Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку Обобщение опыта работы учителя русского языка МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка Маркеловой Натальи Александровны
Оценка 4.8

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку Обобщение опыта работы учителя русского языка МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка Маркеловой Натальи Александровны

Оценка 4.8
doc
05.08.2023
Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку   Обобщение опыта работы учителя русского языка  МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова  с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка Маркеловой Натальи Александровны
система подготовки к ОГЭ.doc

 

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку

 

 

Статья учителя русского языка

МОУ«СОШ имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова  с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области», филиал в с.Александровка

Маркеловой Натальи Александровны

 

Подготовка к ГИА – процесс специфический. Анализ работ ГИА показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.

Следовательно, необходимо усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой, которое может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы.

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я работаю в сельской общеобразовательной школе, где обучающиеся, в  основном, имеют очень низкий уровень орфографической грамотности. Поэтому и в 8-9 классах при изучении синтаксиса большое внимание уделяю коррекции орфографических умений и навыков. Эту работу считаю очень важной, так как в рамках коррекционной работы по орфографии осуществляется теоретическая подготовка школьников (формирование компетентности в области русского правописания), а также практическое освоение операционного состава личностно-значимых действий. Познавательная деятельность старшеклассников на этом этапе носит как репродуктивный и частично-поисковый, так и творческий характер с постепенным переходом от самостоятельной деятельности, осуществляемой школьниками под руководством и контролем учителя, к собственно самостоятельной (творческой) работе. 

        Считаю необходимым представлять орфографию как систему, имеющую свои уровни членения. Для этого использую  опорные таблицы-схемы:

1. Правописание безударных гласных в различных морфемах.

2. Правописание о,е, ё после шипящих в различных морфемах.

3. Правописание согласных в различных частях слова.

4.Разделительный ъ,ь знаки.

5.Правописание слов с ь знаком.

6. Правописание не с различными частями речи.

7.Значение частицы ни.

8.Правописание н,нн в различных частях речи.

9.Дефисные написания.

Это дает возможность учащимся систематизировать ранее изученный материал, видеть место конкретной орфограммы в системе орфограмм. Работу провожу в следующем порядке: выбор из памяти необходимого материала -- воссоздание ранее изученного, фиксация материала в виде обобщающей таблицы, которая в дальнейшем служит опорой, стимулирующей работу памяти. На этом этапе учащиеся выполняют упражнения, текст в которых дан без пропусков букв и знаков препинания. Например:

- Объясните написания выделенных слов.

-Выберите из упражнения слова в качестве примеров-иллюстраций к только что созданной таблице- схеме.

Большое внимание уделяю проговариванию,  которое способствует восстановлению полного хода  рассуждения, графическому обозначению в процессе работы, поскольку важно осознанное запоминание опознавательных признаков и анализ собственных действий.

В коррекционной работе по орфографии провожу самостоятельную работу со справочным  материалом, целью которой является не только восстановление знания правила, но и  сопоставление правил, выделение в них общего (актуализация знаний). Использую самостоятельную работу по поэтапному сопоставлению теоретического материала с опорой,  схемой, подготовку лингвистического высказывания на заданную тему, анализ текстов-образцов с целью выявления частности употребления изучаемых орфограмм в письменной речи, создание собственного текста. И, конечно же, провожу работу по выполнению заданий, аналогичных экзаменационным – по КИМам. Таким образом, такая работа позволяет обучающимся  успешно справляться с тестовыми заданиями на экзамене,  осознанно определять условия выбора орфограмм при написании части 1 – С1 и части 3 – С2.

Первая часть экзамена (С-1) состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту и требует от школьника мобилизации памяти, навыков информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). Проанализировав свой опыт преподавания, а также результаты экзаменационных изложений, я пришла к выводу, что далеко не все ученики достаточно подготовлены к подобной письменной работе. 
Анализ работ учащихся выявил ряд проблем в написании сжатого изложения: проблему адекватности восприятия текста на слух; проблему освоения учениками лексического богатства русского языка; проблему выделения главной и второстепенной информации в тексте; неумение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой. Кроме того, многие ученики не придают должного значения разделению текста на абзацы или нечетко обозначают красную строку, а ведь в критериях оценки особое внимание обращается на абзацное членение текста.
Поэтому провожу многоплановую работу, направленную на подготовку к написанию сжатого изложения.

 Ошибкой было бы считать, что теперь надо писать больше сжатых изложений вместо сочинений и подробных изложений. Так проблемы не решить. Нужно обучать школьников пониманию текста, предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема.

С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую такой вид работы как комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста даёт учащимся возможность мыслить, рассуждать и выходить на метапредметные связи. 
Для анализа предлагаю детям памятку: 

1. Определите, что перед вами – слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.

