Система работы классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде
Основными условиями воспитания в нашем техникуме, являются организация гармоничного образа жизни, налаживание межличностных отношений в студенческом коллективе, исключение насилия, принуждения, обеспечение для молодых людей чувства безопасности, защищённости через осознание своей принадлежности к определённой группе, семье, друзьям, нации. Педагоги создают в нашем учреждении условия для гармоничного развития личности, самовыражения , помогают студенту осознать себя частью большого мира людей, где у него есть свое место, свои права и обязанности. Студент, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений, учится сотрудничать со сверстниками, делиться положительными эмоциями. В нашем техникуме есть студенты других национальностей. В моей группе учится одна нерусская студентка, никакой дискриминации по этому поводу она не испытывает.
Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным путём изучать межличностные отношения в коллективе и учиться зарабатывать себе авторитет. Некоторые дети совершенно спокойно адаптируются в любом новом обществе: сколько ни переводи их из школы в школу, сколько ни отправляй в детские лагеря, везде у них толпы приятелей и друзей. Но, к сожалению, далеко не всем детям дан от природы такой дар общения. Многие дети испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников.
Если РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ
Достаточно завестись в группе одному, скажем так, вредному ребенку – и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность самоутверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые, доброжелательные, не привыкшие к направленному против них насилию, дети. Среди них может оказаться любой ребенок, поэтому при поступлении детей в новый коллектив, первое время следует быть педагогам начеку.
Если вы чувствуете, что в группе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать, объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством. Однако, зачастую, и мы это неоднократно видели, что
1. Конфликты неизбежны
В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к взаимовыгодному согласию. Со своей стороны студенту нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).
2. Понравиться всем невозможно
Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку, что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».
3. Всегда защищаться!
Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать: если его обозвали или стукнули, надо отреагировать, ответить. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.
4. Сохранять нейтралитет
Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).
Что должен знать учитель:
Как правило, если у студента действительно не ладится контакт со сверстниками, одними беседами тут не обойдешься, и мы педагоги должны еще на начальном этапе, как ребенок поступил в коллектив, предпринять все возможные меры, чтобы он вписался в социум. Необходимо наладить контакт между учителем и родителем, рассказать о проблемах своего воспитанника и сделать его своим союзником.
- сделайте так, чтобы ребенок внешне не очень выделялся среди других.
- если у ребенка нестандартная внешность, необходимо подготовить его морально к «нападкам» со стороны окружающих: необходимо детям объяснить, что некрасивых детей, людей нет, что они не виноваты, в том, что у них имеются какие – то дефекты (
зрение, глухота, хромота…) и что родителей не выбирают.
- если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях, можно с ним побеседовать и рассказать, как нужно себя вести, («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения, и в этой ситуации классный руководитель должен стать на защиту такого ребенка.
Существует мнение, что «ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ» и взрослым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех ситуаций. Во-первых, ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную поддержку. Во-вторых, вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.
Зачастую мы слышим такие слова: «Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»
Что делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы, самый простой путь – пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение. «Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.
Если такая проблема возникает в семье, то родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими пацанами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спортивную секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы самообороны могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний случай.
Какие же дети больше всего страдают?
- Дети с нестандартной внешностью
• слишком толстые (или слишком худые)
• маленького или слишком высокого роста
• дети в очках (особенно в корректирующих – с одним закрытым глазом)
• рыжие
• чересчур кудрявые
- дети, имеющие неприятные для окружающих привычки
• постоянно шмыгающие носом (или ковыряющие в носу)
• неопрятно одетые, с грязными волосами
• дети, которые чавкают за едой, разговаривают с набитым ртом …
Дети, неадекватные в общении
• слишком назойливые и болтливые
• слишком робкие и застенчивые
• легко ранимые и обидчивые
• нытики
• хвастуны
• вруны
Дети, выделяющиеся из коллектива
• дети, одетые подчеркнуто лучше других
• любимчики учителей (а также дети, которых не любят учителя)
• ябеды и плаксы
• маменькины сынки
• слишком заумные («не от мира сего»)
ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:
Игнорирование
На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одногруппников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о техникуме.
Что делать родителям?
Поговорить с классным руководителем, попытаться самому наладить контакт с детьми (свести их со своим ребенком)
Пассивное неприятие
Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в техникум, приходит с занятий в плохом настроении.
Что делать родителям?
Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителей.
Активное неприятие
Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказывается идти в учебное заведение, часто плачет без причины.
Что делать родителям?
Перевести ребенка в другую группу (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться к психологу.
Травля
Постоянные насмешки, студента дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.
Что делать родителям?
Срочно перевести ребенка в другое учебное заведение! Отдать его в кружок, где он сможет максимально проявить свои способности и быть на высоте. Обратиться к психологу.
Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имеет кросс-культурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать, чувствовать и понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого народа.
Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а активная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а то, что объединяет.
Людям свойственны разные воззрения и интересы (социальные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится основой цивилизованных отношений между людьми.
Основой толерантности является признание права на отличие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство — светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-й) говорится, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания».
Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности.
Таким образом, диагностика позволяет увидеть результаты воспитательного процесса, недостатки воспитания и скорректировать работу классного руководителя по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений в молодёжной среде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.