Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Губернский колледж города Похвистнево»
Курсовая работа
Система работы над изложением в начальных классах
Голосова Кристина Владимировна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс 3, группа 631.
Научный руководитель: Юсупова Э.Х.
Форма получения образования: очная
Курсовая работа (проект) защищена « » 2018г.
Оценка курсовой работы (проекта) _______________________
Похвистнево, 2018
Введение
|
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи младших школьников на основе обучения изложению |
|
1.1. Роль и значение изложения в развитии речи младших школьников |
7 |
1.2. Виды изложений в начальной школе |
12 |
1.3. Анализ учебников с точки зрения материала по развитию речи младших школьников при работе над изложением |
19 |
Выводы по главе 1 |
24 |
Глава 2. Технологии обучения изложению в начальных классах в педагогической практике учителей начальных классов |
|
2.1. Организация процесса обучения разным видам изложения в начальной школе |
25 |
2.2. Приемы обучения сжатому и полному изложениям |
29 |
2.3. Методическое обеспечение обучения изложению в начальных классах |
43 |
Выводы по главе 2.
|
46 |
Заключение
|
48 |
Библиография
|
49 |
Приложения |
|
Введение
Актуальность. Согласно ФГОС изучение родного языка в начальной школе реализуют следующие цели:
→ развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом;
→ формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации.
Достижение названных целей требует решения следующих задач:
1. Изучать особенности индивидуального усвоения учениками языкового материала и вносить соответствующие коррективы в процесс обучения.
2. Развивать и корректировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление) в ходе изучения языкового материала.
3. Учить детей способам и приёмам преодоления трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера, возникающих в процессе деятельности.
4. Заложить основы письменной речи, познакомив учеников с основными правилами создания связных высказываний (предложений, текстов) и способами их применения в речевой практике.
5. Обеспечить осознанное и прочное усвоение учениками базовых терминов и понятий языка, составляющих обязательный минимум содержания образования
6. Обеспечить ученикам овладение основными программами действий по осуществлению морфологического, морфемного, орфографического и синтаксического анализа на уровне обязательного минимума содержания образования.
Учебные цели и задачи каждого года обучения подчёркивают, что в технологии обучения русскому языку учебные годы представляют собой звенья в последовательной цепи познания родного языка и несут определённую нагрузку.
Проблема – в соответствии с ФГОС, у учащихся должна быть сформирована связная речь, но в педагогической практике не всегда наблюдается, что к концу обучения в начальной школе учителю удаётся правильно сформировать связную речь.
Данное исследование посвящено вопросам работы над изложением, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Развитие связной речи для школьника выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Главной в методической науке в настоящее время являются проблемы развития связной устной и письменной речи. Обучение письму изложений является обязательной частью программы начальной школы.
Работа над изложением всегда считалось самой сложной темой в начальной школе в курсе обучения русскому языку. Многие лингвисты и методисты работали над проблемой обучения связной речи.
В наше время дети стали меньше читать, почти все свое свободное время они проводят за экранами телевизоров и мониторами, речь их развита недостаточно, словарный запас ограничен. Им сложно даже пересказать небольшой текст и составить его, дать полный ответ на вопрос. При написании изложений дети не уверены, что справятся с работой. Чтобы побудить детей к творчеству, нужно систематически развивать речь младших школьников, заниматься с каждым учеником индивидуально.
Значимость изложения в системе развития связной речи методистами определена давно и работа в этом направлении имеет место в школьной практике: изложение является для учащихся стандартным видом деятельности.
Одной из основных задач современной школы является развитие речи учащихся, в том числе при работе над изложениями на уроках русского языка.
Этим и определяется актуальность исследования системы изложения в начальных классах.
Объектом исследования является процесс работы над изложением в начальной школе.
Предмет исследования – роль, значение и виды изложений; методы и приёмы обучению изложению в начальной школе.
Цель исследования – выявление наиболее эффективных методов и приёмов обучению изложению младших школьников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать систему обучения изложению в начальной школе
2. Описать технологию работы над изложением в начальной школе
3. Выделить методические особенности обучения отдельным видам изложения.
4. Разработать сборник изложений для 2 класса с рекомендациями по их написанию.
Гипотеза исследования: работа по обучению изложению в начальной школе будет эффективной, если процесс обучения будет организовываться с учётом системы работы и с использованием разных приемов работы над изложением.
Новизна исследования: В исследовании:
- Раскрыто содержание понятий «речь», «изложение».
- Выявлены эффективные приемы обучения изложению младших школьников.
- Разработана и экспериментально проверена эффективность программы работы над системой изложений в начальной школе.
Теоретическая значимость: Результаты исследования способствуют разработке вопросов теории, и практики совершенствования организации обучения изложению младших школьников.
Практическая значимость: Его результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности школы в аспекте организации процесса обучения; в определении содержания, форм и методов организации системы работы по изучению изложения в начальной школе.
Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы (изучение психолого-педагогической, методической, научно-познавательной литературы, периодических изданий о передовом педагогическом опыте учителей), анализ дидактических средств, психологические методы (анализ продуктов творческой деятельности детей), эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование).
Базой исследования является ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево, ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух развернутых глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты обучения изложению в начальной школе
1.1. Роль и значение изложения в развитии речи младших школьников
На современном этапе совершенствования общества огромное значение имеет повышение речевой культуры.
