СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Оценка 4.7

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Оценка 4.7
docx
информатика
04.11.2021
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
В статье рассматривается проблема объективной оценки качества знаний по учебному предмету «Информатика и ИКТ». Предлагается несколько вариантов организации контроля качества, а также приведены варианты заданий, используемых в своей работе.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ».docx

Дмитренко К. С.

учитель информатики МОУ «Школа 144 города Донецка»

г. Донецк, ДНР

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Аннотация. В статье рассматривается проблема объективной оценки качества знаний по учебному предмету «Информатика и ИКТ». Предлагается несколько вариантов организации контроля качества, а также приведены варианты заданий, используемых в своей работе.

Ключевые слова: объективность оценки, ГИА, КИМы ГИА, шкала оценки, примеры заданий.

 

Учебный предмет информатика и ИКТ имеет ряд отличий от других учебных предметов. Прежде всего, нужно отметить, что предметом изучения на уроках информатики и ИКТ является информация, информационные процессы, информационные технологии и компьютер, с другой стороны компьютер на уроках информатики выступает в качестве инструмента для исследования информации и информационных процессов. Таким образом, на уроке информатике предмет изучения и инструмент изучения являются одним и тем же объектом. Это, безусловно, создает определенные трудности для учащихся. Кроме большого объема теоретической информации, связанной математикой, физикой, психологией и т. д. ученики должны освоить навыки использования компьютера для автоматизации информационных процессов, получить представление о современной компьютерной технике и её возможностях.

В этих условиях можно выделить разные группы учащихся: одним больше удается создание электронных документов, другим лучше даются вопросы теории информации и основы формальной логики, еще кто-то увлечен созданием собственных программ, и, наконец, есть ученики, с интересом разбирающие вопросы, связанные с функционированием компьютера, компьютерных сетей, другими техническими вопросами. Однако, как и в любом другом учебном предмете, в информатике и ИКТ существуют образовательные стандарты и учитель должен привести знания ребят по предмету к этим стандартам. Используя интерес учащихся к какой- либо узкой области знаний, учитель должен и может сформировать устойчивый интерес к предмету «Информатика и ИКТ» в целом, что позволит говорить в этом случае о высоком качестве знаний по предмету.

В связи с этим возникает необходимость в подборе диагностических работ по проверке качества знаний. Курс информатики и ИКТ считается одним из самых сложных в школе. Для подтверждения данного утверждения приведу следующий факт: время на выполнение ГИА по информатике


 

составляет 4 часа, то есть столько же, как и на его выполнение по математике это самый продолжительный временной промежуток на выполнение ГИА. Кроме того, ГИА по информатике и ИКТ требует от учащихся высоких знаний в области математики, навыков алгоритмического мышления, владения основами какого-либо языка программирования.

Перед учителем стоит проблема объективной оценки качества знаний учащихся. Как и чем измерить качество знаний? В качестве ориентира для создания диагностических работ можно использовать задания ГИА.

Безусловно, при проведении диагностики качества знаний возможно использование тестов в электронном виде, а также традиционные контрольные письменные работы и выполнение практических работ. Подобные задания составляет каждый учитель, при этом он может использовать некоторые готовые материалы, может предложить учащимся свои оригинальные задания. В этом случае возникает проблема объективности оценок в работах, составленных самим учителем. Можно ли считать подобные работы инструментом для оценки качества знаний? Представляется, что верным будет использование различных подходов и традиционные формы контроля и качественно новые с использованием заданий построенных в форме.

Письменные работы по информатике и ИКТ должны иметь отличную форму от письменных работ по другим учебным предметам. Учащимся предлагается провести анализ различных программных средств для программирования, предложить и записать технологию (алгоритм) обработки информации с помощью того или иного приложения, сравнить различные приложения. Эти работы должны быть выдержаны в определенном стиле (научно-популярная статья), не должны содержать фактографических ошибок. В качестве примера рассмотрим работу, проводимую с учениками 9 класса. Ученики 9 класса уже закончили изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе, и в 9 классе происходит углубление и систематизация знаний и умений учащихся. В частности, изучается тема

«Алгоритмизация и программирование». В рамках этой темы учащиеся знакомятся с понятием массива, одномерного массива, с суммой элементов массива.

