором ответа. К каждому заданию
даётся 4 ответа, только один из которых правильный.
Статья, набранная на компьютере, содержит 12 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 48 символов. В одном из представлений Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите информационный объём статьи в этом варианте представления Unicode.
1) 36 байт 2) 98 Кбайт 3) 36 Кбайт 4) 640 байт
Сколько нулей в двоичной записи десятичного числа 612?
1) 5 2) 4 3) 3 4) 6
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
A |
|
4 |
8 |
|
|
24 |
B |
4 |
|
3 |
|
|
|
C |
8 |
3 |
|
3 |
8 |
14 |
D |
|
|
3 |
|
|
12 |
E |
|
|
8 |
|
|
5 |
F |
24 |
|
14 |
12 |
5 |
|
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) 20 2) 18 3) 22 4) 24
Пользователь работал с каталогом С:\ФСБ\Досье\Общие. Затем он открыл в этом каталоге каталог Мужчины. После он вышел, поднялся на один уровень вверх, и затем еще на уровень вверх. После он вошел в каталог Преступники, и в нем открыл каталог Розыск. Запишите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.
1) С:\Преступники\Розыск
2) С:\ФСБ\Досье\Преступники\Розыск
3) С:\ФСБ\Общие\Розыск
4) С:\ФСБ\Досье\Общие\Мужчины\Преступники\Розыск
Дан фрагмент электронной таблицы:
|
A |
B |
C |
D |
1 |
3 |
|
3 |
2 |
2 |
=(C1+A1)/2 |
=C1–D1 |
=A2–D1 |
|
Какая формула может быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:
1) =A1–1 2) =D1+1 3) =D1*2 4) =A1–2
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3 конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3
повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (–2, 2) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (0, –2) конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (–3, –6)
2) Сместиться на (3, –6)
3) Сместиться на (3, 6)
4) Сместиться на (–15, –6)
Часть 2
Часть 2 состоит из 6 заданий. Ответом к заданиям этой части является число или последовательность цифр.
Таня забыла пароль для запуска компьютера, но помнила алгоритм его получения из символов «КВМАМ9КВК» в строке подсказки. Если все последовательности символов «МАМ» заменить на «RP», а «КВК» – на
«1212», а из получившейся строки удалить 3 последних символа, то полученная последовательность будет паролем. Назовите пароль.
В алгоритме, записанном ниже, используются целочисленные переменные a, b, c, а также следующие операции:
Обозначения |
Тип операции |
:= |
присваивание |
+ |
сложение |
- |
вычитание |
* |
умножение |
/ |
деление |
^ |
возведение в степень |
Определите значение переменной c после использования данного алгоритма: a:= 25;
b:= a-a/5; c:= a*2-b*2; b:= (c/2)^2;
c:= 2*b-a;
Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной c.
Определите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма, представленного следующей блок-схемой.
Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.
В ответе укажите одно число – значение переменной b.
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей из города А в город К?
|
1. умножь на два
2. вычти пять
Первая команда удваивает число на экране, вторая – уменьшает его на 5. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 7 числа 31, содержащем не более 5 команд. (Например, получить из числа 11 число 40 можно по алгоритму:
Прибавь 3. Прибавь 3.
Умножь на 2. Прибавь 3.
Прибавь 3.
Ответом задачи будет порядок команд – 11211.)
Если таких алгоритмов несколько, то запишите любой из них.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1024000 бит/сек. Передача данных через это соединение составила 5 секунд. Определите размер файла в килобайтах. В ответе укажите одно число.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.