Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №17»
Система подготовки слабо мотивированных учащихся к итоговой аттестации по математике
Автор: Евграшина Н.В.,
учитель математики,
высшая категория
г. Славгород
2024г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………......3
Содержание работы…………………………………………………………........4
1.Формирование положительной мотивации - залог успешной сдачи итоговой аттестации……………………………………………………………………………4
2.Направления деятельности при подготовке к ГИА…………………………4
3.Использование инновационных технологий………………………………….6
4.Работа со слабоуспевающими учащимися……………………………………9
5. Работа с родителями………………………………………………………….10
6.Объективность оценивания………………………………………………….. 11
7. Результативность системы работы по подготовке к ГИА…………………12
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованных источников и литературы……………… ……… 15
Введение
Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, подготовки их к дальнейшему обучению и профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях нового ФГОС и оценки качества в школе на основе государственных экзаменов. Перед учителем остро стоит вопрос о повышении качества обучения и подготовки учащихся к итоговой аттестации. Моя главная задача, как учителя математики - наиболее эффективно используя разнообразные методы и приемы обучения, опираясь на индивидуальные способности учащихся, подготовить школьников к успешной сдаче ГИА.
Актуальность темы: информационные и интеграционные процессы, происходящие в обществе и образовании, неразрывно связаны с применением инновационных образовательных технологий, системной работой всех участников образовательного процесса, все это способствует успешной сдаче итоговой аттестации.
Гипотеза: сформированные знания, умения и навыки помогут учащимся в усвоении математики и успешной сдаче ГИА.
Объект исследования: процесс формирования знаний, умений, навыков учащихся 9,11 классов для успешной сдачи ГИА.
Предмет исследования: условия для успешного индивидуального развития ученика.
Цель: повышение качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи
1.Изучить методические и психолого-педагогические материалы для подготовки учащихся к итоговой аттестации.
2.Повысить мотивацию и интерес к изучению математики, используя
инновационные технологии.
3.Развивать навыки самоконтроля учащихся.
4.Формировать у учащихся представление о структуре экзамена и особенностях процедуры его проведения.
5. Проанализировать результативность применения системы подготовки учащихся к ГИА по математике.
Методы исследования: анализ научно – методической литературы, педагогические наблюдения, обобщение полученных результатов.
Содержание работы
1.Формирование положительной мотивации - залог успешной сдачи итоговой аттестации
"Вы все - талантливые ребята!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные,
как много и хорошо умеете,
если будете постоянно работать над собой,
ставить новые цели и стремиться к их достижению…”
Такими словами я встречаю своих воспитанников на уроке. Перед учителем школы остро стоит вопрос о повышении качества обучения и подготовки учащихся к итоговой аттестации. Моя главная задача, как учителя математики, работающего в выпускных классах - наиболее эффективно используя разнообразные методы и приемы обучения, опираясь на индивидуальные способности учащихся, подготовить школьников к успешной сдаче экзаменов.
Мотивация - это внутренняя
психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних
проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам
деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не
осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как
чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он
прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у
ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному
труду.
Чтобы сформировать положительную мотивацию учащихся на уроках я использую:
§ установление связи математики с другими науками;
§ создание проблемных ситуаций, возбуждающих познавательный интерес;
§ использование методических приемов активного обучения;
§ использование самого содержания предмета математики.
Направления деятельности при подготовке к ГИА
В моей педагогической практике 16 выпусков со сдачей экзамена по математике в форме ОГЭ и ЕГЭ. Анализируя свою работу и результаты экзаменов, я пришла к выводу, что успешной сдаче итоговой аттестации способствуют:
Ø использование инновационных технологий;
Ø индивидуальный дифференцированный маршрут подготовки;
Ø деловой диалог между учителем и учеником;
Ø объективность оценивания;
Ø взаимодействие всех участников образовательного процесса;
Ø психологическая подготовка.
Свою работу строю по следующим направлениям:
Ø знакомство с нормативными документами проведения ОГЭ и ЕГЭ;
Ø системная работа с родителями учащихся, выступление на родительских собраниях в выпускных классах;
Ø вводный, текущий и итоговый контроль знаний в виде пробных экзаменов;
Ø работа с тестовыми заданиями демоверсий и заданиями прошлых лет;
Ø систематическое использование интернет платформ, с целью отработки заданий ГИА.
Подготовка к экзаменам начинается с кабинета, его оснащенности и оформления, методической копилки. Ежегодно оформляю информационный стенд сменного состава «Готовимся к ГИА», который знакомит выпускников со структурой экзаменов, типами заданий, образцами заполнения бланков ответов.
