Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Профессиональное училище №13 имени дважды Героя Социалистического Труда
В.И.Штепо»
Система работы
мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин по профессии
43.01.02 Парикмахер.
Жиганова Анна Алексеевна
мастер производственного обучения
2020 г.
Г. Калач-на-Дону
Содержание
1. Теоретическая база система работы.
2. Актуальность и перспективность системы работы.
3. Новизна системы работы.
4. Адресность системы работы.
5. Трудоемкость системы работы.
6. Технология описания системы работы.
7. Результативность системы работы.
8. Приложения
1. Теоретическая база системы работы.
Работая мастером производственного обучения, я поняла, что одна из основных задач - помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования обучающихся студентов. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Технология развивающего обучения обеспечивает кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний на уроках производственного обучения. Только тогда эти знания помогают развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности. Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует обще учебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.
Применение развивающего обучения направлено на подготовку обучающихся к самообразованию, самоопределению, саморазвитию.
Естественно, что инновационные уроки больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть у каждого мастера производственного обучения, но они не должны преобладать в общей структуре обучения. Мастеру производственного обучения необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе.
2. Актуальность и перспективность системы работы
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для мастера производственного обучения, так и для обучающегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер (ПК) помогает обучающимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий на современном этапе развития российского образования очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Использование на уроках мультимедийного проектора поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному обучающемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках, информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес обучающихся и эффективность усвоения материала. Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Работая над этой темой, приходишь к выводу, что повышение качества знаний обучающихся при использовании мультимедийных презентаций – является одной из актуальных задач, стоящих перед мастером производственного обучения. Уроки с применением мультимедийных презентаций вызывают у обучающихся интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого обучающегося на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы группы. Качество знаний при этом заметно возрастает.
Таким образом, использование информационных технологий при проведении урока производственного обучения позволяет добиться высокого уровня качества знаний, расширяет возможности передачи информации и контроля знаний обучающихся в процессе обучения. Накопленный опыт в реализации проблемы обеспечения визуализации учебного материала позволяет говорить о перспективности использования информационных технологий в обучении.
Требования, предъявляемые к мастеру производственного обучения современным обществом, послужили условием становления моего педагогического опыта. Необходимость совершенствования системы образования, внедрение в практику профессиональных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому обучающемуся адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.
3. Новизна системы работы.
Умение пользоваться мультимедийными технологиями - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Новизна системы работы состоит в усовершенствовании известных методов. Развитие творческих способностей у обучающихся, придает новую окраску педагогическому общению, способствует повышению мотивации обучающихся к производственному обучению и их самореализации. Мотивация - основа осознанной и успешной деятельности. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности предлагает работу по обеспечению взаимосвязи содержания материала и методических подходов с потенциалом обучаемости личности.
4.Адресность системы работы.
Опыт данной системы работы, сложившийся в процессе работы в училище, адресован мастерам производственного обучения, работающим в профессиональном образовании. Предполагаемые материалы помогут мастерам производственного обучения использовать в своей деятельности при развитии творческих способностей и стимулировать обучающихся в творческой деятельности.
При творческом подходе данные материалы могут быть использованы мастерами, интересующимися вопросами развития личности обучающихся, поскольку при проектировании уроков производственного обучения необходимо учитывать возрастные особенности и направленность личности обучающихся. Диагностика мотивационной сферы - необходимое условие для проектирования учебно-методического комплекса для включения обучающихся в познавательную деятельность.
5.Трудоемкость системы работы.
Работая мастером производственного обучения с 2016 года, я постоянно искала подходящую систему работы для улучшения обучения профессии обучающихся. Мною была изучена и проанализирована педагогическая литература:
ü -Ажикин Г.И. «Самостоятельная работа обучающихся профессиональных училищ в процессе производственного обучения»,
ü - Батышев Г.И. «Производственная педагогика»,
ü -Зимняя И.А. «Педагогическая психология»,
ü Климов Е.А. «Педагогический труд: психологические составляющие»,
ü Скакун В.А. «Введение в профессию мастера производственного обучения», Кудрявцева Т.В.,
ü Сухарева А.И. «Психологические основы профессионального обучения»,
ü Буренко О.А. «Работа мастера производственного обучения по освоению и использованию опыта новаторов»,
ü Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»,
ü Скакун В.А. «Контроль уроков производственного обучения» и др.