Процесс овладения конкретным языком и есть развитие речи. Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи в единстве с развитием учащихся младших классов мышления и формированием их как личности. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на школьный период. Задача учителей начальных классов,- довести речевые умения учащегося, оканчивающего четвёртый класс, до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик в классе, т.е. обязаны совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Большое значение придаётся выполнению трёх основных условий на любом уроке русского языка. Первое – это обеспечение правильной речевой среды, второе – это создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье – это активизация словаря.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.
Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.
Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов – написание изложений.
Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах начальной школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку. Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и основ стилистики.
Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Изложения являются показателями прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области родного языка, позволяют судить, насколько продуманно построено связное высказывание и насколько оно соответствует поставленной теме.
Популярность изложения объясняется прежде всего тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему: при передаче чужого текста школьник должен максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью обращения к тем или иным законам правописания. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, более сознательно (чем при написании диктанта) используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки.
Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения.
При работе над изложениями решается очень важная задача – сформировать умение переводить устную речь в письменную. Выполняя поставленную задачу, ученики овладевают очень важным умением излагать связно и последовательно то, что они читают и слышат от других. Это умение необходимо в жизни. Оно имеет большое значение и для учебной работы школьников. Очевидна роль этого умения на всех уроках – при усвоении географии, истории, природоведения и других учебных дисциплин. Проверяя знания учащихся, учитель смотрит, как ученик излагает тот или иной материал – полно, связно и логично или фрагментарно и беспорядочно.
Однако сказанным не исчерпывается значение изложений как одного из видов упражнений по развитию речи учащихся. При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача воспринятого текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре.
То же следует сказать и об обогащении речи учащихся грамматическими средствами выражения мысли. Синтаксическое построение текста, который предназначается для изложения, при определенной подготовительной работе оказывает влияние на речь учащихся.
Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.
Изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если будут выполняться следующие условия.
Во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только будет доступен учащимся, но и сможет повести их за собой, т. е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся. В связи с этим можно определить требования к текстам, выбираемых для письменных изложений
1. Тексты следует выбирать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни людей, картины родной природы. Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.
2. Тексты должны быть более доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, образами, требующими сложного и длительного разъяснения.
3. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.
А, во-вторых, если пересказ будет выполняться осознанно, по следам проведенного анализа. Из этого можно сделать два методических вывода:
1) текст для пересказа нужно специально выбирать, отдавая себе отчет, на какие именно вопросы содержания, построения предложений, выбора слов нужно обратить внимание учащихся;
2) изложению должен предшествовать тщательный анализ текста, в том числе с точки зрения отбора сведений, их организации, а также правильности, точности, богатства, выразительности использования языковых средств.
Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию. Прежде всего, он учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью, иначе говоря, учит сознательно воспринимать высказывание. Но вместе с тем проведенный анализ – это база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных.
Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из основных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка. Без систематического обогащения устной и письменной речи на протяжении всех лет обучения невозможно эффективное повышение культуры речи учащихся, их общего развития.
Развитие речи и мышления имеет место на каждом уроке. Очень важно следить за тем, как говорят дети, общаясь между собой. Ведь человек, который не в состоянии выразить свои мысли в устной и письменной речи не может быть грамотным. На это овладение правильной речью, точным выражением своих мыслей направлено обучение. А сделать его интересным, желаемым сможет учитель.
Из всего, вышесказанного, следует, что проведение изложения положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств, в соответствии с задачей и условиями общения и др.
1.2. Виды изложений в начальной школе
Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выделить специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи. Таких оснований два:
1. Способ восприятия текста;
2. Характер его воспроизведения.
По способу восприятия изложения делятся на:
- Изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или аудиозапись);
- Изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
- Изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.
Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.
По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:
1. Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).
2. Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).
3. Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).
4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).
Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора. Данный вид изложения применяется во 2, 3 классе.
Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.
Таким образом, с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:
1. Умение раскрывать тему и основную мысль;
2. Умение использовать композиционные и языковые средства;
3. Умение совершенствовать написанное.
Выборочное изложение - это такое устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания. Данный вид изложения применяется на протяжении перода начального образования.
В основе выборочного изложения лежит тематический отбор материала и его воспроизведение.
Приемы работы:
1. Выборочное чтение.
2. Выборочное списывание.
3. Извлечение, отбор из текста материала на данную тему.
4. Определение темы изложения на основе данного материала. Это обратный прием работы сравнению с предыдущим.
5. Устное выборочное изложение.
Устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки, учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом.
Иногда при выборочном изложении устанавливают новые формы связи между частями, приводят к своему изложению, - все это стимулирует творческую деятельность учащихся.
При выборочном изложении дети слушают или читают весь рассказ, затем получают конкретное задание, о чем именно рассказывать в изложении.
Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания. Данный вид изложения применяется в 3,4 классах.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:
1. Умение вычленять главное в информации.
2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).
4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:
- Выделение главной информации предложения (простого или сложного).
- Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).
- Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.
- Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.
- Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.
- Подбор обобщающего слова к ряду слов.
- Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.
Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала.
Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированиям коммуникативных умений. Так, если при подробном изложении в основном совершенствуется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя готовые языковые средства, то при выборочном изложении формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, находить свои языковые средства для связи отобранного материала. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании, овладевают языковыми средствами обобщенной передачей содержания. Изложения с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливают к созданию своих текстов.
Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.
Известны три основных способа сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Упрощение
При исключении необходимо:
§ выделить главное (существенное) и детали (подробности);
§ убрать детали;
§ пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
§ пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
§ объединить существенное;
§ составить новый текст.
Варианты исключения:
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
Например
До сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
После сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Например
До сжатия:
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
После сжатия:
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
При обобщении необходимо:
§ вычленить единичные факты;
§ подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
§ составить новый текст.
До сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
После сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
При упрощении необходимо:
§ заменить сложное предложение простым;
§ заменить предложение или его часть указательным местоимением;
§ объединить два или три предложения в одно;
§ разбить сложное предложение на сокращённые простые;
§ перевести прямую речь в косвенную.
Например, замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
До сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
После сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
До сжатия:
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
После сжатия:
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
До сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
После сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
§ замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
§ замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
До сжатия:
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
После сжатия:
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Использование данных приёмов позволяет значительно сократить объём подробного изложения.
Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста (слушание, чтение, слушание и чтение) обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо его зрительное восприятие.
1.3.Анализ учебников с точки зрения материала по развитию речи младших школьников при работе над изложением
Изучение психологической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы позволило выделить теоретические основы обучения изложению младших школьников. Психологической основой обучения изложению является учение о речевой деятельности и процессе порождения высказывания. Изложение, для школьников является средством усвоения и занимает важное место в учебной деятельности, а для учителя является одним из средств проверки усвоения учебного материала.
В обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся, изложение играют важную роль. Каждому виду изложений (подробному, выборочному, сжатому и творческому) принадлежит особое место в общей системе работы по развитию связной речи и формированию коммуникативно-речевых умений. Подготовка и проведение изложений способствуют формированию коммуникативно-речевых умений.
Современное образование характеризуется вариативностью программ обучения, а, следовательно, и учебников по русскому языку.
Современные учебники предусматривают структурное, семантическое, функциональное и коммуникативное направления. Все больше внимания при создании учебника уделяется теории речевой деятельности, появились отдельные пособии по риторике.
Учебник содержит определенный объем знаний по следующим разделам русского языка: графика и фонетика, лексика и семантика, морфемика и словообразование, грамматика – морфология и синтаксис. В настоящее время большое внимания уделяется развитию речи обучающихся, поэтому современные учебники содержат комплекс упражнений по развитию речи младших школьников. Неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты не только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определённое воздействие на эмоциональное состояние и субъектный опыт жизни. Это создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов.
Большое значение авторы учебников уделяют правильности речи младших школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением слов («что», «скучно»), с нормами ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи («магазин», «свёкла», «шофёр», «поняла»), учатся правильному употреблению в речи слов «одел», «надел», «оделся» и других.
Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения строить связные тексты. Положительным является то, что в учебниках представлено большое количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны, помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются для обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи.
Учебник из серии «Русский язык» – составная часть комплекта учебников и предметных программ непрерывных курсов, реализующих образовательную программу «Перспектива». Органичное сочетание принципов научности, систематичности, перспективности, а вместе с тем доступности и увлекательности, которые заложены в учебных пособиях авторской серии, формирует у ребенка особый стиль учебной деятельности: Побуждает его задавать вопросы, размышлять, вызывать потребность учиться.
Одна из особенностей новых учебников по русскому языку для начальной школы состоит в том, что ведущим направлением учебной деятельности является овладение не просто письменной речью, а культурой письменного общения. Поэтому в ряд основных разделов, изучаемых в каждом классе, выделяются разделы «Предложение», «Текст» и «Слово». Помимо названных разделов, в учебниках присутствует «Развитие речи», необозначенный как специальный раздел, но, безусловно, являющийся сквозной линией всего русского языка.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
В пособии включены упражнения не только на списывание, но и осложненные, выборочные. Предусмотрены также упражнения, выполняя которые дети самостоятельно записывают предложения и тексты.
Сравнительный анализ содержания учебного материала, направленного на развитие письменной связной речи в учебниках русского языка по программам «Школа России» и «Перспектива».
Одним из достоинств системы «Школа России», является учебник-тетрадь для первого класса. При определении содержания учебника исходным является положение о том, что обучение русскому языку в 1-ом классе – это пропедевтический этап в системе начального курса обучения. Здесь предусматривается работа над словом, предложением, текстом, их функциями в общении.
Системно-концентрический принцип обучения русскому языку реализуется во 2-ом – 4-ом классах. Изучение части «Слова. Части речи.» направлено на поэтапное формирование понятие «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение» и на развитие умения употреблять их в речи. В 3-м классе знания о связи слов в предложении расширяются, что происходит, прежде всего, в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным является также ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации. В 4-м классе в связи с изучением падежных форм имен существительных и имен прилагательных знания в словосочетаниях несколько углубляются, практически происходит ознакомление с типами связи слов в словосочетании: с управлением и согласованием. Новым для обучающихся 4-го класса является изучение предложений с однородными членами.
Опираясь на вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что усложнение учебного материала от класса к классу происходит путем включение в систему курса новых признаков понятий, то есть путем их дальнейшего развития.
Образовательная программа «Перспектива» предусматривает овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, имеются разделы «Предложение» и «Текст», «Развитие речи». Однако он не выделен в качестве специального раздела для изучения, но является ведущим направлением работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Таким образом, современные программы обучения русскому языку как предмету (авторов Л.Ф Климановой, С.Г Макеевой) уделяют большое внимание вопросам развития речи младших школьников. Содержание учебников направлено на развитие сначала устной речи (пересказы, устное составление рассказов), постепенно переходя к развитию письменной речи (изложения, сочинения). Отличительной особенностью, на мой взгляд, является то, что данная программа предполагает развитие письменной речи в процессе формирования умений писать изложения.
