Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике»

  • docx
  • 17.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала нпк-2024.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №17»

 

 

 

Система подготовки слабо мотивированных учащихся к итоговой аттестации по математике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Евграшина Н.В.,

учитель математики,

высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Славгород
2024г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3

Содержание работы…………………………………………………………........4

    1.Формирование положительной мотивации - залог успешной сдачи итоговой            аттестации……………………………………………………………………………4

2.Направления деятельности при подготовке к ГИА…………………………4

3.Использование инновационных технологий………………………………….6

4.Работа со слабоуспевающими учащимися……………………………………9

    5. Работа с родителями………………………………………………………….10

6.Объективность оценивания………………………………………………….. 11

7. Результативность системы работы по подготовке к ГИА…………………12

Заключение……………………………………………………………………....14

Список использованных источников и  литературы……………… ……… 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, подготовки их к дальнейшему обучению и профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях нового ФГОС и оценки качества в школе на основе государственных экзаменов.  Перед учителем остро стоит вопрос о повышении качества обучения и подготовки учащихся к итоговой аттестации. Моя главная задача, как учителя математики - наиболее эффективно используя разнообразные методы и приемы обучения, опираясь на индивидуальные способности учащихся, подготовить школьников к успешной сдаче ГИА.

Актуальность темы: информационные и интеграционные процессы, происходящие в обществе и образовании, неразрывно связаны с применением инновационных образовательных технологий, системной работой всех участников образовательного процесса, все это способствует успешной сдаче итоговой аттестации.

Гипотеза: сформированные знания, умения и навыки помогут учащимся в усвоении математики и успешной сдаче ГИА.

Объект исследования: процесс формирования знаний, умений, навыков учащихся   9,11 классов для успешной сдачи ГИА.

Предмет исследования: условия для успешного индивидуального развития ученика.

Цель: повышение качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.

Задачи

1.Изучить методические и психолого-педагогические материалы для подготовки учащихся к итоговой аттестации.

 2.Повысить мотивацию и интерес к изучению математики, используя

инновационные технологии.

3.Развивать навыки самоконтроля учащихся.

4.Формировать у учащихся представление о структуре экзамена и особенностях процедуры его проведения.

5. Проанализировать результативность применения системы подготовки учащихся к ГИА по математике. 

Методы исследования: анализ научно – методической литературы, педагогические наблюдения, обобщение полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

Содержание работы

1.Формирование положительной мотивации - залог успешной сдачи итоговой аттестации

"Вы все - талантливые ребята! 

Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные,

как много и хорошо умеете,

если будете постоянно работать над собой,

ставить новые цели и стремиться к их достижению…”

           

        Такими словами я встречаю своих воспитанников на уроке.   Перед учителем школы остро стоит вопрос о повышении качества обучения и подготовки учащихся к итоговой аттестации. Моя главная задача, как учителя математики, работающего в выпускных классах - наиболее эффективно используя разнообразные методы и приемы обучения, опираясь на индивидуальные способности учащихся, подготовить школьников к успешной сдаче экзаменов.

        Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
            Чтобы сформировать положительную мотивацию учащихся на уроках я использую:

§  установление связи математики с другими науками;

§  создание проблемных ситуаций, возбуждающих познавательный интерес;

§  использование методических приемов активного обучения;

§  использование самого содержания предмета математики.

 

Направления деятельности при подготовке к ГИА

             В моей педагогической практике 16 выпусков со сдачей экзамена по математике в форме ОГЭ и ЕГЭ.  Анализируя свою работу и результаты экзаменов, я пришла к выводу, что успешной сдаче итоговой аттестации   способствуют:

Ø использование инновационных технологий;

Ø индивидуальный дифференцированный маршрут подготовки;

Ø деловой диалог между учителем и учеником;

Ø объективность оценивания;

Ø взаимодействие всех участников образовательного процесса;

Ø психологическая подготовка.

 Свою работу строю по следующим направлениям:

Ø знакомство с нормативными документами проведения ОГЭ и ЕГЭ;

Ø системная работа с родителями учащихся, выступление на родительских собраниях в выпускных классах;

Ø вводный, текущий и итоговый контроль знаний в виде пробных экзаменов;

Ø работа с тестовыми заданиями демоверсий и заданиями прошлых лет;

Ø систематическое использование интернет платформ, с целью отработки заданий ГИА.

       Подготовка к экзаменам начинается с кабинета, его оснащенности и оформления, методической копилки. Ежегодно оформляю информационный стенд сменного состава «Готовимся к ГИА», который знакомит выпускников со структурой экзаменов, типами заданий, образцами заполнения бланков ответов.                                          

        Основная нагрузка при подготовке к экзаменам приходится на выпускные классы. Стремлюсь осуществлять ее, начиная с того времени, когда беру класс на обучение. Готовить детей нужно с 5 класса. На протяжении нескольких лет мне пришлось работать только в старших классах, приходилось за два года готовить ребят, добиваться результатов.