2. Озаглавьте текст. (Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое заглавие (варианты заглавий), сопоставьте.)
3. Составьте план, выделите опорные слова.

4. Укажите особенности частей текста. Есть ли смысловая связь между ними? Есть ли языковая связь?

5. Определите тему текста. (О чем текст?)

6. Назовите идею текста, его главную мысль.

7. Укажите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению? На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.

Подумайте, какого стиля текст: разговорного или книжного? (Делового, научного, публицистического, художественного?)

Для достижения результата такая работа проводится регулярно, систематически. Практика убедительно показала, что текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Работа в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

В 9 классе запланирован элективный курс «Анализ текста», в рамках которого веду работу по углублению знаний  теоретических основ анализа текста и организую работу по практическому применению полученных знаний. 

Начиная с 5-го класса практикую написание изложений-миниатюр. Непосредственно в 8-ых и 9-ых классах ведется работа по формированию навыков сжатия текста разных стилей и объемов. Учитывая уровень подготовки своих учеников, подготовила практическую базу для отработки навыков написания изложения. Каждый учащийся получает памятку «Как писать сжатое изложение» (см. приложение 1)

 

Прослушайте текст. 

После первого чтения текста выполните следующие шаги: 

  1. Определите тему текста (о чем текст?). 
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). 
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). 
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. 
  5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. 

    Прослушайте текст во второй раз. 

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). 
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.). 
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 


Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. 

Объём изложения – не менее 70 слов. 

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

         На консультациях знакомлю обучающихся с основными  видами аудирования,  со способами компрессии текста. Для облегчения работы  применяю в работе по подготовке к изложению памятки «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как читать текст, чтобы понять его содержание». Практикую  тренировочные задания по прослушиванию текстов. 

Особые затруднения вызывает сочинение – рассуждение. Поскольку сочинение на ГИА на лингвистическую тему, особую значимость приобретают знания учащихся о языке как системе, владение теоретическим материалом. В связи с этим на консультациях рассматриваем различные языковые единицы, анализируем их взаимосвязь, работаем с текстами с целью подбора примеров и объяснения их роли в тексте. Использую памятки «Как писать сочинение-рассуждение». При написании сочинения-рассуждения нужно уметь следовать требуемой структуре: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое и тренирую его систематически, включая тексты-рассуждения в уроки на протяжении всего учебного года. Для этого использую упражнения учебника, добавив вопросы и задания, которые позволяют проверить, как ученики поняли основную мысль, логику ее развития и.т.д.

Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Совершенствую формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.  Систематически планирую повторение. Однако, как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого даю разноуровневые задания.

И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ технологий, в том числе, и при подготовке к ГИА. В своей работе в системе использую компьютерные презентации, созданные коллегами и собственные, сайты для подготовки к ГИА: Справочно-информационный портал «Русский язык»  (http://www.gramota.ru),   По уши в ГИА и ЕГЭ! (http://uchimcauchitca.blogspot.ru/), сайт учителя Е.А.Захарьиной (saharina.rumetod/gia/), ГИА 2014 по русскому языку (ege.yandex.ru›ГИА по русскому языку), Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе | Портал для специалистов школ, общеобразовательных учреждений (http://www.menobr.ru/materials/370/5819/), Теоретический материал для подготовки САМЫХ ТРУДНЫХ ЗАДАНИЙ ГИА (http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/773-teoreticheskij-material-dlya-podgotovki-samykh-trudnykh-zadanij-gia), сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru/), на котором размещен открытый банк заданий ГИА и др.

Систематизируются знания, отрабатываются умения на консультациях, которые планирую на год и вношу коррективы после пробных работ.

Такая последовательная работа дает определенные результаты: на протяжении 5 лет учащиеся на ГИА не получали неудовлетворительных оценок по русскому языку, качество знаний за этот период по результатам ГИА составило 63%: 27% обучающихся получили оценку «5», 36% -- «4».


Скачано с www.znanio.ru

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку

Система подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку

Дефисные написания. Это дает возможность учащимся систематизировать ранее изученный материал, видеть место конкретной орфограммы в системе орфограмм

Дефисные написания. Это дает возможность учащимся систематизировать ранее изученный материал, видеть место конкретной орфограммы в системе орфограмм

Определите, что перед вами – слова, предложения или текст

Определите, что перед вами – слова, предложения или текст

Прослушайте текст во второй раз

Прослушайте текст во второй раз

ФИПИ (http://www.fipi.ru/), на котором размещен открытый банк заданий

ФИПИ (http://www.fipi.ru/), на котором размещен открытый банк заданий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2023