Как один из методов контроля качества обучения предлагается выполнить письменные работы по следующим темам: описать особенности интерфейса какого-либо приложения для программирования; описать основные технологические приёмы работы; провести сравнение каких-либо двух приложений для программирования.

После выполнения работы и её проверки учителем необходимо провести анализ удачных и неудачных работ, выявить ошибки и указать способы их устранения. В качестве критериев оценки подобных работ можно назвать следующее: отсутствие фактографических ошибок; верное использование терминологии; соответствие стиля изложения.


 

Необходимо отметить, что научить детей правильно излагать свои мысли на уроке информатики, как устно, так и письменно чрезвычайно сложно. Сложность заключается в различных факторах: использование иностранных слов в терминологии, существование компьютерного сленга, общий низкий уровень культуры речи и т. д. В связи с этим, можно говорить о высокой интеграции в данной области с такими учебными предметами как, русский язык, английский язык, литература. Еще один вид самостоятельной работы, призванный структурировать и систематизировать знания, и, что важно, умения учащихся – это выполнение практических заданий по созданию электронных документов. Электронные документы могут содержать различные виды информации: текстовую, графическую, аудио и видеоинформацию – и, наконец, возможны мультимедийные документы. Создание подобного рода электронных документов требует от учащихся высокого владения возможностями того или иного приложения (а иногда и нескольких приложений), знания технических возможностей используемого компьютера, знания особенностей восприятия информации человеком. Обычно учащимся предлагается образец документа, который необходимо воспроизвести с максимальной точностью. Перед началом выполнения работы происходит обсуждение и запись плана выполнения (алгоритма) работы: ребята называют приложение, инструменты и элементы интерфейса приложения, которые необходимо использовать для создания документа, обсуждается формат файла, в котором будет сохранен результат.

В качестве текущего контроля необходимо использовать тесты. На уроках информатики каждый ученик имеет возможность использовать персональный компьютер, значит, есть возможность проводить тестирование в электронном виде. Использование электронных тестов позволяет увидеть результат тестирования практически сразу, после того как ученик закончил его выполнять, кроме того, окончательно снимется вопрос объективности оценки – с машиной не поспоришь. Наконец, в качестве итоговых работ за полугодие, год необходимо использовать работы, построенные по схеме КИМов ГИА. В Приложении 2 представлен пример итоговой контрольной работы в 9 классе, построенной по образцу КИМов ГИА. Рассмотрим более подробно задания данной контрольной работы. В качестве заданий первой части использованы тестовые задания с выбором ответа. Как правило, подобные задания проверяют базовый уровень знаний. Задания расположены в порядке возрастания сложности. Вторая часть контрольной работы содержит задания с краткой записью ответа. Подобные задания требуют использовать знания в несколько измененной ситуации, это задания повышенного уровня сложности. Наконец, задания третьей части требуют максимально полного развернутого ответа, это задания творческого характера.


 

Приложение 1

Итоговая контрольная работа по информатике и ИКТ в 9 классе

Часть 1

Часть 1 включает 6 заданий с выбором ответа. К каждому заданию

даётся 4 ответа, только один из которых правильный.

Статья, набранная на компьютере, содержит 12 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 48 символов. В одном из представлений Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите информационный объём статьи в этом варианте представления Unicode.

1) 36 байт      2) 98 Кбайт      3) 36 Кбайт     4) 640 байт

Сколько нулей в двоичной записи десятичного числа 612?