        На первых уроках знакомлю учащихся с формой проведения ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМ, критериями оценивания. Рекомендую школьникам, какими платформами для подготовки к экзамену они могут воспользоваться.

        В сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы и пробелы учащихся. Важным   условием хороших результатов является стремление самого ученика к успеху. Помогаю определиться с той оценкой, которую он рассчитывает получить на экзамене, и иметь собственное представление о своих возможностях для последующего планирования своих занятий. Все учащиеся в классе делятся на три группы:

Ø первая группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - преодоление порога (слабые учащиеся);

Ø вторая группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - получить более высокие баллы;

Ø третья группа -  высокомотивированные учащиеся, претендующие на оценку «5».    

Ребята знают, со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения. Завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ГИА по каждому типу заданий. После первых пробников получаю возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению.   На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов. Особое внимание уделяю устной работе. Главное условие - системность работы на каждом уроке. Во время устной работы половину материала можно отработать в течение 5-7 минут, устный счёт провожу так, чтобы ребята начинали с лёгких примеров и переходили к более сложным заданиям.  В устную и домашнюю работу включаю задания из ким ГИА на отработку алгоритма решения задания. В этом помогают платформы:

·        «Учи.ру»  https://uchi.ru/

·         Сдам ГИА https://oge.sdamgia.ru/

·        «Я Класс»   https://www.yaklass.ru/

·        Сайт « ФИПИ» http://fipi.ru/

·        Открытый банк задач ЕГЭ по математике mathege.ru

           

3.Использование инновационных технологий

        Чтобы обеспечить качество организации образовательного процесса и успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации по математике, эффективно использую современные образовательные технологии, в том числе информационно - коммуникационные и дистанционные образовательные технологии, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. Моя роль как учителя математики при применении этих технологий, заключается в качественной организации познавательной деятельности обучающихся,   которая позволяет выйти за рамки учебника и сделать учебную и внеурочную деятельность разнообразной и интересной.

 

Таблица 1.Инновационные технологии

Показатели

Наименование технологии

Технология проекта

Информационно-коммуникативная технология

Дистанционные образовательные 

технологии

Технология формирующего оценивания

Обоснование выбора технологии для данного класса (группы)

·         Данная технология способствует субъектной позиции учащегося в педагогическом процессе. Развивает исследовательские умения, учит работать в команде, быть коммуникабельным и мобильным. Защита проектов в 9 классе является одной из составляющих итоговой аттестации. Поэтому, начиная с 6 класса, готовлю учащихся к этой работе.

·          

 

Обучающие и контролирующие программы при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по математике

9,10,11 классы – 100%

Использование данных технологий даёт возможность обеспечивать доставку учащимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие в процессе обучения. Предоставляет возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Опыт использования дистанционных технологий в моей педагогической деятельности показывает, что ученик, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным.  

Использование техник формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения.

Готовность педагога к работе с данной образовательной технологией (КПК, самоподготовка, учебно-методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения с использованием данной технологии)

Изучая самостоятельно методическую литературу, пройдя дистанционное обучение по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

(72 часа), активно применяю технологию проекта.

https://yadi.sk/i/5kCVwr-2x1EGvQ

Наличие учебно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения с использованием данной технологии, а именно стационарный компьютер с выходом в Интернет в учебном кабинете.Прошла дистанционное обучение по курсу «Развитие ИКТ-компетенций педагога для повышения образовательных результатов учеников»36 часов

https://disk.yandex.ru/i/0FU8X094D79JxQ

Изучая самостоятельно методическую литературу, активно участвуя в семинарах, конференциях и тренингах применяю данные технологии в урочной и внеурочной деятельности.  https://disk.yandex.ru/i/E4ofuCG-dlgy9Q

 

Владею как теоретической, так и практической составляющей технологии формирующего оценивания. Для этого самостоятельно изучаю методическую литературу.

 

«Открытость» педагога к трансляции опыта работы по данной технологии

Обобщила опыт работы по теме «Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций»

Применяю ИКТ на 80% своих уроков.

В 2022 году на городской научно-практической конференции «Успешные педагогические практики как фактор повышения качества образования в рамках реализации региональных проектов национального проекта «Образование» мною обобщен опыт работы по теме «Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя математики».

(доклад https://yadi.sk/i/_zC2rdtTN39owQ )

Делюсь этим опытом с коллегами в сетевых, краевом, муниципальном сообществах учителей математики.