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся начальных классов показал, что в большинстве из них содержится стройная, логически обоснованная работа по обучению детей изложению разных видов. Некоторые авторы вообще не предусматривают проведение сжатых пересказов и сжатых изложений (В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, A.B. Полякова).
Например, по программе «Перспектива» обучение сжатому виду изложений ведется с начала учебного года параллельно с обучением краткому пересказу на уроках чтения.
Методическая целесообразность использования упражнений в изложении текста заключается не только в речевом развитии детей, но и в подготовке их к аннотированию, реферированию, конспектированию учебного материала в старших классах.
Выводы по главе 1.
1. Отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов – написание изложений.
2. Проведение изложения положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств, в соответствии с задачей и условиями общения и др.
3. Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выделить специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи.
4. Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.
5. Каждому виду изложений (подробному, выборочному, сжатому и творческому) принадлежит особое место в общей системе работы по развитию связной речи и формированию коммуникативно-речевых умений.
6. Работа над подробным и сжатым изложением может вестись со 2 класса и на протяжении обучения в начальной школе, а работа с выборочным только с 3, когда дети хорошо знакомы с основными частями речи и правилами построения словосочетаний, предложений, текстов.
Глава 2. Технологии обучения изложению в начальных классах в педагогической практике учителей начальных классов
2.1. Организация процесса обучения разным видам изложения в начальной школе
Научить младших школьников писать изложения – большой и кропотливый труд. Изложение даёт возможность научить ребёнка бережно относиться к слову, понимать красоту родного языка, выражать свои мысли ясно, красочно и правдиво.
Начинать работу над изложениями необходимо с устного, а затем письменного пересказа простых по сюжету рассказов.
Обучение изложению, как показывает практика, рекомендуется начинать со 2 класса.
Целесообразно проводить работу по обучению младших школьников написанию изложений в 6 этапов.
1 этап (с декабря 1 класса)
Это самый первый этап, когда учащимся даётся понятие изложения, идёт детальное обучение школьников правилам построения предложений и самого текста.
1) знакомство учащихся с содержанием текста;
2) уточнение количества частей в тексте;
3) ответы на вопросы к тексту;
4) работа с планом, включающим в себя вопросы к тексту (к каждому предложению) и слова для построения ответов;
5) устный пересказ всего текста несколькими учениками;
6) словарно-орфографическая подготовка;
7) запись текста.
5) Устный пересказ всего текста несколькими учениками. Сначала пересказывается первая часть текста, потом – вторая, потом – третья. Затем текст пересказывается полностью.
6) Словарно-орфографическая подготовка.
7) Запись текста. Вопросы к тексту и слова для построения ответов остаются на доске, учащиеся могут пользоваться данными записями при написании изложения. Ученики по желанию могут писать работу сначала на черновике.
2 этап ( с сентября 2 класса)
Работа строится так же, как и на первом этапе. Отличие состоит в том, что при написании изложения учащимися слова для построения ответов вытираются с доски.
3 этап (с января 2 класса)
Работа строится так же, как и на первом этапе. Отличие состоит в том, что при написании изложения учащимися вопросы к тексту и слова для построения ответов вытираются с доски.
4 этап (с сентября 3 класса)
Работа строится так же, как и на первом этапе. Отличие состоит в том, что вместо вопросов к тексту и слов для построения ответов используется вопросный план. Ответ на каждый вопрос плана состоит не из одного предложения, а из 2 – 3 предложений.
5 этап (с декабря 3 класса)
Обучение изложению осуществляется по готовому или коллективно составленному плану. Используется подробный пересказ текста.
6 этап (с сентября 4 класса)
Обучение изложению осуществляется коллективно или индивидуально составленному плану. Используется подробный или сжатый пересказ текста.
Продолжительность каждого этапа зависит от уровня развития речи учащихся класса.
Так, во втором классе могут быть использованы этапы 1 – 3, при хорошей подготовке учащихся – этапы 1 – 4. Обучение изложению по схеме 5 этапа осуществляется во 2 или 3 классе, по схеме 6 этапа – в 3 или 4 классе.
В случае слабой речевой подготовки учащихся класса продолжительность 1 – 3 этапов может быть продлена до конца 1 полугодия 3 класса.
При работе над изложением с целью выполнения работы с большей степенью успешности следует учитывать ведущие способы восприятия информации учащимися.
Как известно, можно получать и усваивать информацию несколькими путями: визуально, аудиально и кинестетически.
Необходимо работать так, чтобы каждый ученик имел равный доступ к тексту с целью его адекватного восприятия. Каждому учащемуся целесообразно предложить при работе над изложением следующее:
1) текст изложения (с пропусками на месте орфограмм);
2) лист бумаги для рисования, цветные карандаши.
Первый раз читать текст должен учитель, после чего каждый ученик (по желанию) может либо перечитать текст самостоятельно, либо нарисовать иллюстрацию, либо схемой изобразить содержание. Единственное условие - запрет на записывание текста. Далее при повторном чтении текста учащиеся могут либо просто слушать, либо продолжать работу над иллюстрацией, либо по своему экземпляру следить за содержанием.
Начиная с 3 этапа обучения изложению текста целесообразно ввести в работу памятку по написанию изложения следующего содержания:
1. Внимательно слушаю текст, представляю себя участником (участницей) событий, которые происходят в тексте.
2. Вспоминаю похожие случаи из своей жизни.
3. Мысленно делю текст на отдельные картины.
4. При повторном чтении определяю главные слова для каждой картины.
5. Записываю эти слова, а вокруг них располагаю слова – помощники.
6. Составляю текст отдельно для каждого эпизода.
7. Записываю текст.