1) 5         2) 4          3) 3         4) 6

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)

 

 

 

A

B

C

D

E

F

A

 

4

8

 

 

24

B

4

 

3

 

 

 

C

8

3

 

3

8

14

D

 

 

3

 

 

12

E

 

 

8

 

 

5

F

24

 

14

12

5

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1) 20         2) 18         3) 22        4) 24

Пользователь работал с каталогом С:\ФСБ\Досье\Общие. Затем он открыл в этом каталоге каталог Мужчины. После он вышел, поднялся на один уровень вверх, и затем еще на уровень вверх. После он вошел в каталог Преступники, и в нем открыл каталог Розыск. Запишите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

1)   С:\Преступники\Розыск

2)   С:\ФСБ\Досье\Преступники\Розыск

3)   С:\ФСБ\Общие\Розыск

4)   С:\ФСБ\Досье\Общие\Мужчины\Преступники\Розыск


 

Дан фрагмент электронной таблицы:

 

 

A

B

C

D

1

3

 

3

2

2

=(C1+A1)/2

=C1–D1

=A2–D1

 

Какая формула может быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:


1) =A1–1        2) =D1+1      3) =D1*2      4) =A1–2

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа    a,    b    положительные,   значение    соответствующей    координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1).

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Команда3 конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3

повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 раз

Сместиться на (–2, 2) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (0, –2) конец

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

1)  Сместиться на (–3, –6)

2)  Сместиться на (3, –6)

3)  Сместиться на (3, 6)

4)  Сместиться на (–15, –6)


 

Часть 2

Часть 2 состоит из 6 заданий. Ответом к заданиям этой части является число или последовательность цифр.

Таня забыла пароль для запуска компьютера, но помнила алгоритм его получения из символов «КВМАМ9КВК» в строке подсказки. Если все последовательности символов «МАМ» заменить на «RP», а «КВК» на

«1212», а из получившейся строки удалить 3 последних символа, то полученная последовательность будет паролем. Назовите пароль.

В алгоритме, записанном ниже, используются целочисленные переменные a, b, c, а также следующие операции:

Обозначения

Тип операции

:=

присваивание

+

сложение

-

вычитание

*

умножение

/

деление

^

возведение в степень

Определите значение переменной c после использования данного алгоритма: a:= 25;

b:= a-a/5; c:= a*2-b*2; b:= (c/2)^2;

c:= 2*b-a;

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной c.

Определите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма, представленного следующей блок-схемой.

Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.

В ответе укажите одно число – значение переменной b.

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.


 

Сколько существует различных путей из города А в город К?

11

 
У исполнителя Счетчик две команды, которым присвоены номера:

1.     умножь на два

2.     вычти пять

Первая команда удваивает число на экране, вторая – уменьшает его на 5. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 7 числа 31, содержащем не более 5 команд. (Например, получить из числа 11 число 40 можно по алгоритму:

Прибавь 3.                                      Прибавь 3.

Умножь на 2.                                  Прибавь 3.

Прибавь 3.

Ответом задачи будет порядок команд 11211.)

Если таких алгоритмов несколько, то запишите любой из них.

Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1024000 бит/сек. Передача данных через это соединение составила 5 секунд. Определите размер файла в килобайтах. В ответе укажите одно число.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дмитренко К. С. учитель информатики

Дмитренко К. С. учитель информатики

ГИА. Кроме того, ГИА по информатике и

ГИА. Кроме того, ГИА по информатике и

Необходимо отметить, что научить детей правильно излагать свои мысли на уроке информатики, как устно, так и письменно чрезвычайно сложно

Необходимо отметить, что научить детей правильно излагать свои мысли на уроке информатики, как устно, так и письменно чрезвычайно сложно

Приложение 1 Итоговая контрольная работа по информатике и

Приложение 1 Итоговая контрольная работа по информатике и

Дан фрагмент электронной таблицы:

Дан фрагмент электронной таблицы:

Часть 2 Часть 2 состоит из 6 заданий

Часть 2 Часть 2 состоит из 6 заданий

Сколько существует различных путей из города

Сколько существует различных путей из города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021