На основе изученной литературы были даны определения: Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно;
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов;
Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области; Профессиональная компетенция-способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Общая компетенция - это способ деятельности, универсальный для всех (большинства) профессий и специальностей, направленный на решение профессионально трудовых задач и являющийся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
6.Технология описания системы работы.
Используемые мною ранее дифференцированный подход и классическую форму организации учебной деятельности я считаю менее эффективными и устаревшими по сравнению с инновационными. Среди различных видов инновационных уроков, на мой взгляд, наиболее удачными можно считать следующие:
Игровые технологии - дают возможность использовать коллективные формы
взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Например, на уроках производственного обучения использую различные игры:
- игра «Тайный посетитель» (наблюдение, заполнение оценочных листов на обучающихся своей подгруппы (самоконтроль, взаимоконтроль);
- игра «Выбери необходимый материал» (при изучении ПМ03 «Окрашивание волос» выбрать правильные препараты);
- «Выбери необходимый инструмент» (например, что необходимо для определенной стрижки);
- «Найди ошибку» (из предложенного списка выбрать ненужное), предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.
Деловая игра - этот метод обучения дает обучающимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо салона красоты, парикмахерских, правила приема и обслуживания клиентов. Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным
условиям производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с товарищами, советоваться, помогать друг другу, т.е. способствует воспитанию личности.
В процессе производственного обучения стараюсь формировать у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, приемы и способы выполнения работ передовыми формами организации труда, бережное расходование материальных и энергетических ресурсов. Для возрастания интереса у обучающихся к овладению и освоению выбранной профессии, как мастер производственного обучения я внедряю в свой образовательный процесс инновационные методы обучения. На своих уроках производственного обучения наряду с практическими занятиями применяю элементы мультимедийных технологий. Мультимедийные технологии позволяют в несколько раз увеличить усвоение пройденного материала, закрепив это практическими навыками.
Каждый мастер производственного обучения работает над повышением качества знаний обучающихся. В обучении профессии должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации, внедрение новейших компьютерных технологий. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и научиться пользоваться ею.
Использование компьютера на уроке позволяет мастеру создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость обучающихся.
Мультимедийные презентации я использую на разных этапах урока: при объяснении нового материала урока, закреплении материалов урока и проверке домашнего задания.
Основная цель использования мультимедийных презентаций на уроках производственного обучения как инновационного подхода в образовании, заключена в способствовании максимального развития способностей обучающихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа мастера производственного обучения, не нарушая его логики.
Формы и место использования мультимедийных презентаций на уроке, конечно, зависит от содержания этого урока, цели, которую ставит мастер производственного обучения.
Важным средством организации восприятия информационного материала является цветовое и мультимедийное оформление. Демонстрация как бы руководит «живым созерцанием» информации, обучающиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое таким образом доходит до их сознания. Для того чтобы развивать познавательный интерес, нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации.
Важнейшей особенностью мультимедийных презентаций является их интерактивность, т.е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.
Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда мастера производственного обучения, упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.
Презентации дают возможность подать в привлекательном виде информацию. Главная дидактическая функция презентации обусловлена тем, что реализуемая в ней последовательность представления визуальных компонентов определяет порядок восприятия учебного материала. Презентация обеспечивает методически выверенное распределение внимания. Привносимая презентационной формой дополнительная регламентация действий обучаемого дисциплинирует его, существенно уменьшает эффект «разбегания глаз», снижает возможные отвлечения от работы с компьютерным учебником. После завершения одного кадра производится переход к следующему. Таким образом, использование презентационных кадров можно сравнить с просмотром интерактивного фильма. Компьютерная презентация помогает упорядочить весь материал, выстроить его, следуя логике изложения и хранить его в одном файле. Сохранение наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для мастера п/о.