8. Сравниваю, соответствует ли текст, придуманный мною, тем картинками, которые я вижу в своем воображении.
9. Проверяю орфографию. Полагаюсь на свои чувства. Неправильные слова сразу вижу.
10. Прочитываю изложение ещё раз, вслушиваюсь, как звучит текст.
11. Чувствую, что работа удалась, и радуюсь успеху.
Любые изложения можно писать только после тщательной и кропотливой подготовки. У каждого учителя есть свои методы написания изложений, но цель должна быть одна - научить не только грамотно писать, но и логично, образно мыслить, научить правильно, пользоваться словом.
При работе над изложением необходимо:
· не подавлять своим авторитетом личность ученика, не подменять его восприятия, мнения, вкуса своими;
· брать для изложения тексты, близкие и понятные ученикам, интересные для них;
· стремиться развивать у детей воображение, фантазию;
· каждое изложение нужно тщательно, обдуманно готовить;
· приучать ребят требовательно относиться к слову: к его точности, правдивости, образности;
· обязательно анализировать изложения в классе при активном участии детей.
Как показывает практика, изложения очень полезны для развития речи учащихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме.
Исходя из выше сказанного, можно придти к выводу, что только при соблюдении всех правил обучения изложению можно добиться развития грамотного строя речи ребёнка
2.2. Приемы обучения полному и сжатому изложениям
Изложение – традиционный вид учебной работы по развитию связной речи школьников. Каждый вид изложения преследует свою цель. Учителю, для достижения учащимися этой цели, необходимо знать и владеть методикой работы над изложением.
Понятие об изложении вводится во 2 классе. Для 1 этапа работы удобнее всего использовать подробное изложение по зрительно воспринимаемому тексту. На 2 этапе все знания об изложении закрепляются, систематизируются.
Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению, хотя он имеет значение и сам по себе для развития устной речи. При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работы:
1) воспроизведение прочитанного по вопросам;
2) связный пересказ прочитанного;
3) придумывание заглавий;
4) составление плана к прочитанному;
5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов; творческие работы по прочитанному (сочинения, близкие по тематике к прочитанному).
Методика работы над подробным изложением.
Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.
Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.
Учитель: Как вы думаете, что значит написать изложение? Изложить – это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь.
Учитель читает текст, обращает внимание на смысловую целостность текста: о чём говорит заглавие, выделяет опорные слова, выясняет смысл непонятных слов, их написание. Языковая подготовка к изложению должна включать помимо выяснения непонятных слов, работу над лексикой, опорно-выразительными средствами, может сочетаться с работой над планом и композицией текста. Чтобы правильно составить план, дети уже при ознакомительном чтении должны определить, какой тип речи доминирует в данном тексте. Работа над композицией включает в себя:
- повторение сведений о тексте как о единице языка;
- теоретический анализ композиционных особенностей рассказа. Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связаны по смыслу). Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный, рассказывается о событиях). О чем этот текст? (Этот текст о подарке, который привёз дядя Андрей из Африки)
Учитель: Чтобы отразить содержание текста, мы должны составить план (коллективная работа над планом рассказа). Составление плана опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок.
Дети читают второй раз текст с установкой на детальное чтение текста (выделить основные смысловые части текста).
Ещё раз перечитайте 1 часть и выразите её содержание в виде одного предложения. Наиболее удачный вариант записывается на доске. (Аналогично сжимается 2,3 части). В процессе работы над построением и языком текста учащиеся повторяют сведения о типах речи и под руководством учителя приходят к выводу, что в связном тексте все предложения связаны между собой. Для их связи используются специальные слова. Составляя план, дети решают две задачи: выделяют основные части и озаглавливают их; запоминают последовательность событий. Подготовка к устному пересказу текста, сам пересказ и написание изложения.
Таким образом, с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:
1. Умение раскрывать тему и основную мысль;
2. Умение использовать композиционные и языковые средства;
3. Умение совершенствовать написанное.
В качестве примера, можно привести урок развития речи учителя начальных классов Мелеховской СОШ №1 Толмачёвой В.Ф:
Тема урока. Подробное изложение по тексту «Отважный пингвиненок».
Цель урока.
1. Закрепление понятия «подробное изложение текста».
2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Отважный пингвиненок.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и ... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море. (100 слов)
(Г. Снегирев)
Предварительная работа.
Цель предварительной работы - предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочеты. Предварительная (рассредоточенная) подготовка может включать следующие задания:
1. Образовать множественное число от существительного птенец.
2. Составить предложения с глаголами: купаться - купаются, бросаться - бросаются.
3. Объяснить значение слова вскарабкаться (подняться, цепляясь руками и ногами; вскарабкаться на гору).
Ход урока.
I. Постановка задачи урока.
II. Вступительная беседа.
III. Чтение текста учителем.
IV. Анализ текста.
V. Работа над планом.
VI. Повторное чтение текста.
VII. Написание изложения.
VIII. Самоконтроль.
I. Постановка задачи урока.
Учитель сообщает о том, что учащимся предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, то есть написать изложение. Текст надо пересказывать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
II. Вступительная беседа.
- Перед вами стоит задача пересказать текст подробно.
- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст - значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвиненке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
III. Чтение текста учителем.
Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: «Как купался пингвиненок». «Отважный пингвиненок». «Маленький пингвиненок». (Учитель не читает название текста.)
IV. Анализ текста.
- О чем говорится в тексте (его тема)?
- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
- Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
- От какого лица идет повествование? Как начинается повествование? («Однажды я ...»)
- Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
- Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
- Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
- Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему...)
- Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок - птенец - малыш).
- Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
- Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.
Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.
- Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть, в которой говорится, как искупался пингвиненок.
V. Работа над планом.
Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ее заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске.
Первый - третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.
Примерный план.
1. Маленький пингвиненок.
2. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
3. Наконец малыш решился и бросился в море.
4. «Это был самый отважный пингвиненок».
VI. Повторное чтение текста.
VII. Написание изложения.
Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался... увидел...). Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части (основы).
VIII. Самоконтроль.
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
На основе обобщения педагогического опыта учителя начальных классов Мелеховской средней общеобразовательной школы №1Толмачёвой В.Ф, я проводила урок развития речи во 2а класса ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево:
-Для чего мы пишем изложения? (Мы пишем изложения дл того, что бы научиться грамотно выражать свои мысли)
-Попробуйте сформулировать цель нашего урока (Будем учиться правильно выражать свои мысли на письме)
-Послушайте внимательно текст.
Люлька.
Дядя Володя привёз из поездки в Африку маленькую обезьянку Люльку. Андрей был очень рад подарку.
Сразу в доме начались сплошные беспорядки. Вдруг падал столик и разбивалась посуда. Книжки и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появилась большая дыра.
Везде лежали следы Люлькиных проделок. Пришлось отдать Люльку в цирк.
- Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связаны по смыслу)
- Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный, рассказывается о событиях)
- О чем этот текст? (Этот текст о подарке, который привёз дядя Андрей из Африки)
- Кого привёз дядя Володя из поездки? (Дядя Володя привёз из поездки в Африку маленькую обезьянку Люльку).
- Как отнёсся Андрей к подарку? (Андрей был очень рад подарку).
- Что стало происходить в доме? (Сразу в доме начались сплошные беспорядки).
-Что происходило со столиком и с посудой? (Вдруг падал столик и разбивалась посуда).
-Куда попадали Андрюшины книжки и карандаши? (Книжки и карандаши попадали под кровать).
- Где появилась большая дыра? (В мамином платье появилась большая дыра).
- Где лежали следы люлькиных проделок? (Везде лежали слеты люлькиных проделок).
- Куда пришлось отдать Люльку? (Пришлось отдать Люльку в цирк).
-Ребята, сколько у нас в тексте красных строк? Почему? (Три красные строки. Они показывают начало каждой части)
-Посмотрите на текст, сколько в нем частей? Докажите.
-Давайте составим план.
1. Прочитайте первую часть. Сколько предложений в первой части? (2)
-Как можно озаглавить 1 часть? (Подарок)
2. Прочитайте вторую часть. Сколько предложений во второй части? (4)
-Как можно озаглавить 2 часть? (Беспорядки в доме)
1. Прочитайте третью часть. Сколько предложений в третьей части? (2)
-Как можно озаглавить 3 часть? (Люльку отдали)
-План составили, теперь поработаем с ошибкоопасными местами.
- Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы (Имена собственные)
-Обратить внимание на написание слов: обезьянка, разбивалась посуда, кровать, проделки, отдать, цирк
-Откройте свои тетради. Запишите:
28 апреля
Изложение
Люлька
-Обратите внимание, что точки в конце не ставим.
-А теперь используя вопросы, запишите рассказ в тетрадь.
-Ребята, кто хочет прочесть свое изложение?
-Кто заметил ошибки, неточности?
-Что получилось хорошо?
-Что мы делали с вами сегодня на уроке?
-Чему научились?
Методика работы над сжатым изложением
Сжатое изложение текста – это краткий его пересказ. В основе лежит “свёртывание” или сжатие информации. Прежде чем записать текст, ребёнок должен его обработать, но не просто отбросить ненужную информацию и за этот счёт сократить текст, а так, чтобы через достаточно длительный промежуток времени можно было вновь развернуть текст без существенной её утраты. Процесс написания сжатого изложения слагается из ряда этапов, которые учитель должен использовать в работе с детьми:
1 этап. Аудирование – организация учителем восприятия текста (лучше зрительно) с установкой на ознакомительное чтение.
2 этап. Выделение главных смысловых частей плана, т.е. составление плана, которое опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок. Учитель второй раз читает текст с установкой на детальное слушание: детям необходимо определить, сколько в тексте частей и выделить в каждой части опорные слова. Только после выделения основных частей текста ребёнок может приступить к свёртыванию информации, находящейся в каждой части. Результатом сжатия должно стать уменьшение объёма текста по сравнению с исходным при сохранении главных мыслей. Сюда же относится и работа по сокращению текста в соответствии с составленным планом.
3 этап. Учитель начинает обучение переформулированию каждой части и выбору наиболее удачных формулировок в соответствии с основной мыслью части. Критерий отбора заголовка – точность, соответствие основной мысли. При написании сжатого изложения переформулировка состоит в том, что сохраняются только главные мысли в каждой части, и они носят фразовый характер. Поэтому наступает момент сжатия фразы до назывного предложения, состоящего из 2-3 слов.
Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.
Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:
1. Умение вычленять главное в информации.
2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).
4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:
- Выделение главной информации предложения (простого или сложного).
- Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).
- Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.
- Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.
- Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.
- Подбор обобщающего слова к ряду слов.
- Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.
Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала.
Вот пример урока сжатого изложения рассказа И. Арамилева «Димка»
Цель урока. Показать учащимся основные приемы сжатой передачи содержания рассказа.
Ход урока.
I. Учитель говорит о любви писателя Арамилева к животным и приводит его слова: «Иногда люди бьют собак. Когда я вижу это, я вздрагиваю, как будто это бьют меня. Знаете ли вы, люди, что собака составляет одно из самых замечательных и полезных приобретений, сделанных когда-либо человеком?»