Трансляция опыта в рамках региональной инновационной площадки МБОУ «Лицей №17» по теме «Управление профессиональным развитием педагогов на основе результатов оценочных процедур». 17 октября 2019г. давала открытый урок в 10 классе по теме «Обратная функция» с применением технологии формирующего оценивания.

(разработка открытого урока в 10 классе по теме «Обратная функция» https://yadi.sk/i/VI1wLtCVZBdXag)

https://disk.yandex.ru/i/UD-YpApVnK9ZYQ

Результативность использования образовательных технологий

Мои учащиеся являются победителями и призёрами научно-практических конференций различного уровня https://disk.yandex.ru/i/M_TMS_4uNDpSZg

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4518401/25666857

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4518401/28319452

Разработка открытого урока в 6 классе по теме «Модуль числа» с использованием технологии проекта. https://yadi.sk/i/xDEhwJttrcaAOw

 

 

Использование информационно - коммуникационной технологии в учебном процессе позволяет:

- повысить мотивацию учающихся к изучению  предмета;

- осуществлять  объективную проверку   знаний с обеспечением  обратной связи;

-иметь положительные результаты  сдачи ГИА  по математике.

Разработка открытого урока в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей» с использованием ИКТ технологии https://yadi.sk/i/CTUtw7Ht6cmUVA

https://disk.yandex.ru/i/MGs4ffjs2x-qrQ

Мои учащиеся являются победителями и призёрами дистанционных конкурсов и олимпиад, активно работают на платформах Учи.ру, РЭШ, Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ

https://nsportal.ru/albom/2020/07/24/dostizheniya-uchashchihsya-2019-2020-god

 

 

 

 

 

4.     Работа со слабоуспевающими учащимися

       Слабоуспевающими учениками считают учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, слабые умственные способности, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. И чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа всех служб образовательного учреждения. Свою работу при подготовке к ГИА строю следующим образом. Составляю план работы.

Таблица 2. План работы со слабомотивированными учащимися

Мероприятия

Сроки

1.

Выявление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом.  Встречи с родителями, беседы с учащимися.

в течение года

2.

Ликвидация пробелов в знаниях, выявленных в ходе пробного экзамена.

в течение 1, 2, 3,4 четверти

3.

Проведение дополнительных (индивидуальных) занятий.

понедельник

      4.

 Работа на платформах по подготовке к итоговой аттестации.

в течение года

5.

Организация групповых занятий по математике с обязательным ведением тетрадей по подготовке к ГИА, справочников с основными алгоритмами решения заданий, с целью ликвидации пробелов в знаниях.

еженедельно

6.

Отработка основных формул заданий

каждый урок

7.

Контроль посещаемости учащимися уроков математики, консультаций.

регулярно

8.

Подготовка   дидактического материала для организации индивидуальной работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях.

в течение учебного года

9.

Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих учащихся для разработки конкретных действий по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.             

после проведения пробных экзаменов

 

Учащиеся зарегистрированы на платформах «Решу ОГЭ», «Учи.ру», которые оказывают большую помощь в подготовке к итоговой аттестации еще и тем, что ученик может проверить правильность решения, а если задание не получается, может получить подробную консультацию, открыв задание, которое вызвало сложности. Системность этой работы даёт результаты.  Я могу полностью проконтролировать работу, проконсультировать, проверить продвижение в обучении.   Немаловажным фактором для повышения уровня знаний ребят являются пробные экзамены, которые многих заставляют задуматься о предстоящих экзаменах. Убеждения, индивидуальные беседы с настроем на добросовестную работу - все это приближает к успеху.  

 В лицее создана информационная среда, обеспечивающая благоприятные условия для творческой самореализации педагогов и школьников. Систематическое стимулирование учебной деятельности: создание ситуации успеха, похвала, индивидуальные беседы, помощь психолога, консультации родителей. Опрос на каждом уроке, проверка выполнения домашнего задания, помощь в планировании учебной деятельности способствуют ситуации успеха и дальнейшему продвижению по преодолению трудностей в усвоении программного материала. 

 

 5. Работа с родителями

         На обеспечение результативной сдачи экзамена направлена работа с родителями выпускников, потому что успехи детей зависят и от установок, контроля родителей.  Уже в сентябре проходят родительские собрания, на которых родителей знакомят с процедурой ГИА.  Я как учитель математики довожу до сведения родителей требования к уровню подготовки и систематически информирую о результатах их детей, провожу консультации по подготовке к ГИА.

Формы работы с родителями

·        выступления на родительских собраниях;

·        индивидуальные консультации;

·        ознакомление с результатами пробных экзаменов;

·        разработка совместно с родителями индивидуального маршрута по ликвидации пробелов в знаниях.