Можно выделить следующие достоинства данной технологии:
- качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
- с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
- в случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;
- в зависимости от подготовленности обучающихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока п/о;
- во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место обучающегося достаточно хорошо освещено;
- повышение уровня использования наглядности на уроке п/о;
- повышение производительности урока;
- установление межпредметных связей с другими предметами;
- появляется возможность организации проектной деятельности обучающихся по созданию учебных программ под руководством мастера производственного обучения.
При использовании на уроке производственного обучения мультимедийных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие обучающимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у обучающихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности студентов.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные презентации могут быть использованы:
Для анонсирования темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);
Как сопровождение объяснения мастера
производственного обучения: на уроках производственного
обучения, я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные
конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные схемы, рисунки,
видеофрагменты анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере
для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием
действий обучающимися на своих рабочих местах.
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой
темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть
показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться
определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как мастер, не
тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой
нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится
преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции
на настенный экран) или путем синхронного вывода на экраны рабочих мест обучающихся
одного и того же кадра. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован
только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического
перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для
восприятия обучающимися того или иного кадра с учетом дополнительных
объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки студентов.
Как информационно-обучающее пособие: в
обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность обучающегося
по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Мастер производственного
обучения в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель
самостоятельной деятельности обучающихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда обучающийся по
какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он
пропустил тему по причине болезни. В этом случае обучающиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал.
И, наоборот, обучающиеся, которые успевают за урок выполнить все
предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к
следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.
Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого обучающегося,
все достигают положительного результата.
Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу
должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким
сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для
самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения.
Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной,
с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной"
навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры,
срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем
объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо
оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а также вспомогательных
меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре
"типовые" кнопки навигации, оформленные в виде
единой по стилю "панели управления".
При организации самостоятельной работы на уроке производственного
обучения важно предусмотреть наличие дополнительного материала для обучающихся,
которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.
Использование компьютера на этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный
темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие
мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта с мастером восприятие текстовой
информации с экрана монитора);
Для контроля знаний: использование
компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса,
активизирует познавательную деятельность обучающихся. Тесты могут представлять
собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые обучающийся записывает в
тетради или на специальном бланке ответов, по желанию мастера п/о смена слайдов
может быть настроена на автоматический переход через определенный
интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать
вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без
указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность
повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов
о количестве правильных и не правильных ответов. Кроме того, вывод вопросов
теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов обучающемуся
предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает
иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких
тестов можно судить о степени готовности и желании обучающихся изучать данный
раздел.
Преимущества использования мультимедийных презентаций на уроках производственного обучения:
Обучающихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В группе во время таких уроков п/о создаётся обстановка реального общения, при которой обучающиеся стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у обучающихся пропадает страх перед компьютером. Обучающиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У обучающихся появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
· Психологические особенности студентов данной группы
· Цели и результаты обучения
· Структуру познавательного пространства
· Местоположение студентов
· Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока
· Цветовую гамму оформления учебного материала
Рефлексия – каждой группе выдаются вопросы для обсуждения:
1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях?
2. Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях?
3. Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему?
4. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
5. Каковы ваши ощущения от выполненной работы?
6. Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?
При выполнении проекта реализуются принципы «Развивающей помощи», что:
· дает обучающемуся осознать себя;
· позволяет «разбудить обучающегося» — его активность и внутренние силы;
· обучающийся сам делает выбор, принимает решение и отвечает за него.
По моему мнению, такая организация обучения позволяет привить навыки сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности; происходит стимулирование у обучающихся интереса к профессии; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте информатики в жизни современного человека, развивается творческое мышление.
Таким образом, использование мультимедийных технологий на уроке позволяет познакомить студентов с элементами исследовательской деятельности и применить компьютер в качестве рабочего инструмента исследования. Такой подход в изучении способствует развитию творческой активности обучающихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной и организационной деятельности обучающихся и мастера производственного обучения, осуществить сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной учебной деятельности, учитывая уровневую дифференциацию.
7.Результативность системы работы.
Применение мультимедийных презентаций может позволить:
1. повысить мотивированность обучающихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого обучающегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний обучающимися;
7. вносить своевременные корректирующие воздействия мастера п/о по ходу учебного процесса;
8. отследить динамику развития обучающихся;
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.