- Вот послушайте его рассказ и решите: кого же приобрел человек, приручив собаку?
После удачной охоты я отдыхал у костра. Я разделся, повесил ружье на дерево. Димка сладко спал. Сон его был чуток. Чуть я шевельнусь, как пес открывал глаза.
По шерсти и по складу Димка походил на волка. Но был меньше волка. Димка отличался смирным нравом. Ко мне пес был очень привязан.
Вдруг на поляне возник волк. Он бежал ко мне. Пасть была широко раскрыта, челюсть отвисла. Я понял, что выстрелить не успею.
Тут Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба. Наконец я изловчился и спустил курок. Волк был убит вторым выстрелом.
Дома я смазал раны Димки формалином. Но поехать с ним к врачу за сотню верст не мог. В тайге было осеннее бездорожье. Я посадил собаку на цепь и молча смотрел, как гибнет четвероногий друг.
Через две недели Димка умер.
Я часто вспоминаю своего верного друга.
Анализ. От чего умер Димка? Из чего видно, что волк был бешеным? (перечитать описание волка). За кого же Димка отдал жизнь? Почему пес был так привязан к хозяину? Почему хозяин не мог вылечить Димку? Как иначе можно озаглавить рассказ?
План изложения:
1. Отдых у костра.
2. Бешеный волк.
3. Защитник.
4. Волк убит.
5. Смерть Димки.
6. Чему учит нас рассказ Арамилева?
Изложение в 60 - 65 слов.
II. Выразительное чтение рассказа учителем и анализ содержания.
После анализа ставится вопрос: «Какое место рассказа вас особенно взволновало?» (Выслушав различные ответы, надо разъяснить, что хозяин не успел бы довести собаку к врачу: она бы взбесилась во время длительного пути через тайгу).
- Вас взволновал рассказ, - говорит учитель. – Писатель этого и хотел: он рассказал и Димке, чтобы заставить нас задуматься. Как вы, подумав, теперь ответите на мой вопрос: «Кого приобрел человек, приручив собаку?»
Формулируется главная мысль рассказа: собака - верный друг человека.
Вот о верности нам и нужно написать изложение. Подробно записать рассказ мы не сумеем: он велик. Запишем его сжато. Что главное нужно передать?
Учащиеся перечисляют, что важно сохранить в изложении? Охотник был беззащитен в минуту опасности: Димка бросился защищать хозяина; опасность была очень велика. (Почему? Волк был бешеным.)
III. Подготовка к сжатому изложению.
Учитель читает рассказ по частям; затем обсуждают, что можно опустить при изложении.
Первый абзац - он необходим, чтобы показать, что охотник не ждет беды. Второй абзац - можно сократить описание собаки; нужно оставить самое важное. Димка был привязан к хозяину. Третий абзац - о волке можно сказать двумя предложениями: что появился, что был бешеный. Четвертый абзац - его нужно передать подробно; но о смерти волка можно сказать в одном предложении. Пятый абзац - это очень печальная часть, но передать ее надо одним предложением: «Через две недели Димка умер от укусов бешеного волка».
Учитель открывает план на доске. Рядом с вопросами плана указано число предложений для передачи содержания каждого пункта плана. Проводится пересказ по частям, в процессе которого редактируется ответ на каждый вопрос плана.
В результате такой подготовки изложение получится небольшое по объему:
«Охотник отдыхал у костра. Он повесил ружье на дерево. Пес Димка спал у его ног. Димка был очень привязан к хозяину.
Вдруг на поляне возник волк. Волк был бешеный. Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба. Наконец охотник сумел выстрелить. Волк был убит.
Через две недели Димка умер от укусов бешеного волка».
IV. Письмо изложения по плану и опорным словам.
Таким образом, при проведении изложений необходимо учитывать особенности данного типа и знать методику. Каждый вид изложения преследует свою цель. При разработке методики проведения изложения необходимо учитывать его характеристику. Текст должен соответствовать требованиям данного типа изложения. Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, формирует навыки запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников.
Помимо, опыта работы учителей начальных классов, мной был изучен опыт методиста, который является автором учебных пособий по написанию изложений Светланы Александровны Есениной.
«Как научить Вашего ребёнка писать изложения», разработанное для 1-2, 3 и 4 классов – одно из методических пособий Светланы Александровны.
Автор предлагает следующую систему работы над изложением. Дается периотизация работы над изложением с 1 по 4 классы. Она соответствует той периотизации, о которой я говорила выше.
Но мне, как автору работы, понравились тексты, которые предлагает Светлана Александровна на каждом этапе работы.
К каждому тексту, на каждом этапе работы, в соответствии с возрастом и особенностями развития речи, предложены вопросы и задания к текстам, указаны методы и приемы организации работы над этими текстами.
Таким образом, опыт данного методиста ценен в том, что она включает в свое содержание всевозможные задания, разработки для проведения уроков с, соответствующими каждому этапу работы над изложением, временными указаниями.
Так же, в каждой разработке предлагается текст, и заданий к нему. В начале каждой разработки предлагается речевая разминка. Этот материал не обязательно весь использовать в начале урока. Часть заданий можно дать в качестве работы над ошибками после того, как изложение написано или для работы дома. После речевой разминки идёт работа над изложением.
Для детей автор предусмотрел « подсказки» в конце каждого пособия – всевозможные словари, а так же планы предлагаемых изложений.