Основная нагрузка при подготовке к экзаменам приходится на выпускные классы. Стремлюсь осуществлять ее, начиная с того времени, когда беру класс на обучение. Готовить детей нужно с 5 класса. На протяжении нескольких лет мне пришлось работать только в старших классах, приходилось за два года готовить ребят, добиваться результатов.
На первых уроках знакомлю учащихся с формой проведения ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМ, критериями оценивания. Рекомендую школьникам, какими платформами для подготовки к экзамену они могут воспользоваться.
В сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы и пробелы учащихся. Важным условием хороших результатов является стремление самого ученика к успеху. Помогаю определиться с той оценкой, которую он рассчитывает получить на экзамене, и иметь собственное представление о своих возможностях для последующего планирования своих занятий. Все учащиеся в классе делятся на три группы:
Ø первая группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - преодоление порога (слабые учащиеся);
Ø вторая группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - получить более высокие баллы;
Ø третья группа - высокомотивированные учащиеся, претендующие на оценку «5».
Ребята знают, со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения. Завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ГИА по каждому типу заданий. После первых пробников получаю возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению. На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов. Особое внимание уделяю устной работе. Главное условие - системность работы на каждом уроке. Во время устной работы половину материала можно отработать в течение 5-7 минут, устный счёт провожу так, чтобы ребята начинали с лёгких примеров и переходили к более сложным заданиям. В устную и домашнюю работу включаю задания из ким ГИА на отработку алгоритма решения задания. В этом помогают платформы:
· «Учи.ру» https://uchi.ru/
· Сдам ГИА https://oge.sdamgia.ru/
· «Я Класс» https://www.yaklass.ru/
· Сайт « ФИПИ» http://fipi.ru/
· Открытый банк задач ЕГЭ по математике mathege.ru
3.Использование инновационных технологий
Чтобы обеспечить качество организации образовательного процесса и успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации по математике, эффективно использую современные образовательные технологии, в том числе информационно - коммуникационные и дистанционные образовательные технологии, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. Моя роль как учителя математики при применении этих технологий, заключается в качественной организации познавательной деятельности обучающихся, которая позволяет выйти за рамки учебника и сделать учебную и внеурочную деятельность разнообразной и интересной.
Таблица 1.Инновационные технологии
Показатели |
Наименование технологии |
|||
Технология проекта |
Информационно-коммуникативная технология |
Дистанционные образовательные технологии |
Технология формирующего оценивания |
|
Обоснование выбора технологии для данного класса (группы) |
· Данная технология способствует субъектной позиции учащегося в педагогическом процессе. Развивает исследовательские умения, учит работать в команде, быть коммуникабельным и мобильным. Защита проектов в 9 классе является одной из составляющих итоговой аттестации. Поэтому, начиная с 6 класса, готовлю учащихся к этой работе.·
|
Обучающие и контролирующие программы при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по математике 9,10,11 классы – 100% |
Использование данных технологий даёт возможность обеспечивать доставку учащимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие в процессе обучения. Предоставляет возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Опыт использования дистанционных технологий в моей педагогической деятельности показывает, что ученик, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. |
Использование техник формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. |
Готовность педагога к работе с данной образовательной технологией (КПК, самоподготовка, учебно-методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения с использованием данной технологии) |
Изучая самостоятельно методическую литературу, пройдя дистанционное обучение по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС» (72 часа), активно применяю технологию проекта. https://yadi.sk/i/5kCVwr-2x1EGvQ |
Наличие учебно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения с использованием данной технологии, а именно стационарный компьютер с выходом в Интернет в учебном кабинете.Прошла дистанционное обучение по курсу «Развитие ИКТ-компетенций педагога для повышения образовательных результатов учеников»36 часов https://disk.yandex.ru/i/0FU8X094D79JxQ |
Изучая самостоятельно методическую литературу, активно участвуя в семинарах, конференциях и тренингах применяю данные технологии в урочной и внеурочной деятельности. https://disk.yandex.ru/i/E4ofuCG-dlgy9Q
|
Владею как теоретической, так и практической составляющей технологии формирующего оценивания. Для этого самостоятельно изучаю методическую литературу.
|
«Открытость» педагога к трансляции опыта работы по данной технологии |
Обобщила опыт работы по теме «Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций» |
Применяю ИКТ на 80% своих уроков. |
В 2022 году на городской научно-практической конференции «Успешные педагогические практики как фактор повышения качества образования в рамках реализации региональных проектов национального проекта «Образование» мною обобщен опыт работы по теме «Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя математики». (доклад https://yadi.sk/i/_zC2rdtTN39owQ ) Делюсь этим опытом с коллегами в сетевых, краевом, муниципальном сообществах учителей математики. |
Трансляция опыта в рамках региональной инновационной площадки МБОУ «Лицей №17» по теме «Управление профессиональным развитием педагогов на основе результатов оценочных процедур». 17 октября 2019г. давала открытый урок в 10 классе по теме «Обратная функция» с применением технологии формирующего оценивания. (разработка открытого урока в 10 классе по теме «Обратная функция» https://yadi.sk/i/VI1wLtCVZBdXag) https://disk.yandex.ru/i/UD-YpApVnK9ZYQ |
Результативность использования образовательных технологий |
Мои учащиеся являются победителями и призёрами научно-практических конференций различного уровня https://disk.yandex.ru/i/M_TMS_4uNDpSZg https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4518401/25666857 https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4518401/28319452 Разработка открытого урока в 6 классе по теме «Модуль числа» с использованием технологии проекта. https://yadi.sk/i/xDEhwJttrcaAOw
|
Использование информационно - коммуникационной технологии в учебном процессе позволяет: - повысить мотивацию учающихся к изучению предмета; - осуществлять объективную проверку знаний с обеспечением обратной связи; -иметь положительные результаты сдачи ГИА по математике. Разработка открытого урока в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей» с использованием ИКТ технологии https://yadi.sk/i/CTUtw7Ht6cmUVA https://disk.yandex.ru/i/MGs4ffjs2x-qrQ |
Мои учащиеся являются победителями и призёрами дистанционных конкурсов и олимпиад, активно работают на платформах Учи.ру, РЭШ, Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ https://nsportal.ru/albom/2020/07/24/dostizheniya-uchashchihsya-2019-2020-god
|
|
4. Работа со слабоуспевающими учащимися
Слабоуспевающими учениками считают учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, слабые умственные способности, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. И чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа всех служб образовательного учреждения. Свою работу при подготовке к ГИА строю следующим образом. Составляю план работы.
Таблица 2. План работы со слабомотивированными учащимися
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Выявление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом. Встречи с родителями, беседы с учащимися. |
в течение года |
2. |
Ликвидация пробелов в знаниях, выявленных в ходе пробного экзамена. |
в течение 1, 2, 3,4 четверти |
3. |
Проведение дополнительных (индивидуальных) занятий. |
понедельник |
4. |
Работа на платформах по подготовке к итоговой аттестации. |
в течение года |
5. |
Организация групповых занятий по математике с обязательным ведением тетрадей по подготовке к ГИА, справочников с основными алгоритмами решения заданий, с целью ликвидации пробелов в знаниях. |
еженедельно |
6. |
Отработка основных формул заданий |
каждый урок |
7. |
Контроль посещаемости учащимися уроков математики, консультаций. |
регулярно |
8. |
Подготовка дидактического материала для организации индивидуальной работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях. |
в течение учебного года |
9. |
Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих учащихся для разработки конкретных действий по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. |
после проведения пробных экзаменов |
Учащиеся зарегистрированы на платформах «Решу ОГЭ», «Учи.ру», которые оказывают большую помощь в подготовке к итоговой аттестации еще и тем, что ученик может проверить правильность решения, а если задание не получается, может получить подробную консультацию, открыв задание, которое вызвало сложности. Системность этой работы даёт результаты. Я могу полностью проконтролировать работу, проконсультировать, проверить продвижение в обучении. Немаловажным фактором для повышения уровня знаний ребят являются пробные экзамены, которые многих заставляют задуматься о предстоящих экзаменах. Убеждения, индивидуальные беседы с настроем на добросовестную работу - все это приближает к успеху.
В лицее создана информационная среда, обеспечивающая благоприятные условия для творческой самореализации педагогов и школьников. Систематическое стимулирование учебной деятельности: создание ситуации успеха, похвала, индивидуальные беседы, помощь психолога, консультации родителей. Опрос на каждом уроке, проверка выполнения домашнего задания, помощь в планировании учебной деятельности способствуют ситуации успеха и дальнейшему продвижению по преодолению трудностей в усвоении программного материала.
5. Работа с родителями
На обеспечение результативной сдачи экзамена направлена работа с родителями выпускников, потому что успехи детей зависят и от установок, контроля родителей. Уже в сентябре проходят родительские собрания, на которых родителей знакомят с процедурой ГИА. Я как учитель математики довожу до сведения родителей требования к уровню подготовки и систематически информирую о результатах их детей, провожу консультации по подготовке к ГИА.
Формы работы с родителями
· выступления на родительских собраниях;
· индивидуальные консультации;
· ознакомление с результатами пробных экзаменов;
· разработка совместно с родителями индивидуального маршрута по ликвидации пробелов в знаниях.
