24 урок, 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ___________
Тема урока: «Система программирования»
Цель: Познакомить учащихся с первоначальными данными нужными для разработки программ – языками программирования Паскаль, алгоритмический язык.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация начальных знаний учащихся.
Под системой программирования следует понимать систему, образуемую языком программирования, а также вспомогательными средствами для подготовки программ в форме, пригодной для выполнения. Система программирования, иногда говорят «среда программирования», позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно исправлять их, отлаживать и исполнять программу.
Языки программирования являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом и семантикой, поэтому они не допускают свободного толкования инструкций, характерного для естественного языка.
III. Изучение нового материала.
Разбор теории:
1. определение программирования
2. алфавит, формы записи
3. структура программы – пример программы, записываем в тетрадь
Разберем первую программу, которая вычисляет произведение двух целых чисел:
Program p1; Begin |
Program p2; Begin b:=9; |
4. переменные – определение записать
5. функции
6. операторы линейного алгоритма
Алгоритмы можно записать разыми способами. Нас будет интересовать самый трудный – на языке программирования.
Языки программирования:
Алфавит языка
Язык программирования, как другой язык имеет свой алфавит – набор символов.
Школьный алгоритмический |
Паскаль |
1)
прописные и заглавные буквы русского алфавита; |
1)
26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; |
Математические операции:
Название операции |
Форма записи |
|
Школьный алгоритмический |
Паскаль |
|
сложение |
А + В |
А + В |
вычитание |
А - В |
А – В |
умножение |
А * В |
А * В |
деление |
А / В |
А / В |
Возведение в степень |
А ^ 2 |
Нет |
Элементарные функции:
Название операции |
Форма записи |
|
Школьный алгоритмический |
Паскаль |
|
Абсолютноезначение х |
Abs(x) |
Abs(x) |
Ln x |
Log(x) |
Ln(x) |
Arctg x |
|
Arctan9x) |
Случайное число |
|
random(x) |
Cos x |
Cos(x) |
Cos(x) |
ex |
Exp(x) |
Exp(x) |
Sin x |
Sin(x) |
Sin(x) |
Целая часть числа х |
|
int(x) |
Целая часть числа х округление |
|
round(x) |
Квадратный корень от х |
Sqr(x) |
Sqrt(x) |
Квадрат числа |
Нет |
Sqr(x) |
Деление нацело |
|
DIV |
Остаток от деления |
Mod (a,b) |
a MOD b |
Структура программы
Школьный алгоритмический |
Паскаль |
алг – название
алгоритма (аргументы и результаты) |
PROGRAM
<имя
программы>; |
Переменная – это параметр программы, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы. Переменная характеризуется тремя параметрами:
В языке программирования любая переменная или константа должна быть отнесена к определенному типу.
Элементарные функции:
Типы переменных |
Форма записи |
|
Школьный алгоритмический |
Паскаль |
|
Целое положительное |
цел |
Byte 0..255 |
Короткое целое |
цел |
Shortint |
Целое |
цел |
integer |
Длинное
целое |
|
longint |
Вещественное |
вещ |
Real |
Cтроковые |
лит |
String |
Символьный |
лит |
Char |
Логический |
лог |
boolean |
Основные операторы, нужные для построения линейных алгоритмов
Название оператора |
Форма записи |
|
Школьный алгоритмический |
Паскаль |
|
Присвоение (присваивание) |
:= |
:= |
Ввод |
ввод |
READLN |
Вывод |
вывод |
WRITELN |
V. Практическая работа
Работа за ПК, набор задач
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание – теория.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.