Есенина, разрабатывая свои учебные пособия, старается учесть не только методическую осведомленность учителя, но и возможную не осведомленность родителей, именно поэтому в книги включены критерии оценивания изложений, что так же может помочь в решении конфликтной ситуации.
2.3. Методическое обеспечение обучения изложению в начальных классах
При подготовке к изложению может быть использован и такой прием работы, как составление рабочих материалов. Назначение этого приема - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста
Рабочие материалы - это строительный материал для создания будущего текста; использовать их необходимо творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего высказывания. В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений.
Проверку работ первого варианта лучше проводить карандашом - это косвенно будет указывать на рекомендательный, обучающий характер проверки. Учительские исправления в тексте и пояснения на полях тетради послужат юным авторам краткими советами для дальнейшей работы над изложением. Оценка за первый вариант не ставится.
Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ.
Проверка изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика. Пленкин Н.А. делает замечание: "Лежащая перед нами ученическая тетрадь, это наивное и несовершенное создание детской мысли, - уже произведение начинающего автора, пусть еще неопытного и неумелого, но уже автора".
Перед возвращением детям проверенных тетрадей учитель во вступительном слове коротко отмечает общие для класса достоинства и недостатки работ, указывает на способы устранения недостатков.
Повторная проверка тетрадей, окончательного варианта изложения проводится, как обычно, красной пастой, и по итогам проверки ставится оценка.
Оценивание изложений
Оценка 5 ставится, если:
· содержание работы полностью соответствует теме;
· нет фактических ошибок;
· содержание излагается последовательно;
· работа отличается богатством словаря;
· достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.
Оценка 4 ставится в том случае, если:
· содержание работы в основном соответствует теме;
· содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности;
· нарушение последовательности в изложении мысли;
· лексический и грамматический строй речи разнообразен;
· стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.
Оценка 3 ставится, если:
· имеются существенные отклонения от темы;
· достоверность в главном, но есть фактические неточности;
· допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
· беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление;
· стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.
Оценка 2 выставляется в том случае, когда
· текст не соответствует теме;
· допущено много неточностей;
· нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану;
· беден словарь;
· нарушение стилевого единства текста.
Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.
1 (единица) выставляется, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании текста, 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Основными критериями оценки изложений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две оценки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Выводы по главе 2:
1. Любые изложения можно писать только после тщательной и кропотливой подготовки. У каждого учителя есть свои методы написания изложений, но цель должна быть одна - научить не только грамотно писать, но и логично, образно мыслить, научить правильно, пользоваться словом.
2. Как показывает практика, изложения очень полезны для развития речи учащихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме.
3. Каждый вид изложения преследует свою цель. Учителю, для достижения учащимися этой цели, необходимо знать и владеть методикой работы над изложением.
4. При разработке методики проведения изложения необходимо учитывать его характеристику. Текст должен соответствовать требованиям данного типа изложения. Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, формирует навыки запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников.
5. Проверка изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика.
6. Основными критериями оценки изложений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Заключение
Мною был проанализирован опыт работы над изложением учителей-методистов; изучена психологическая, методическая, лингвистическая литература по данной теме.
На основе сказанного выше, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи будет эффективной, если учитель систематически использует в своей практике различные виды изложений в соответствии с Программой, оказывает индивидуальную помощь учащимся, качественно проводит работу по анализу детских работ.
Перед началом учебного года учителю необходимо планировать виды изложений, подбирать тексты, продумывать подготовительные упражнения.
Для повышения эффективности работы по развитию связной речи необходимо сделать ее систематичной, используя при этом методы обучения в комплексе.
Важно помнить, что только тщательно спланированная и хорошо организованная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, развивать речь школьников, а в целом способствовать повышению языковой культуры, формированию у ребенка уважения и любви к родному языку.
Вопрос формирования связной устной и письменной речи остается весьма актуальным и перспективным, требующим дальнейших разработок.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая автором в начале исследования в начале работы, полностью нашла своё подтверждение.
Библиография
1. Баринова, Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Классификация изложений и общие требования к ним [Текст] / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.: Просвещение, 2013. – 178 с.
2. Баринова, Е.А. Методика русского языка [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев ; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. А. Бариновой. – М.: Просвещение, 2014. – С. 368- 370.
3. Осипова, И.В. Формирование речевой компетенции учащихся начальной школы на уроках русского языка [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 Методика преподавания и воспитания (русский язык) / И.В. Осипова. - Ереван, 2017. - 24с.
4. Баринова, Е.А. Классификация изложений и общие требования к ним [Текст] / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.: Просвещение, 2014. – С.178-179 .
5. Ладыженская, Т.Л. Обучение устной и письменной речи (связная речь) [Текст] / Т.Л. Ладыженская // Методика преподавания русского языка в школе. – 2013. – № 3. – С. 279-280.
6. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – С. 463-464 .
7. Блюз, С.М. Работа над ошибками. Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» [Текст] / С.М. Блюз // Начальная школа – 2014. – № 8 – С. 40 – 45
8. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения [Текст]: пособ. для учителя / И.Д. Морозова. – М.: Просвещение, 2014. –118с.
9. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст] / М.С.Соловейчик, П.С. Жодек, В.Г. Горецкий и др. – 4-е изд. стер. - М.: Просвещение, 2013. – С. 380-383.
10. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: учебник/ М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2015. – С. 288-368.
11. Страхова, Л.Л. Пишем изложение по плану. 3-4 класс [Текст]: познавательные тексты, подробные планы, различные уровни сложности / Л.Л. Страхова. – СПб.: Литера, 2013. – 62с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.