Родители, зарегистрированные на платформе «Учи.ру» имеют возможность контролировать уровень подготовки своих ребят.
Рисунок1.Численность, зарегистрированных на платформе «Учи.ру»
На этой платформе работаю с ребятами с 2017 года. Мои учащиеся активные участники олимпиад, проводимых на «Учи.ру» и других образовательных платформах. По результатам, которых награждены грамотами и благодарностями (https://nsportal.ru/node/4518402). Я, как педагог, активно работающий на образовательных платформах, имею благодарственные письма, прослушиваю вебинары, с целью повышения квалификации (https://nsportal.ru/node/454300). По итогам программы «Активный учитель» являюсь «Экспертом в онлайн-образовании» (https://nsportal.ru/node/4518401).
6. Объективность оценивания
С расширением спектра внешних оценочных процедур передо мной, как учителем, готовящим учащихся к итоговой аттестации, одной из главных задач является объективность оценивания знаний, которые выпускники должны подтвердить на итоговой аттестации. Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.
Важнейшей задачей каждой школы является эффективная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ и ОГЭ.
Внутренняя оценка включает стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Внешняя процедура оценивания включает государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Рисунок 2.Оценочные процедуры
В системе оценивания лицея используется внутренняя оценка, выставляемая педагогом.
Внутренняя оценка. Формы контроля и учета достижений:
Ø устный опрос;
Ø контрольная работа;
Ø письменная самостоятельная работа;
Ø математические диктанты;
Ø тестовые задания.
В своей работе оценочную деятельность строю на основе следующих общих принципов:
n оценивание является постоянным процессом;
n оценивание может быть только по критериям;
n оцениваю с помощью отметки только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
Оцениваю только то, чему учу. В своей работе придерживаюсь принципа, не навреди. В 2022 году прошла курсы повышения квалификации в КАУ ДПО «АИРО имени А. М. Топорова» «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования: Математика» (https://disk.yandex.ru/i/WuhAEozrARoUQg). Имея большой опыт сдачи ЕГЭ по математике, знаю, что любое завышение оценки скажется на результатах экзамена, поэтому объективно подхожу к выставлению оценок по предмету.
7. Результативность системы работы по подготовке к ГИА
Мы учителя должны доносить достоверную информацию до родителей учащихся о знаниях их детей. Чтобы потом при получении баллов на экзамене не возникало вопросов: «А почему?». Слаженная работа администрации лицея, педагогического коллектива, педагога психолога, систематический контроль со стороны родителей, хорошие вычислительные навыки, знание формул и алгоритмов решения заданий, тесная работа с классным руководителем по успеваемости учащихся - вот залог успешной сдачи итоговой аттестации по математике.
По результатам внешней оценки уровня знаний, обучающихся с 2019-2023г. результаты экзаменов моих учащихся по математике выше краевых и муниципальных показателей. Ребята подтверждают свои оценки на ГИА.
Таблица 3. Сведения о результатах итоговой аттестации по предмету математика
Период |
Кол-во учащихся |
Максимальный балл ЕГЭ Математика профильная |
Максимальный балл ОГЭ |
Средний балл учащихся МБОУ «Лицей №17» |
Средний балл по Алтайскому краю |
2019-2020 |
13 |
78 |
|
65 |
52,06 |
2020-2021 |
16 |
82 |
|
62 |
54,32 |
2021-2022 |
15 |
84 |
|
58,2 |
51,15 |
2022-2023 |
50 |
|
23 |
13,7 |
12,08 |
Рисунок 3.Соответствие годовых и экзаменационных оценок в 2021-2022г. по профильной математике
Рисунок 4.Соответствие годовых и экзаменационных оценок в 2022-2023г. ОГЭ по математике
Заключение
Подводя итог, можно сказать следующее: успешная сдача итоговой аттестации — это планомерный процесс, в котором участвуют все члены образовательного процесса. «Невозможно научить плавать, стоя на берегу». Добиться положительных результатов помогают
Немаловажным является развитие сферы рефлексивной деятельности учащихся, что способствует
· формированию умения устранять свои ошибки;
· формированию умения проверять и контролировать свои действия;
· обозначению четких эталонов оценивания.
Использование современных инновационных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь положительного результата в обучении математике, развивает познавательный интерес к предмету, мотивирует обучающихся. Расширяет их кругозор, формирует умения добывать информацию из разнообразных источников. Мотивация, отработка тестовых заданий, работа на образовательных платформах, проведение пробных экзаменов, индивидуальные консультации, вот те формы работы с выпускниками, которые ведут к успешной сдаче экзаменов.
Список использованных источников и литературы
1.Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования / М.Н. Гуслова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.
2.Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. – М.: Academia, 2018. – 256 c.
3.Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -176с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.