        Родители, зарегистрированные на платформе «Учи.ру» имеют возможность контролировать уровень подготовки своих ребят.

 

Рисунок1.Численность, зарегистрированных на платформе «Учи.ру»

На этой платформе работаю с ребятами с  2017 года. Мои учащиеся активные участники олимпиад, проводимых на «Учи.ру» и других образовательных платформах. По результатам, которых награждены грамотами и благодарностями (https://nsportal.ru/node/4518402). Я, как педагог, активно работающий на образовательных платформах, имею благодарственные письма, прослушиваю вебинары, с целью повышения квалификации (https://nsportal.ru/node/454300). По итогам программы «Активный учитель» являюсь «Экспертом в онлайн-образовании» (https://nsportal.ru/node/4518401).

 

6.     Объективность оценивания

            С расширением спектра внешних оценочных процедур передо мной, как учителем, готовящим учащихся к итоговой аттестации, одной из главных задач является объективность оценивания знаний, которые выпускники должны подтвердить на итоговой аттестации.  Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.

         Важнейшей задачей каждой школы является эффективная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ и ОГЭ.

         Внутренняя оценка включает стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

         Внешняя процедура оценивания включает государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

 

Рисунок 2.Оценочные процедуры

         В системе оценивания лицея используется внутренняя оценка, выставляемая педагогом.

Внутренняя оценка. Формы контроля и учета достижений:

Ø устный опрос;

Ø контрольная работа;

Ø письменная самостоятельная работа;

Ø математические диктанты;

Ø тестовые задания.

В своей работе оценочную деятельность строю на основе следующих общих принципов:

n  оценивание является постоянным процессом;

n  оценивание может быть только по критериям;

n  оцениваю с помощью отметки только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

        Оцениваю только то, чему учу. В своей работе придерживаюсь принципа, не навреди. В 2022 году прошла курсы повышения квалификации в КАУ ДПО «АИРО имени А. М. Топорова» «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования: Математика» (https://disk.yandex.ru/i/WuhAEozrARoUQg). Имея большой опыт сдачи ЕГЭ по математике, знаю, что любое завышение оценки скажется на результатах экзамена, поэтому объективно подхожу к выставлению оценок по предмету.

 

 

7.     Результативность системы работы по подготовке к ГИА

          Мы учителя должны доносить достоверную информацию до родителей учащихся о знаниях их детей. Чтобы потом при получении баллов на экзамене не возникало вопросов: «А почему?». Слаженная работа администрации лицея, педагогического коллектива, педагога психолога, систематический контроль со стороны родителей, хорошие вычислительные навыки, знание формул и алгоритмов решения заданий, тесная работа с классным руководителем по успеваемости учащихся - вот залог успешной сдачи итоговой аттестации по математике.

          По результатам внешней оценки уровня знаний, обучающихся с 2019-2023г. результаты экзаменов моих учащихся по математике выше краевых и муниципальных показателей. Ребята подтверждают свои оценки на ГИА.

          

Таблица 3. Сведения о результатах итоговой аттестации по предмету математика

Период

Кол-во учащихся

Максимальный балл ЕГЭ Математика профильная

Максимальный балл ОГЭ

 Средний балл учащихся

МБОУ «Лицей №17»

Средний балл по Алтайскому краю

2019-2020

13

78

 

65

52,06

2020-2021

16

82

 

62

54,32

2021-2022

15

84

 

58,2

51,15

2022-2023

50

 

23

13,7

12,08

 

Рисунок 3.Соответствие годовых и экзаменационных оценок в 2021-2022г. по профильной математике

 

Рисунок 4.Соответствие годовых и экзаменационных оценок в 2022-2023г. ОГЭ по математике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Подводя итог, можно сказать следующее: успешная сдача итоговой аттестации — это планомерный процесс, в котором участвуют все члены образовательного процесса. «Невозможно научить плавать, стоя на берегу». Добиться положительных результатов помогают

 

          Немаловажным является развитие сферы рефлексивной деятельности учащихся, что способствует

·        формированию умения устранять свои ошибки;

·        формированию умения проверять и контролировать свои действия;

·        обозначению четких эталонов оценивания.

          Использование современных инновационных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь положительного результата в обучении математике, развивает познавательный интерес к предмету, мотивирует обучающихся. Расширяет их кругозор, формирует умения добывать информацию из разнообразных источников. Мотивация, отработка тестовых заданий, работа на образовательных платформах, проведение пробных экзаменов, индивидуальные консультации, вот те формы работы с выпускниками, которые ведут к успешной сдаче экзаменов.

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1.Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования / М.Н. Гуслова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.

2.Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. – М.: Academia, 2018. – 256 c.

3.Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -176с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru